г. Пермь |
|
02 декабря 2013 г. |
Дело N А60-28767/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Васевой Е.Е., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области) (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): не явились;
от заинтересованного лица (открытое акционерное общество "Птицефабрика "Среднеуральская") (ОГРН 1116606001786, ИНН 6606004727): Сидор С.Г., представитель по доверенности от 02.12.2013, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
на определение Арбитражного суда Свердловской области от 25 октября 2013 года
по делу N А60-28767/2013,
вынесенное судьей Евдокимовым И.В.,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
к открытому акционерному обществу "Птицефабрика "Среднеуральская"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление Роспотребнадзора) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении открытого акционерное общество "Птицефабрика "Среднеуральская" (далее - ОАО "Птицефабрика Среднеуральская", общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением арбитражного суда от 25.10.2013 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Управление Роспотребнадзора обжаловало определение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит отменить определение суда, вынести по делу новый судебный акт о привлечении общества к указанной административной ответственности.
В апелляционной жалобе ее подателем приведены возражения относительно квалификации судом правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ. Управление Роспотребнадзора полагает, что нарушение Санитарных правил, устанавливающих требования к пищевым продуктам, нарушение которых влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
ОАО "Птицефабрика Среднеуральская" представлен отзыв с возражениями на жалобу, вынесенное судом определение общество просит оставить без изменения и отказать в удовлетворении жалобы.
Присутствующий в судебном заседании представитель ОАО "Птицефабрика Среднеуральская" поддержал изложенные в отзыве на жалобу доводы.
Заявитель по делу, надлежащим образом уведомленный о дате и месте рассмотрения дела апелляционным судом, представителей для участия в судебном заседании не направил, что не препятствует рассмотрению дела на основании ч. 2 ст. 210 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом на основании ст. 266, 272 АПК РФ
Как усматривается из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора в связи с полученной информацией из филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Верхняя Пышма и городе Среднеуральске" о нарушении санитарных правил при производстве продукции, в целях предотвращения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, на основании распоряжения от 20.06.2013 (т. 1, л.д. 80), проведена внеплановая проверка в отношении ОАО "Птицефабрика Среднеуральская".
В ходе проверки исследованы документы, составленные по результатам анализа лабораторных исследований производимой обществом продукции, и установлено, что продукция общества не соответствует требованиям СанПин 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" СанПиН 2.3.2.1078-01, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.11.2001 N 36, по показателю "Патогенные, в т.ч. сальмонеллы".
По факту установленного нарушения Управлением Роспотребнадзора в отношении ОАО "Птицефабрика Среднеуральская" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ материалы административного производства и заявление о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что вменяемое обществу нарушение Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПин 2.3.2.1078-01 следует квалифицировать по ст. 6.3 КоАП РФ.
Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь нижеприведенными положениями законодательства, пришел к следующим выводам.
С учетом предмета заявленных требований при рассмотрении дела суду необходимо рассмотреть вопросы, связанные с квалификацией нарушений требований к продукции, установленных санитарными правилами.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса.
Часть 2 ст. 14.43 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В примечании к ст. 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 этого Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением, в том числе: санитарно-эпидемиологических требований, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (п. 4 ст. 1 Закона).
Пунктом 1 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Исходя из анализа названных норм права в их взаимосвязи следует, что нарушения требований законодательства, регулирующего порядок производства, хранения и реализации пищевых продуктов, могут служить основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.43 КоАП РФ.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктами 1 и 3 статьи 39 этого же закона установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдать санитарные правила.
К таким санитарным правилам относятся Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" СанПиН 2.3.2.1078-01, устанавливающие гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте пищевых продуктов.
ОАО "Птицефабрика "Среднеуральская" вменяется нарушение требований СанПиН 2.3.2.1078-01, которые непосредственно касаются производства продукции, что не исключает квалификацию правонарушения по ст.14.43 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения правонарушения, непосредственно влияющие на его квалификацию, судом первой инстанции не были исследованы. В определении арбитражного суда не приведено правового обоснования для квалификации правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции.
В п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при рассмотрении жалоб на определения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в ст. 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции (п. 2 ч. 4 ст. 272 Кодекса).
Применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (ч. 1 ст. 268 Кодекса). В этих случаях, поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует ч. 1 ст. 268 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции не устанавливал обстоятельства, имеющие непосредственное значение для квалификации правонарушения, и, как следствие, для правильного разрешения спора.
В связи с изложенным определение арбитражного суда Свердловской области от 25.09.2013 подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 25 октября 2013 года по делу N А60-28767/2013 отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28767/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
Ответчик: ОАО "Птицефабрика "Среднеуральская"
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14497/13
07.05.2014 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-28767/13
03.03.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14497/13
27.01.2014 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-28767/13
02.12.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14497/13
25.10.2013 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-28767/13