Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2013 г. N 17АП-13697/13
г. Пермь |
|
03 декабря 2013 г. |
Дело N А60-20748/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя Акционерного коммерческого банка "Банк развития технологий и сбережений" (закрытое акционерное общество) (ИНН 6323066377, ОГРН 1026300001947) - Алумян Т.С., доверенность от 09.04.2013,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (ИНН 6612001555, ОГРН 1046600633034) - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Акционерного коммерческого банка "Банк развития технологий и сбережений" (закрытое акционерное общество)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 сентября 2013 года
по делу N А60-20748/2013
принятое судьей Н.И. Ремезовой
по заявлению Акционерного коммерческого банка "Банк развития технологий и сбережений" (закрытое акционерное общество)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Акционерный коммерческий банк "Банк развития технологий и сбережений" (закрытое акционерное общество) (далее - заявитель, банк) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) N 40 от 11.03.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что в мотивировочной части запроса налогового органа не указано, в отношении какой организации проводятся мероприятия налогового контроля, то есть запрос не соответствует требованиям приказа от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@, ММВ-7-2/520@; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно и случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области в адрес Акционерного коммерческого банка "Банк развития технологий и сбережений" (закрытое акционерное общество) направлен запрос от 27.11.2012 N 9112 о представлении выписки по операциям на счетах ООО "Мабл" N 40702810500000900097, N 40702810700001000097, N 40702810600001100097, N 40702810500001200097. Указанный документ поступил в банк 27.11.2012 в электронном виде файлом ZNO13678783_661220121127_009112.txt.
Соответственно, 3-дневный срок для представления Акционерным коммерческим банком "Банк развития технологий и сбережений" (закрытое акционерное общество) ответа в налоговый орган - не позднее 30.11.2012.
Поскольку запрошенные документы банком в установленный срок (до 30.11.2012) представлены не были, налоговым органом составлен акт N 40 от 04.02.2013 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120,122, 123).
11.03.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области вынесено решение N 40 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 20000 рублей на основании ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа выписки по операциям на счетах организации в установленный срок.
Полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Свердловской области от 11.03.2013 N 40 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Акционерный коммерческий банк "Банк развития технологий и сбережений" обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт совершения банком вменяемого налогового правонарушения и его вина в совершении правонарушения доказаны, общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по ст. 135.1 НК РФ.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, в мотивировочной части запроса налогового органа не указано, в отношении какой организации проводятся мероприятия налогового контроля, то есть запрос не соответствует требованиям приказа от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@, ММВ-7-2/520@; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно и случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с п.2 Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Аналогичная обязанность кредитной организации предусмотрена ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", согласно которой справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с п. 3 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п. 4 ст. 31 Налогового кодекса РФ формы и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ.
Статьей 135.1 Кодекса установлена ответственность за непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, в виде исполнения указанных обязанностей о сообщении об остатках денежных средств на счетах с нарушением установленного срока является оконченным по истечении срока, указанного в пункте 2 статьи 86 НК РФ.
Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России.
Форматы представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п. 1.2 Положения N 365-П "Положение о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде" (утв. Банком России 29.12.2010 N 365-П) (ред. от 27.09.2011) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.01.2011 N 19602) (далее - Положение N 365-П) поручения и решения налогового органа, а также сведения об остатках получают и направляют, соответственно, в электронном виде через Банк России те банки (филиалы банков), которые заключили с Банком России (в лице его территориального учреждения) соответствующее соглашение согласно Положению N 365-П.
Согласно п. 1.5 Положения N 365-П правил взаимодействия МИФНС России по ЦОД и уполномоченного подразделения Банка России определяются двусторонним регламентом в который включаются порядок доведения Банком России до сведения МИФНС России по ЦОД и банков (филиалов банков) форматов сообщений (пакетов сообщений).
Так в соответствии с Регламентом взаимодействия налоговых органов, организаций Банка России и банков при направлении в банк, учреждение Банка России электронных документов (ВЕРСИЯ 1.1_25.10.2011), налоговый орган, сформировавший электронный документ, направляет его в МИФНС России (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных) по ЦОД в случае соответствия статуса банка (филиала банка) условиям, указанным в полученном уведомлении ТУ Банка России, и в уведомлении банка (филиала банка). МИФНС России по ЦОД преобразовывает электронный документ, сформированный налоговым органом, в зашифрованный файл.
Электронный документ формируется в налоговых инспекциях на рабочих станциях, в программном комплексе ЭОД, автоматически путем введения данных организации (ИНН) в отношении которой необходимо направить запрос в банк и выбора наименования основания из предложенных, режим "добавить" в основания наименования организации не предусмотрен. Данные в электронном виде представляются в виде текстовых файлов в кодировке DOS (866 кодовая страница). Электронный шаблон разработан ФНС России совместно с Центральным банком РФ на основании части первой Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации, Положением Банка России от 29.12.2010 N 365-П и является единым на всей территории РФ.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что ЗАО АКБ "Банк развития технологий и сбережений" подписывая Соглашение с Банком России о получении запросов в электронном виде, соответственно, принял условия, на которых работает Банк России с налоговыми органами, и не вправе ставить под сомнения электронный формат, установленный между Банком России и ФНС России.
ЗАО АКБ "РТС-банк" был получен запрос в электронном формате, установленный между Банком России и ФНС России. В наименовании "Основание запроса" не предусмотрено указание налогоплательщика, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, организация указывается лишь далее по форме в графе НаимНП (Наименование организации).
В мотивировочной части запроса N 9112 от 27.11.2012, направленного в ЗАО АКБ "Банк развития технологий и сбережений", указано: "Основания запроса" - В соответствии с пунктом 2, 4 статьи 86 НК РФ в связи с проведением у налогоплательщика мероприятий налогового контроля: выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки", что соответствует Приказу ФНС РФ от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что факт совершения банком вменяемого налогового правонарушения и его вина в совершении правонарушения доказаны, общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по ст. 135.1 НК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в мотивировочной части запроса налогового органа не указано, в отношении какой организации проводятся мероприятия налогового контроля, то есть запрос не соответствует требованиям приказа от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@, ММВ-7-2/520@, опровергается вышеизложенным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что непредставление запрашиваемой информации было вызвано боязнью привлечения к ответственности за разглашение банковской тайны, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Представление банком документов по запросу инспекции не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении представленных сведений.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ Акционерному коммерческому банку "Банк развития технологий и сбережений" (закрытое акционерное общество) из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в сумме 1000 (Одна тысяча) руб. 00 коп. как излишне уплаченная по платежному поручению N 190 от 14.10.2013.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 сентября 2013 года по делу N А60-20748/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному коммерческому банку "Банк развития технологий и сбережений" (закрытое акционерное общество) (ИНН 6323066377, ОГРН 1026300001947) государственную пошлину из федерального бюджета в сумме 1000 (Одна тысяча) руб. 00 коп. как излишне уплаченную по платежному поручению N 190 от 14.10.2013.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.