г. Чита |
|
03 декабря 2013 г. |
Дело N А19-3224/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Юдина С.И., Капустиной Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 сентября 2013 года по делу N А19-3224/2013 по исковому заявлению администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" (юридический адрес: 665653 Иркутская обл., Нижнеилимский р-н, г. Железногорск-Илимский, 8-й кв-л, 20; ОГРН 1063847000073) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (юридический адрес: 664027 Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 1а; ОГРН 1083808000154) о взыскании 1 549 442 руб. 97 коп.,
третьи лица: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, адрес: 664073, Иркутская обл, г.Иркутск, ул.Канадзавы, 2); Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации; 3) Управление Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН 1023801032034, ИНН 3800000654, адрес: 664003, г.Иркутск, ул.Фурье, 1) (суд первой инстанции: Ермакова Е.В.,)
установил:
Арбитражным судом Иркутской области принято к производству дело N А19-3224/2013 по иску администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области о взыскании 842 442 руб. 97 коп., составляющих убытки истца в связи с исполнением им 21 октября 2010 года решения Нижнеилимского суда Иркутской области от 27 апреля 2009 года (вступило в силу 30 июля 2010 года) по предоставлению сироте Абраровой (Снегур) Елизавете Викторовне и членам ее семьи жилого помещения по договору социального найма.
Также Арбитражным судом Иркутской области принято к производству дело N А19-3228/2013 по иску администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании 707 000 руб., составляющих убытки истца в связи с исполнением им 27 декабря 2010 года решения Нижнеилимского суда Иркутской области от 10 марта 2010 года (вступило в силу 4 июня 2010 года) по предоставлению сироте Нервичевой Ксении Алексеевне и неовершеннолетнему члену ее семьи жилого помещения по договору социального найма.
Определением от 8 июля 2013 года дела N А19-3224/2013 и N А19-3228/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения под общим номером А19-3224/2013 согласно части 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду однородности данных дел и участия в них одних и тех же лиц.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 сентября 2013 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что законодатель отнес обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями к расходным обязательствам субъектов Российской федерации. Указывает на то, что материалами дела не доказано, в чем заключается противоправное поведение Иркутской области, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом. Также считает, что материалами дела не подтвержден размер убытков. По мнению заявителя, при принятии оспариваемого решения судом не установлено и не подтверждается материалами дела, в результате каких именно действий со стороны Иркутской области у истца возникли имущественные потери.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области своего мнения относительно законности решения суда первой инстанции не высказало.
Истец и указанное третье лицо просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании убытков.
Основанием иска администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" указала, что понесла убытки в связи с исполнением 21 октября 2010 года решения Нижнеилимского суда Иркутской области от 27 апреля 2009 года, вступившего в силу 30 июля 2010 года и предоставлением сироте Абраровой (Снегур) Елизавете Викторовне и членам ее семьи жилого помещения по договору социального найма. Также убытки понесены в связи с исполнением 27 декабря 2010 года решения Нижнеилимского суда Иркутской области от 10 марта 2010 года, вступившего в силу 4 июня 2010 года, и предоставлением сироте Нервичевой Ксении Алексеевне и неовершеннолетнему члену ее семьи жилого помещения по договору социального найма.
Суд первой инстанции, признав требования законными и обоснованными, иск удовлетворил.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, полагая их соответствующими установленным обстоятельствам дела, нормам материального права, ссылка на которые в судебном акте имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку обстоятельства, на которые указывает заявитель жалобы, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в отношении администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" было принято решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 10 марта 2010 года по делу N 2-82-2010, согласно которому на администрацию муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" была возложена обязанность по предоставлению Нервичевой Ксении Алексеевне и несовершеннолетнему члену ее семьи Нервичевой Дарье Николаевне изолированного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 35 кв.м., находящегося в пределах города Железногорска-Илимского Нижнеилимского района Иркутской области, пригодного для проживания, отвечающего санитарным, гигиеническим, техническим требованиям. Решение вступило в законную силу 4 июня 2010 года.
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 27 апреля 2010 года по делу N 2-158-10 на администрацию муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" была возложена обязанность по предоставлению Абраровой (до брака Снегур) Елизавете Викторовне и членам ее семьи: мужу - Абрарову Алексею Борисовичу, сыну Абрарову Кириллу Алексеевичу изолированного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 45 кв.м., находящегося в пределах города Железногорска-Илимского Нижнеилимского района Иркутской области, пригодного для проживания, отвечающего санитарным, гигиеническим, техническим требованиям. Решение вступило в законную силу 30 июля 2010 года.
Во исполнение решения Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 10 марта 2010 года по делу N 2-82-2010 муниципальное образование "Железногорск-Илимское городское поселение передало Нервичевой Ксении Алексеевне во владение и пользование на основании договора социального найма от 27 декабря 2010 года N 623 однокомнатное жилое помещение общей площадью 36,1 кв.м., расположенное по адресу: г.Железногорск-Илимский, квартал 10, дом 1, квартира 15, являющееся муниципальной собственностью (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13 декабря 2012 года N 06/004/2012-798).
Во исполнение решения Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 27 апреля 2010 года по делу N 2-158-10 муниципальное образование "Железногорск-Илимское городское поселение передало Абраровой Елизавете Викторовне во владение и пользование на основании договора социального найма от 21 октября 2010 года N 606 двухкомнатное жилое помещение общей площадью 46,8 кв.м., расположенное по адресу: г.Железногорск-Илимский, квартал 7, дом 10, квартира 53, являющееся муниципальной собственностью (свидетельство о государственной регистрации права от 26 октября 2010 года серии 38 АД 319177).
Рыночная стоимость жилого помещения, предоставленного Нервичевой Ксении Алексеевне, составляет 707 000 руб., помещения, предоставленного Абраровой Елизавете Викторовне - 833 000 руб., что подтверждается отчетами независимого оценщика от 19 декабря 2012 года N 223-1/12 и N 223-2/12.
Таким образом, истцом подтвержден факт несения убытков в связи с предоставлением квартир в сумме 1 540 000 руб. и в связи с оценкой стоимости квартир в сумме 9 442 руб. 97 коп.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков, под которыми в силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются, в частности, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 года N 250-О-П разъясняется, что абзац 2 пункта 1 статьи 8 названного Закона в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Согласно статье 5 Закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного саморегулирования в Российской Федерации" дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ).
В соответствии с положениями статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ответственность по возмещению денежных средств правомерно возложена судами обеих инстанций на казну субъекта Российской Федерации.
Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, в силу действующего законодательства относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, доказательства выделения истцу денежных средств необходимых для исполнения вышеуказанных решений суда общей юрисдикции, ответчиком не представлены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворили заявленные требования администрации о взыскании с ответчика убытков, составляющих стоимости жилых помещений, а также расходов на проведение работ по оценке их рыночной стоимости.
Доводы о том, что обеспечение детей-сирот жилым помещением являлось расходным обязательством муниципального образования, несостоятелен.
По настоящему делу исковыми требованиями является взыскание убытков, возникших у истца в 2010 году в связи с исполнением решений Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 27 апреля 2010 года по делу N 2-158-10 и от 10 марта 2010 года по делу N 2-82-2010, то есть после внесения в статью 5 Закона N 159-ФЗ изменений Законом N 122-ФЗ. Названной нормой в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, установлено, что расходы на реализацию мер по обеспечению гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. В действующей редакции статьи 5 Закона N 159-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2005 года, дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Таким образом, вопрос о возмещении спорных убытков должен быть решен в порядке, предусмотренным Законом N 122-ФЗ, что соответствует и пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации",
Обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений лицам, определенным в Законе N 159-ФЗ, и соответствующее обязательство субъекта Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворили исковые требования о возмещении понесенных истцом убытков за счет средств казны субъекта Российской Федерации, и указали на отсутствие оснований по возмещению возникших у истца убытков за счет средств бюджета муниципального образования.
Довод о недоказанности размера ущерба, об отсутствии элементов состава правонарушения, необходимых для удовлетворения иска о взыскании убытков, отклоняется по основаниям, приведенным выше.
Решение подлежит оставлению без изменения, поскольку вынесено с соблюдением норм материального права и в отсутствие нарушений норм права процессуального.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 сентября 2013 года по делу N А19-3224/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
С.И. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3224/2013
Истец: Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение", Администрация муниципального образования "Железногрск-Илимское городское поселение"
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
Третье лицо: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство социальной политики, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министрерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области