г. Самара |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А65-14246/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Апаркина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оразовой Ж.К., без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2013 года в порядке упрощенного производства в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 августа 2013 года по делу N А65-14246/2013 (судья Сальманова Р.Р.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аптека N 24" (ОГРН 1021603624052, ИНН 1660035386), г. Казань,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан, г. Казань, Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала N 2, г. Казань,
о признании недействительными решений от 18.04.2013 N 013 507 13 РВ 0000203, от 22.04.2013 N 28 ОСС В,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аптека N 24" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан и Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала N 2 о признании недействительными решений от 18.04.2013 N 013 507 13 РВ 0000203 и от 22.04.2013 N 28 ОСС В о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда 1 инстанции от 23 августа 2013 года заявление удовлетворено, оспариваемые решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан и Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала N 2 от 18.04.2013 N 013 507 13 РВ 0000203 и от 22.04.2013 N 28 ОСС В признаны недействительными.
С Управления и Регионального отделения в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. с каждого.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
При этом Управление ссылается на то, что аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012 г. только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью (письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288). В связи с этим в части применения пониженных тарифов по уплате страховых взносов в отношении выплат, произведенных лицам (работникам), не получившим высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и не имеющими сертификат специалиста, норма п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не может быть применена.
ООО "Аптека N 24" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала N 2 отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом.
От ООО "Аптека N 24" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, в период с 28.02.2013 по 22.03.2013 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан в отношении ООО "Аптека N 24" была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой был составлен акт выездной проверки от 25.03.2013 N 013 507 13 АВ 0000166 (л.д. 42-50 т. 1).
18.04.2013 на основании акта проверки Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани Республики Татарстан было принято решение N 013 507 13 РВ 0000203 о привлечении ООО "Аптека N 24" к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 11 145,22 руб. за неуплату страховых взносов, а также о доначислении недоимки по страховым взносам в размере 55 726,11 руб. и начисления пеней в размере 3 972,5 руб. (л.д. 15-25 т. 1).
В решении отражено, что при проверке правильности применения пониженного тарифа согласно п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" были выявлены физические лица, состоящие в трудовых отношениях с ООО "Аптека N 24" и не имеющие высшего или среднего фармацевтического образования, сертификатов специалистов в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здравоохранения граждан в Российской Федерации". В нарушение п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ ООО "Аптека N24" в 2012 г. необоснованно применило пониженный тариф страховых взносов в части работников, не имеющих высшего или среднего фармацевтического образования и не имеющих сертификаты специалистов по специальности - фармация, что привело к занижению страховых взносов на общую сумму 55 726,11 руб.
Кроме этого в период с 28.02.2013 по 05.03.2013 Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала N 2 в отношении ООО "Аптека N 24" была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой был составлен акт выездной проверки от 27.03.2013 N 17 ОСС/В (л.д. 26-35 т. 1).
22.04.2013 на основании акта проверки Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала N 2 было принято решение N 28 ОСС В о привлечении ООО "Аптека N24" к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 4 552,28 руб. за неуплату или неполную уплату страховых взносов, а также о доначислении недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 22 761,37 руб. (л.д. 36-39 т. 1).
В решении отражено, что при проверке правильности применения пониженного тарифа согласно п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" были выявлены физические лица, состоящие в трудовых отношениях с ООО "Аптека N 24" и не имеющие высшего или среднего фармацевтического образования, а также сертификатов специалистов в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здравоохранения граждан в Российской Федерации". В нарушение п. 10 ч. 1 и ч.3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ ООО "Аптека N 24" в 2012 г. необоснованно исключило из налогооблагаемой базы для начисления страховых взносов выплаты и вознаграждения на сумму 784 879,97 руб., выплаченные сотрудникам аптечной организации, не имеющих высшего или среднего фармацевтического образования и не имеющих сертификатов специалистов по специальности - фармация, что привело к занижению страховых взносов на общую сумму 22 761,37 руб.
Между тем данные выводы Управления и Регионального отделения являются ошибочными.
Из материалов дела следует, что ООО "Аптека N 24" является плательщиком ЕНВД и занимается фармацевтической деятельностью на основании лицензии, выданной Министерством здравоохранения Республики Татарстан на осуществление фармацевтической деятельности в аптечных пунктах N ЛО-16-02-000472 от 25.02.2011 (л.д. 69-71 т. 1).
В соответствии с п. 35 ст. 4 Федерального закона 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего.
В соответствии с п. 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно п. 1 ст. 52 Закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу п. 2 ст. 52 Закона N 61-ФЗ физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
Условия осуществления фармацевтической деятельностью установлены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081.
Таким образом, выдача компетентным органом организации или индивидуальному предпринимателю лицензии на фармацевтическую деятельность свидетельствует о соответствии указанных лиц требованиям, предъявляемым п. 2 ст. 52 Закона N 61-ФЗ и Положением о лицензировании фармацевтической деятельности.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страхователи, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с п. 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного Общество вправе было в 2012 г. применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении вознаграждений, выплачиваемых своим работникам, участвующим в деятельности аптечных пунктов.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ право на применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов предоставлено именно страхователю (в данном случае ООО "Аптека N 24") в связи с осуществлением им, страхователем, (а не его конкретными работниками) фармацевтической деятельности.
Таким образом, у Управления Пенсионного фонда и Регионального отделения Фонда социального страхования в лице филиала N 2 отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых решений от 18.04.2013 N 013 507 13 РВ 0000203 и от 22.04.2013 N 28 ОСС В о привлечении ООО "Аптека N24" к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 августа 2013 года по делу N А65-14246/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14246/2013
Истец: ООО "Аптека N 24", г. Казань
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани Республики Татарстан, ГУ - филиал N2 Государственного управления регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара