г.Москва |
|
29 ноября 2013 г. |
Дело N А40-106009/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
при ведении протокола помощником судьи Аверьяновым И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАТИ г.Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.10.2013
по делу N А40-106009/2013 (106-705), принятое судьей Кузнецовой С.А. в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "Русские отели" (ИНН 7706552655, ОГРН 1047796724205, 105062, г.Москва, ул.Подсосенский пер., д.21, стр.2)
к ОАТИ г.Москвы (ИНН 7709083955, ОГРН 1037739099067, 121099, ул.Новый Арбат, д.36/9)
об оспаривании постановления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Клещевникова Н.М. по дов. от 28.10.2013 г.; |
от ответчика: |
Пенина М.О. по дов. от 03.04.2013 г. N 01-30-443/3, удост. N 41092; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русские отели" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Объединения административно-технических инспекций г. Москвы (далее - ОАТИ г. Москвы, ответчик) от 21.06.2013 г. N 44-Ш08-2615, принятого в связи с привлечением Общества к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП г.Москвы и наложением административного наказания в виде штрафа 100 000 руб.
Определением от 09.08.2013 г. арбитражный суд принял заявление и перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам упрощенного производства в порядке, установленном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2013 г. вышеуказанные требования удовлетворены, поскольку собранные административным органом доказательства не способны подтвердить в установленном законом порядке событие и состав вменяемого Обществу правонарушения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАТИ г. Москвы обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившегося с жалобой лица, выводы суда первой инстанции о нарушении административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности с учетом положений ч.3 ст.28.6 КоАП РФ основаны на неправильном толковании норм права. Полагает, что собранные им материалы административного дела доказывают факт наличия в действиях заявителя состава и события вменяемого ему правонарушения, в том числе вину в его совершении.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу ответчика в порядке ст.262 АПК РФ заявителем не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика в полном объеме поддержала доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, а также изложив свою правовую позицию по делу, просила отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержала решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также заявленные в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложила свою правовую позицию по делу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.05.2013 г. в ходе систематического наблюдения (мониторинга) с применением фото и кино-съемки, видеозаписи, должностными лицами ОАТИ г. Москвы выявлен факт нарушения Обществом требований п.10.11 "Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и чистоты и порядка в г.Москве", выразившийся в неудовлетворительном содержании фасада здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Долгоруковская, д.25, стр.1.
С учетом положений ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должностным лицом административного органа составлен не был.
По результатам рассмотрения и анализа собранных по делу доказательств, 21.06.2013 г. по делу N 44-Ш08-215 ответчиком было вынесено постановление, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП г.Москвы с назначением в качестве наказания административного штрафа в размере 100 000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Часть 1 ст.8.2 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность за нарушение внешнего вида и содержания зданий, кроме жилых домов, ограждений, строений, сооружений, водоемов.
В соответствии с п.10.11 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, руководители предприятий и организаций, на балансе которых находятся здания и сооружения, обязаны обеспечить своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов указанных объектов и их отдельных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб и др.), а также поддерживать в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах информационные таблички, памятные доски и т.п. (в соответствии с Законом г.Москвы от 01.07.96 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы", нормативом г. Москвы НМ-97-02/1 и др.).
В соответствии с п.2 ст. 1 Закона г.Москвы "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы", арендаторы зданий, помещений и сооружений несут обязательства по ремонту и реставрации фасадов зданий и сооружений в соответствии с условиями договора аренды.
Оспариваемое постановление мотивировано обстоятельствами установления ответчиком факта нарушения требований п.10.11 "Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и чистоты и порядка в г.Москве", выразившегося в неудовлетворительном содержании фасада здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Долгоруковская, д.25, стр.1. Податель апелляционной жалобы указывает, что собранные им по делу доказательства подтверждают обстоятельства наличия события и состава вменяемого заявителю правонарушения, которым суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что административным органом не доказан состав вменяемого административного правонарушения.
По смыслу системного толкования ч.1 и 2 ст.26.2, а также ч.2 ст.28.2 КоАП РФ фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Как разъяснено в п.16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления.
В силу ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.
Одно лишь указание в оспариваемом постановлении на то, что заявитель нарушил требования выданного ему охранного обязательства, является недостаточным для признания заявителя виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие доводы подателя жалобы о том, что именно заявитель, а не иное лицо, является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, как впрочем и обстоятельств наличия вины Общества во вменяемом ему административном правонарушении, что указывает на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, исключающего возможность привлечения данного субъекта предпринимательской деятельности к административной ответственности в силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ.
Что касается порядка привлечения заявителя к административной ответственности, то нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, апелляционным судом не установлено.
С учетом требований ч.3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст.8.2 КоАП г.Москвы Срок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден и не пропущен.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает оспариваемое постановление ОАТИ г. Москвы незаконным и необоснованным по мотиву отсутствия законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности ввиду его несоответствия требованиям ст.24.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272(1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.10.2013 г. по делу N А40-106009/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106009/2013
Истец: ООО "Русские отели"
Ответчик: Объединение административно-технических инспекций города Москвы, ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОАТИ МОСКВЫ