г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А56-22829/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Муравьева А.О. по доверенности от 16.11.2012 N 575-12.
от ответчика: Белинского Ф.Г. по доверенности от 11.12.2012 N 100.
от 3-го лица: Койда К.Н., председатель правления, выписка из протокола N 36.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19980/2013) ОАО "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2013 по делу N А56-22829/2013 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ОАО "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: СНТ "Рапполово"
Об оспаривании решения и предписания
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (196247 г.Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1 ОГРН 1027809170300, в дальнейшем - общество, ОАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило признать незаконными и отменить ненормативные акты Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (191124 г.Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, далее - Управление, Ленинградское УФАС):
- решение от 17.01.2013 N Р/05/5;
- предписание от 17.01.2011N П/05/112-3 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 04.06.2013 к участию в деле привлечено садоводческое некоммерческое товарищество "Рапполово" (188667 Ленинградская область, Всеволожский район, д.Кавголово, ОГРН 1034700560454, далее - садоводство, СНТ "Рапполово").
Решением суда от 02.08.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Ленэнерго" заявило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела и представленных доказательств и неправильное применение норм материального права.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области представило письменный отзыв с изложением возражений на апелляционную жалобу, доводы которого поддержаны представителем Ленинградского УФАС в судебном заседании. Представитель СНТ "Рапполово" также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на апелляционную жалобу, апелляционная коллегия считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Оспариваемое решение (резолютивная часть оглашена 18.12.2012, в полном объеме решение изготовлено 28.12.2012) вынесено антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела N 845-05-3991-А/12, возбужденного по признакам нарушения ОАО "Ленэнерго" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) на основании поступившего заявления гражданина Койды К.Н. - председателя СНТ "Рапполово" на действия общества при заключении договора на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающего устройства садоводства, по заявке от 20.04.2012 N 12-11290, а также при установлении сетевой организацией для СНТ "Рапполово" платы за услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям по договору N ДО-ПрЭС-10-8711/12578-Э-09 от 09.09.2010, рассчитанной не в соответствии с установленным действующим законодательством порядком ценообразования, что ущемило интересы СНТ.
Комиссия УФАС установила, что между ОАО "Ленэнерго" и СНТ "Рапполово" заключен договор от 09.09.2010 N ОД-ПрЭС-10-8711/12578-Э-09 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, выданы технические условия на технологическое присоединение электроустановок, находящихся в границах 500 м от объектов инфраструктуры сетевой организации.
Согласно договору, технологическое присоединение должно осуществляться в пределах заявленной мощности потребления до 117,03кВА для электроснабжения объектов: 94 земельных участков, насосная станция, уличное освещение СНТ "Рапполово", характер нагрузки - коммунально-бытовой.
Пунктом 4.1 договора установлено, что стоимость услуги по технологическому присоединению составляет 860 779,74 руб., которая определяется как произведение мощности, указанной в пункте 1.2 договора, и платы за технологическое присоединение, установленной уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
09.09.2010 ОАО "Ленэнерго" подготовлено дополнительное соглашение N 2 о расторжении договора N ОД-ПрЭС-10-8711/12578-Э-09, согласно которому СНТ "Рапполово" возвращаются оплаченные денежные средства за вычетом 8711,80 руб. - суммы понесенных ОАО "Ленэнерго" расходов на разработку технических условий для подключения объектов садоводства к электроснабжению.
Комиссия Ленинградского УФАС на основании положений пунктов 12 и 14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2009 N 201-э/1 (далее - Методические указания), указала, что в калькуляцию стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении не входит подготовка сетевой организацией технических условий и их согласований по заявкам юридических лиц в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт. Аналогичные положения действуют и в Методических указаниях по определению размера платы за технологическое присоединения к электрическим сетям, утвержденных Федеральной службой по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5 (в редакции от 09.08.2011).
Антимонопольный орган пришел к выводу, что уплаченные СНТ "Рапполово" денежные средства по договору в размере 860 779,74 руб. включают стоимость работ по подготовке технических условий в сумме 8 811,80 руб., удержанных ОАО "Ленэнерго" в рамках соглашения о расторжении договора N ОД-ПрЭС-10-8711/12578-Э-09 при возврате суммы договора 860 779,74 руб.
Поскольку ОАО "Ленэнерго" является сетевой организацией, на территории Ленинградской области владеет объектами электросетевой инфраструктуры и оказывает услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии (приказом ФСТ России от 19.12.1997 N 127/8 включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу I - услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии), действия общества, выразившиеся в завышении в договоре технологического присоединения с СНТ "Рапполово" стоимости услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрической сети, в результате его расчета не в соответствии с действующим порядком ценообразования, что ущемило интересы заявителя, признаны Ленинградским УФАС нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ (пункт 1 оспариваемого решения Управления).
На основании пункта 2 решения антимонопольным органом выдано предписание, которым в 10-дневный срок со дня его получения ОАО "Ленэнерго" предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем перечисления в федеральный бюджет 7 467 руб.63 коп., полученной с нарушением действующего законодательства (за работы по подготовке технических условий).
Не согласившись с решением и предписанием, ОАО "Ленэнерго" обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Перечень таких действий (бездействия) перечислены в пунктах 1-10 части 1 статьи 10 Закона.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Суд первой инстанции согласился с выводами Управления, признав в действиях общества нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении для СНТ "Рапполово" платы за услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрической сети, рассчитанной не в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, вывод суда не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
На момент заключения договора N ОД-ПрЭС-10-8711/12578-Э-09 от 09.09.2010 стоимость мероприятий по технологическому присоединению подлежала определению на основании Методических указаний и Приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.08.2007 N 72-п "Об установлении ставок платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям открытого акционерного общества "Ленэнерго" на территории Ленинградской области".
В решении антимонопольного органа, поддержанного судом первой инстанции, не приведен расчет стоимости услуги по договору N ОД-ПрЭС-10-8711/12578-Э-09. Управлением не представлены доказательства осуществления расчета стоимости договора не в соответствии с вышеприведенными нормативными актами.
Выводы Ленинградского УФАС основаны только на указании суммы 8 811,80 руб. (в том числе НДС 18%) - размера фактических затрат ОАО "Ленэнерго" на исполнение договора, подлежащих удержанию обществом при возврате СНТ "Рапполово" уплаченных по договору денежных средств.
Из приведенного в апелляционной жалобе ОАО "Ленэнерго" расчета суммы договора видно, что указанный расчет произведен в соответствии с положениями Методических указаний и Приказа N 72-П, сумма договора составляет 860 779,74 руб. без учета 8 811,80 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы в рассматриваемом случае антимонопольным органом не доказана правомерность изложенного в пункте 2 резолютивной части решения вывода о расчете стоимости услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в договоре с СНТ "Рапполово" не в соответствии с действующим порядком ценообразования.
В судебном заседании представитель ОАО "Ленэнерго" не оспаривал отсутствие у общества правовых оснований по удержанию 8 811,80 руб., указанному в соглашении N 2 о расторжении договора N ОД-ПрЭС-10-8711/12578-Э-09.
Поскольку включение в соглашение N 2 о расторжении договора условия об удержании сетевой организацией 8 811,80 руб. (в т.ч. НДС 18%) основано на злоупотреблении обществом своим доминирующим положением, ущемляющим интересы СНТ "Рапполово", решение суда в части признания законным выданного обществу предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства апелляционная инстанция считает правомерным, апелляционную жалобу ОАО "Ленэнерго" - не подлежащей удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2013 по делу N А56-22829/2013 изменить.
Признать недействительным пункт 1 резолютивной части решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по делу N 845-05-3991-А/12 от 28.12.2012.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22829/2013
Истец: ОАО "Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: СНТ "Рапполово"
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1106/14
04.12.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19980/13
02.08.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-22829/13