Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2013 г. N 20АП-7217/13
г. Тула |
|
3 декабря 2013 г. |
Дело N А62-3736/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.12.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от заявителя - администрации муниципального образования "Сычевский район" Смоленской области (Смоленская область, г. Сычевка, ОГРН 1026700888609, ИНН 6715001412) - Сопленковой А.В. (доверенность от 09.01.2013 N 28), в отсутствие представителей ответчика - Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758334897, ИНН 6730054754), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сычевский район" Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.08.2013 по делу N А62-3736/2013 (судья Еремеева В.И.), установил следующее.
Администрация муниципального образования "Сычевский район" Смоленской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (далее по тексту - управление, ответчик) от 25.04.2013 N 6/4/4-1 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что вынесенное управлением предписание соответствует закону, не нарушает права администрации и содержит лишь требование о добровольном исполнении допущенного нарушения. Срок для добровольного устранения данного нарушения управлением установлен достаточный для исполнения - до четвертого квартала 2013 года.
В апелляционной жалобе администрация просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что предписание вынесено управлением с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Так, в нарушение статьи 9 Закона N 294-ФЗ администрация не была уведомлена о начале проверки; в нарушение статьи 15 Закона N 294-ФЗ проверка проводилась с участием лиц, неуполномоченных по данному вопросу на представление интересов администрации.
ГУ МЧС России по Смоленской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления-начальника управления от 28.03.2013 N 6/ЧС должностным лицом управления в отношении администрации проведена плановая выездная проверка выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе проведения проверки управлением установлено, что в нарушение подпункта "г" пункта 2 и подпункта "б" пункта 6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 04.09.2003 N 547, глава администрации муниципального образования "Сычевский район" Смоленской области не прошел обучение в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 25.04.2013 N 6/ЧС.
По результатам проверки Управлением МЧС по Смоленской области 25.04.2013 вынесено предписание N 6/4/4-1 об устранении выявленного нарушения не позднее четвертого квартала 2013 года.
Полагая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы администрации, она обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа указанных процессуальных норм права следует, что для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Общие правила в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Закон N 68-ФЗ).
Согласно преамбуле указанного Закона его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Закона N 68-ФЗ).
В соответствии с абзацев 4 статьи 20 Закона N 68-ФЗ руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - постановление Правительства N 547) утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данное Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях (пункт 1).
Согласно подпункту "г" пункта 2 указанного Положения подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, в числе других, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Согласно оспариваемому предписанию от 25.04.2013 N 6/4/4-1 главе администрации муниципального района "Сычевский район" Смоленской области предписано в 4 квартале 2013 года пройти обучение в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на момент проведения проверки администрацией не представлены доказательства, свидетельствующие о прохождении главой администрации обучения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Факт нарушения требований подпункта "г" пункта 2 Положения зафиксирован управлением в акте проверки от 16.04.2013 и главой администрации МО "Сычевский район" Смоленской области по существу не оспаривается.
Как пояснено главой администрации Орловым Е.Т. в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, он вступил в должность Главы администрации МО "Сычевский район" Смоленской области в апреле 2010 года, за время пребывания в указанной должности обучение в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не проходил, заявку на прохождение данного обучения в Управлении МЧС по Смоленской области не направлял.
С учетом этого суд первой инстанции обоснованно посчитал, что требование управления об устранении вышеуказанного нарушения является законным и обоснованным, а оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и, следовательно, не может нарушать прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как содержит обязанность, установленную законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Признавая несостоятельным довод заявителя о том, что в нарушение части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) администрация не была уведомлена о начале проверки, поскольку в соответствии с распоряжением от 28.03.2013 N 6/ЧС датой начала проверки является 08.04.2013, а копия распоряжения о ее проведении получена заявителем только 12.04.2013, суд первой инстанции обоснованно указал, что администрация МО "Сычевский район" Смоленской области была извещена о проведении проверки в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, поскольку, как следует из материалов дела и пояснено ответчиком, проверка была проведена управлением фактически 16.04.2013.
Отклоняя довод заявителя о том, что из имеющихся документов невозможно установить день проведения проверки, поскольку в акте проверки указана дата ее проведения 19.04.2013, а в предписании - 16.04.2013, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что данное обстоятельство не является основанием для признания предписания незаконным. Как пояснено представителем управления Елоевым А.Ф., в акте проверки допущена опечатка, что подтверждается предписанием N 6/4/4/1 в части указания даты проведения проверки - 16.04.2013.
Довод апеллянта о проведении проверки с участием неуполномоченных лиц ввиду нахождения главы администрации Орлова Е.Т. в период проведения проверки в очередном ежегодном оплачиваемом отпуске, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Судом установлено, что о времени и месте проведении проверки администрация была извещена надлежащим образом (распоряжение от 28.03.2013 N 6/ЧС принято канцелярией заявителя 12.04.2013, входящий номер 922), непосредственное участие в проверке принимал Конохов В.В., назначенный уполномоченным по делам ГО и ЧС администрации, что последней не оспаривается.
Пунктом 2 статьи 15 Закона N 294-ФЗ установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом 2 "б" пункта 2 части 2 статьи 10 названного Закона.
Материалами дело подтверждается, что право на участие в проверке главе администрации было обеспечено. Неучастие главы в проверке обусловлено его волеизъявлением, а не действиями управления. Каких-либо заявлений, замечаний, возражений относительно проведения проверки в отсутствие руководителя администрацией не было заявлено.
Вместе с тем внутренние организационные проблемы проверяемого юридического лица, выразившиеся в отсутствии возможности обеспечить участие руководителя в проводимой проверке из-за командировки либо отпуска, не могут являться основанием для освобождения лица от возложенной на него статьей 25 вышеназванного Закона публично-правовой обязанности.
Кроме этого, статья 20 Закона N 294-ФЗ устанавливает основания, по которым результаты проверки могут быть признаны недействительными, а именно: проведение проверки с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона.
При этом проведение проверки в отсутствие руководителя проверяемого лица не отнесено указанной нормой права к грубым нарушениям требований данного Закона, влекущим признание результатов проверки недействительными.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал администрации в удовлетворении заявленных требований.
Доводов, способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих отмену решения суда, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.08.2013 по делу N А62-3736/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сычевский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.