г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2013 г. |
Дело N А56-41064/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Минкевич Ю.Б. - доверенность от 27.02.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22022/2013) ОАО "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2013 по делу N А56-41064/2013 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску (заявлению) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к ОАО "Славянка"
о взыскании задолженности
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027809256254, место нахождения: Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д.42; далее - истец, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219; место нахождения: г.Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3; далее - ответчик, ОАО "Славянка") задолженности по договору N 12-62636/00-О от 23.11.2011 в размере 29581 руб. 22 коп. и пени в размере 84 руб. 47 коп.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования по размеру и просил взыскать с ответчика задолженность по состоянию на 30.08.2013 в размере 530287 руб. 19 коп. (за прием сточных вод с превышением нормативов водоотведения по качеству и количеству) и пени в размере 8447 руб. 81 коп. за период с 22.02.2013 по 23.05.2013.
Решением суда от 03.09.2013 исковые требования удовлетворены.
ОАО "Славянка" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 03.09.2013 отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ОАО "Славянка" поддержал доводы апелляционной жалобы. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" извещено надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (Предприятие) и ОАО "Славянка" (Абонент) заключен договор N 12-62636/00-О от 23.11.2011 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - договор), в соответствии с которым Предприятие обязуется обеспечивать Абонента питьевой водой, принимать от Абонента в системы канализации Предприятия сточные воды в объемах, установленных договором, а Абонент обязуется производить оплату в сроки и в порядке, предусмотренном договором.
В соответствии с пунктами 1.6, 4.1.1. 4.1.2 договора Абонент обязан соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления, приема (сброса) сточных вод, лимиты водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Предприятия сточных вод (включая сточные воды субабонентов), за соблюдением лимитов водоотведения, нормативов водоотведения; не допускать сброс веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации.
Порядок расчетов за полученную Абонентом питьевую воду и сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества установлен разделом 5 договора.
В соответствии с условиями договора истец выставил ответчику счета и счета-фактуры на общую сумму 2978515,22 руб. на оплату за водоотведение и водопотребление, а также за прием сточных вод с превышением нормативов водоотведения по количеству и качеству сточных вод за период с 01.12.2012 по 30.04.2013 (расчет задолженности с указанием счетов-фактур и суммы задолженности, л.д.4-7), из них за прием сточных вод с превышением нормативов водоотведения по количеству и качеству сточных вод на сумму 530287 руб. 19 коп.
Неисполнение ответчиком предусмотренных договором от 23.11.2011 N 12-62636/00-О обязательств явилось основанием для обращения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в суд с настоящим иском о взыскании задолженности (с учетом уточнения требований) в размере 530287 руб. 19 коп., и пени за нарушение сроков оплаты в размере 8447 руб. 81 коп.
Исследовав материалы дела, оценив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 03.09.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика в связи со следующим.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167, к рассматриваемым в настоящем деле правоотношениям применяется редакция, действовавшая до 14.08.2013 - до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Как определено в пункте 1 Правил N 167 нормативы водоотведения или нормативы сброса - установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование; сверхнормативный сброс сточных вод - сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему и составу; лимит водопотребления (водоотведения) - установленный абоненту органами местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени.
Согласно пункту 58 Правил N 167 лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства, с учетом условий предусмотренных указанным пунктом.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга N 169 от 19.12.2012 утверждены лимиты водоотведения абонентов Санкт-Петербурга на 2013 год.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, в силу пункта 65 Правил N 167 возложен на организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (в редакции, действовавшей до 14.08.2013) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного Постановления Правительством Санкт-Петербурга принято Постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ, в том числе за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ;
Названным документом предусмотрены формулы расчета платы абонента за превышение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, а также за запрещенный сброс веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора N 12-62636/00-О от 23.11.2011 истец выставил ответчику счета-фактуры на общую сумму 530287 руб. 19 коп. за прием сточных вод с превышением нормативов водоотведения по количеству и качеству сточных вод за период с 01.12.2012 по 30.04.2013 (счета-фактуры N3626360145 от 12.02.2013, N 3626360146 от 12.02.2013, N 3626360147 от 28.02.2013, N 3626360148 от 28.02.2013, N 3626360157 от 28.02.2013, N 3626360158 от 28.02.2013, N 3626360171 от 31.03.2013, N 3626360172 от 31.03.2013, N3626360175 от 30.04.2013, N 3626360184 от 30.04.2013, N 3626360185 от 30.04.2013, N 3626360186 от 30.04.2013, N 3626360187 от 30.04.2013).
Факт превышения нормативов водоотведения по количеству и качеству сточных вод в спорный период установлен судом и подтверждается материалами дела. Истцом представлены акты отбора проб сточных вод от 15.10.2012, 09.11.2012, 11.01.2013, 29.01.2013, 08.02.2013, 21.03.2013, 10.04.2013, 18.04.2013, указанные в расчете задолженности и счетах фактурах, доказательства уведомления ответчика о необходимости прибытия представителя для участия в отборе проб, а также протоколы определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента, составленные по результатам исследования отобранных проб, в которых отражено превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод (том 2 л.д.17-96).
Условиями договора N 12-62636/00-О от 23.11.2011 (пункт 4.2 - 4.4), а также положениями Порядка контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга, утвержденного приказом Комитета по управлению городским хозяйством администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 201 (пункты 3.3 - 3.5) и Правил N 167 (пункт 66) не установлено, что участие абонента в отборе контрольных проб сточных вод является обязательным.
В силу пункта 4.3 договора N 12-62636/00-О от 23.11.2011 и пункта 66 Правил N167 абонент вправе участвовать в отборе Предприятием контрольных проб сточных вод, а также вправе отобрать параллельную пробу и провести ее анализ за счет собственных средств.
Истцом представлены доказательства приглашения представителей ответчика для проведения отбора проб (направленные по факсу); из актов отбора проб от 09.11.2012, 10.04.2013 усматривается, что при отборе проб присутствовали представители ОАО "Славянка" (замечания в актах отбора проб со стороны ответчика отсутствуют), в остальных случаях представители ответчика на отбор проб не явились. Предоставленным правом параллельно отобрать пробы и осуществить их анализ ответчик не воспользовался. Данных о нарушении предусмотренных при отборе проб правил судом по материалам дела не установлено.
Согласно произведенному истцом расчету задолженность по оплате за прием сточных вод с превышением нормативов водоотведения по количеству и качеству сточных вод за период с 01.12.2012 по 30.04.2013 составила 530287 руб. 19 коп. Произведенный истцом расчет задолженности ответчиком не опровергнут, доказательства оплаты задолженности в полном объеме суду не представлены.
В апелляционной жалобе ответчик, не оспаривая отсутствие оплаты по выставленным 13 счетам за прием сточных вод с превышением нормативов водоотведения по количеству (лимитов водоотведения) и качеству сточных вод, ссылается на то, что с 01.01.2013 отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), в силу статьи 30 которого порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод устанавливается Правительством Российской Федерации и на 18.04.2013 такой порядок разработан не был. Кроме того податель жалобы ссылается на то, что Закон N 416-ФЗ не содержит такого понятия как лимит водоотведения, и следовательно с 01.01.2013 применять распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 19.12.2012 N169 по установлению абонентам лимитов на 2013 год необоснованно.
Действительно, Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" вступил в силу с 01.01.2013, за исключением статьи 9, пункта 4 части 3 статьи 21, части 7 статьи 26, статьи 27, части 1 статьи 28, части 2 статьи 29 и части 2 статьи 40 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2014 года (статья 43 Закона N 416-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 27 Закона N 416-ФЗ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом в силу части 6 статьи 43 Закона N 416-ФЗ до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 393 "Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а также Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" вступают в силу с 01.01.2014.
Таким образом, распоряжение N 169 от 19.12.2012 об утверждении лимитов водоотведения абонентов Санкт-Петербурга на 2013 года вынесено Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга в пределах предоставленных ему полномочий на основании пункта 58 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (действовавших в указанной части до вступления 14.08.2013 в силу Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
В связи с вышеизложенным при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод истец также обоснованно руководствовался положениями Правил N 167, действовавшими в спорный период (с 01.12.2012 до 30.04.2013) в полном объеме.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается факт превышения ответчиком в спорный период установленных нормативов водоотведения по качеству и количеству сточных вод, доказательства исполнения обязанности по оплате выставленных счетов за прием сточных вод с превышением нормативов по качеству и количеству ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными требования истца о взыскании задолженности в размере 530287 руб. 19 коп.
Поскольку ответчиком не была своевременно исполнена обязанность по оплате выставленных истцом счетов за водопотребление и водоотведение (в том числе с превышением нормативов по качеству и количеству) истец в соответствии со статьей 330 ГК РФ и условиями договора начислил пени в размере 8447 руб. 81 коп. за период с 22.02.2013 по 23.05.2013, исходя из ставки рефинансирования, действовавшей на день предъявления иска (8,25%). Расчет неустойки, представленный истцом (л.д. 4-7), проверен судом и ответчиком не опровергнут.
При таких обстоятельствах исковые требования ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела апелляционным судом не установлено, в связи с чем основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "Славянка" отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 сентября 2013 года по делу N А56-41064/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41064/2013
Истец: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
Ответчик: ОАО "Славянка"
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1251/14
02.12.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22022/13
03.09.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-41064/13