г. Пермь |
|
02 декабря 2013 г. |
Дело N А50-15104/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
от истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края (ИНН 5948022572, ОГРН 1025902394803) - Мустакимова Э.Ф., доверенность от 10.01.2013, предъявлен паспорт;
от ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (ИНН 5948024308, ОГРН 1035902106074) - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 октября 2013 года
по делу N А50-15104/2013,
принятое судьей Аликиной Е.Н.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Новолялинском районе Свердловской области
к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района
о взыскании 37 204,87 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Пермском районе Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района финансовой санкции в сумме 37 204,87 руб. за не представление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) за 2012 г.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Пермском районе Пермского края обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и заявленные требования удовлетворить, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает на привлечение ответчика к ответственности за непредставление в установленные законом сроки индивидуальных сведений именно на 16 застрахованных лиц. Фондом вменено страхователю именно нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, а не нарушение двухнедельного срока.
Представитель фонда в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направил, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без его участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения управлением проверки заявителя по вопросам полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, оформленной актом от 28.03.2013, фондом выявлен факт, свидетельствующий о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении заявителя решения о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 50 от 06.05.2013, которым заявителю предложено уплатить финансовую санкцию в размере 37 204,87 руб.
На основании решения, пенсионным фондом выставлено требование от 30.05.2013 N 50 об уплате финансовой санкции в срок до 25.06.2013 (л.д. 21).
Неуплата в добровольном порядке штрафной санкции явилась основанием для обращения фонда в суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что штрафные санкции применены за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, за что не предусмотрена ответственность по ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем отказал в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в соответствующий территориальный орган ПФ РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган ПФ РФ в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Статьей 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из анализа содержания ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена указанной нормой, составляет:
- нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета;
- представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, при предъявлении требований о взыскании с общества штрафа на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ фонду необходимо представить доказательства того, что общество представило в фонд сведения с нарушением установленного пенсионным законодательством срока, либо представило сведения неполные (недостоверные), не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как следует из материалов дела, в установленный срок - 14.02.2012 обществом были представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2012 год.
Между тем, из акта и решения фонда следует, что ответчиком несвоевременно представлены индивидуальные сведения в отношении 16 застрахованных лиц.
Действительно 14.02.2013 по электронному каналу связи были представлены индивидуальные сведения за 2012 г., но в отношении только 44 застрахованных лиц.
При разрешении спора по существу, судом не учтено, что в силу ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Представление корректирующих сведений предусмотрено п.п. 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ об устранении имеющихся расхождений.
11.03.2013 по электронному каналу связи были представлены исправленные формы отчетности ОСВ-1 с номером корректировки 001.
При этом, 11.03.2013 были представлены исходные индивидуальные сведения на 60 застрахованных лиц, включая на 16 застрахованных лиц, ранее не представленных.
Таким образом, фонд в решении верно указал, что индивидуальные сведения о застрахованных лицах за отчетный период 2012 г. на 16 работников представлены в фонд только 11.03.2013, то есть позже установленного законом срока.
Доказательств своевременности представления спорных сведений в отношении 16 застрахованных лиц материалы дела не содержат.
Данные обстоятельства не получили должной оценки в решении суда первой инстанции, что привело к принятию неверного решения.
Поскольку фондом представлены доказательства, подтверждающие не своевременность направления сведений, факт несвоевременного представления обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2012 г. в отношении 16 застрахованных лиц, подтверждается материалами дела, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для привлечения общества к ответственности, в связи с чем заявленные требования фонда подлежат удовлетворению.
Управление исчислило сумму штрафа, исходя из суммы начисленных страховых взносов на страховую и накопительную части по 16 работникам, сведения о которых представлены обществом несвоевременно.
Исходя из начисленных и подлежащих уплате обществом страховых взносов за 2012 г. размер причитающихся уплате страховых взносов в отношении спорных лиц составил 372 048,73 руб., соответственно размер штрафных санкций составил - 37 204,87 руб.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает возможным применение положений ст. 44 Закона N 212-ФЗ.
Часть 4 пункта 6 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В данном случае из решения Пенсионного фонда не усматривается, что при его вынесении руководитель устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность ответчика за совершение правонарушения.
К ответчику подлежит применению финансовая санкция в виде штрафа в размере 37 204,87 руб.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, правонарушение совершено ответчиком впервые, задолженность по страховым взносам отсутствует, умысла на предоставление недостоверных сведений из выявленных действий не следует.
Указанные обстоятельства в совокупности в силу ст. 44 Закона N 212-ФЗ суд апелляционной инстанции расценивает как смягчающие.
Кроме того, суд полагает, что применение государственным органом санкции за правонарушение должно преследовать воспитательную, а не карательную цель.
С учетом установленных судом смягчающих ответственность обстоятельств, принимая во внимание формальный характер состава правонарушения, действия принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление 11-П от 15.07.1999 Конституционного Суда РФ), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоразмерности наложенного штрафа совершенному правонарушению как не повлекшему за собой каких-либо негативных последствий, в связи с чем, суд считает возможным снизить размер штрафных санкций - до 3720 руб.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части.
С учетом результата по делу в силу ст. 110 АПК РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по заявлению в сумме 2000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07.10.2013 по делу N А50-15104/2013 отменить в части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Заявленные требования удовлетворить в части.
Взыскать с Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (ИНН 5948024308, ОГРН 1035902106074) в пользу Управления Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края 3720 (три тысячи семьсот двадцать) рублей штрафных санкций.
Взыскать с Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (ИНН 5948024308, ОГРН 1035902106074) в федеральный бюджет 2000 (две тысячи) рублей госпошлины.
В удовлетворении требования в остальной части отказать.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15104/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пермском районе Пермского края, УПФР в Пермской районе ПК
Ответчик: Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края