город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2013 г. |
дело N А32-20522/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Мальцевым А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Искусственной Продукции из Резины": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Искусственной Продукции из Резины"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.04.10.20133 по делу N А32-20522/2013, принятое судьей Бутченко Ю.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Искусственной Продукции из Резины"
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комбинат Искусственной Продукции из Резины" (далее - общество, ООО "КИПР") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее -министерство, административный орган) от 02.04.2013 N 1.13/213-4/1-1 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 175 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.10.2013 признано незаконным и изменено постановление от 02.04.2013 N 1.13/213-4/1-1 по делу об административном правонарушении, вынесенное Министерством природных ресурсов Краснодарского края о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Искусственной продукции из Резины " (ИНН 2343018198) по статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 175 000 рублей на 100 000 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком не представлено доказательств, на основании которых им сделан вывод о необходимости привлечения заявителя к ответственности в виде штрафа в размере именно 175 000 рублей. Минимальная сумма штрафа определена законодателем в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку отсутствует пренебрежительное отношение общества к исполнению обязанностей в сфере природопользования.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество и Министерство представителей в судебное заседание не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей административного органа и общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административным органом 26.02.2013 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "КИПР" по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г.Новокубанск, ул.Первомайская, 117. Общество осуществляет деятельность по производству регенерированной резины в первичной форме или в виде пластин, листов, располагается на 1 площадке по адресу: г.Армавир, ул.Промзона, 16, в здании общей площадью 9656,4 кв.м. Здание находится в собственности общества. Согласно сведениям общества среднесписочная численность работников за 2012 год составляет 5 человек.
Предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно, в результате осуществления хозяйственной деятельности ООО "КИПР" накапливаются отходы производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности в соответствии с ФККО), масла моторные отработанные (3 класс опасности), масла автомобильные отработанные (3 класс опасности), масла дизельные отработанные (3 класс опасности), масла индустриальные отработанные (3 класс опасности), масла трансмиссионные (отработанные), остатки смазочно-охлаждающих масел для механической обработки, потерявших потребительские свойства (3 класс опасности), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) (3 класс опасности), лом и отходы черных металлов с примесями или загрязненные опасными веществами (класс опасности не установлен), камеры пневматические отработанные (4 класс опасности), покрышки отработанные (4 класс опасности), покрышки с тканевым кордом отработанные (4 класс опасности), покрышки с металлическим кордом отработанные (4 класс опасности), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (класс опасности не установлен), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности), обрезки резины (5 класс опасности).
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: класс опасности отходов, образующихся в результате деятельности предприятия, не подтвержден; паспорта на отходы 1 -4 классов опасности не разработаны; инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у ООО "КИПР" не разработана; учет отходов на предприятии ООО "КИПР" не ведется; производственный контроль в области обращения с отходами не разработан и не согласован в соответствии с установленными требованиями.
По результатам проверки 27.02.2013, в присутствии представителя общества по доверенности - эколога ООО "КИПР" Шевхужева В.А., административным органом составлен акт проверки N 1.13/213-1, в котором зафиксированы выявленные нарушения, а также предписание N 1.13/213-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
28.02.2013 административным органом, в отсутствии представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 1.13/213-3/1 в отношении ООО "КИПР" по статье 8.2 КоАП РФ.
Протоколом об административном правонарушении от 28.02.2013 назначено время и место рассмотрения материалов дела об административном правонарушении на 14.03.2013.
По результатам рассмотрения материалов дела, в отсутствии представителя, административный орган вынес постановление от 02.04.2013 N 1.13/213-4/1-1, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 175 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, охраняемые от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территории.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований природоохранного законодательства.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В силу частей 1 и 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Указанный вывод подтверждается постановлениями Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 709/11, от 02.10.2012 N 4973/12.
Следовательно, общество относится к субъектам административного правонарушения, ответственность за которое установлена в ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно ч, 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", под обращением отходов понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно абз.1 статьи 11 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, - установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно пунктам 2,3 статьи 14 Федерального закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона об отходах производства и потребления лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (пункт 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 3).
В целях реализации пункта 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).
Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах (пункт 1).
Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (пункты 4, 5).
Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 681 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару (пункт 1 Правил 681).
Согласно пункту 14 данных Правил хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
В нарушение указанной нормы, общество такого персонала не имело, отчетность и учет в области обращения с отходами не вело. Данный факт подтвержден материалами дела, доказательств обратного не представлено.
Согласно пунктам 1,2 статьи 26 Федерального закона об отходах производства и потребления юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (пункт 1). Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (пункт 2).
В соответствии со статьей 67 Федерального закона об охране окружающей среды производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1). Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора (пункт 2).
Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов регламентированы Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
Согласно пунктам 4,5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 3 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Согласно статье 28 Закона N 89-ФЗ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, и его виновность в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит прямого запрета на использование доказательств, полученных до возбуждения дела об административном правонарушении.
На этом основании собранные административным органом в обоснование вывода о нарушении обществом доказательства не могут быть признаны полученными с нарушением требований КоАП РФ, поскольку их сбор нормами КоАП РФ не регламентировался.
Исходя из изложенного, собранные в ходе проверки доказательства также должны быть использованы судом для установления события правонарушения и иных обстоятельств по делу.
Таким образом, материалы административного производства должны содержать достаточное описание события правонарушения для возможности квалификации объективной стороны как деяния, нарушающего соответствующие нормы закона.
Материалами дела подтверждается и в ходе проверки общества установлено, что ООО "КИПР" осуществляет деятельность по производству регенерированной резины в первичной форме или в виде пластин, листов, располагается на 1 площадке по адресу: г.Армавир, ул.Промзона, 16, в здании общей площадью 9656,4 кв.м. Здание находится в собственности общества. Согласно сведениям общества среднесписочная численность работников за 2012 год составляет 5 человек.
Предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно, в результате осуществления хозяйственной деятельности ООО "КИПР" накапливаются отходы производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности в соответствии с ФККО), масла моторные отработанные (3 класс опасности), масла автомобильные отработанные (3 класс опасности), масла дизельные отработанные (3 класс опасности), масла индустриальные отработанные (3 класс опасности), масла трансмиссионные (отработанные), остатки смазочно-охлаждающих масел для механической обработки, потерявших потребительские свойства (3 класс опасности), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) (3 класс опасности), лом и отходы черных металлов с примесями или загрязненные опасными веществами (класс опасности не установлен), камеры пневматические отработанные (4 класс опасности), покрышки отработанные (4 класс опасности), покрышки с тканевым кордом отработанные (4 класс опасности), покрышки с металлическим кордом отработанные (4 класс опасности), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (класс опасности не установлен), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности), обрезки резины (5 класс опасности).
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: класс опасности отходов, образующихся в результате деятельности предприятия, не подтвержден; паспорта на отходы 1 -4 классов опасности не разработаны; инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у ООО "КИПР" не разработана; учет отходов на предприятии ООО "КИПР" не ведется; производственный контроль в области обращения с отходами не разработан и не согласован в соответствии с установленными требованиями.
Данные обстоятельства подтверждаются в том числе актом проверки от 27.02.2013 N 1.13/2131, протоколом об административном правонарушении от 28.02.2013 N 1.13/213-3/1, составленными в отсутствии законного представителя общества, в которых зафиксированы выявленные нарушения, а также договорами с организациями, заключенные обществом, актами выполненных работ (услуг), расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежными поручениями об уплате платы НВОС, справками о производственной деятельности общества, копии которых представлены обществом. Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Общество имеет лицензию от 11.03.2010 N ОП-30-002900(23) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 -4 класса опасности, сроком до 11.03.2015. Перечень отходов и виды работ в составе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 -4 класса опасности указан в приложении к лицензии на 4 листах, согласно которого общество представлена лицензия на сбор, использование, размещение 24 видов отходов (20 видов - 3 класса опасности, 4 вида - 4 класса опасности). На вид деятельности по обезвреживанию отходов I - IV классов опасности общество не имеет.
Представитель заявителя представил паспорта на отходы, выданные обществу в 2009 году: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности в соответствии с ФККО), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) (3 класс опасности), лом и отходы черных металлов с примесями или загрязненные опасными веществами (4 класс опасности), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (4 класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности).
Обществом не представлены паспорта на отходы, накопление которых в результате осуществления хозяйственной деятельности ООО "КИПР" установлено в ходе проверки: масла моторные отработанные (3 класс опасности), масла автомобильные отработанные (3 класс опасности), масла дизельные отработанные (3 класс опасности), масла индустриальные отработанные (3 класс опасности), масла трансмиссионные (отработанные), остатки смазочно-охлаждающих масел для механической обработки, потерявших потребительские свойства (3 класс опасности), камеры пневматические отработанные (4 класс опасности), покрышки отработанные (4 класс опасности), покрышки с тканевым кордом отработанные (4 класс опасности), покрышки с металлическим кордом отработанные (4 класс опасности), обрезки резины (5 класс опасности).
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы на то обстоятельство, что масла моторные, автомобильные и шины являются отходом для лиц, у которых их принимает общество, а для общества являются сырьем, которое перерабатывается.
Статьей 1 Закона об отходах производства и потребления определено, что под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Следовательно, общество обязано иметь паспорта на указанные отходы и располагало информацией на какие конкретно отходы у общества отсутствуют паспорт, поскольку акт проверки N 1.13/213-1 составлен 27.02.2013 в присутствии представителя общества по доверенности - эколога ООО "КИПР" Шевхужева В.А., и получен им, о чем свидетельствует его подпись.
Наличие положительного экспертного заключения, утвержденного Роспотребнадзором 25.12.2009, не опровергает наличие выявленных нарушений природоохранного законодательства.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что должностная инструкция от января 2012 инженера по охране окружающей среды (эколога) содержит инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у ООО "КИПР".
В материалы дела представлена вышеназванная должностная инструкция, которая определяет функциональные обязанности, права и ответственность работника. Доказательств наличия инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с порядком, установленном п. 3 Правил N 681, в материалы дела не представлено.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о введении учета отходов обществом, исходя из утвержденных лимитов. Как правильно установлено судом первой инстанции журналы учета отходов не представлены; доказательств ведения учета в порядке установленном п. 4 - 8, разделом 2 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721, не представлено.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что обществом ведется производственный контроль в области обращения с отходами.
Материалами дела подтверждается, что обществом производственный контроль в области обращения с отходами не разработан и не согласован в соответствии с установленными требованиями (ч.1,2 ст. 26 Закона об отходах производства и потребления). Ссылка общества на установление мероприятий производственного контроля стр.26 Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 20.10.2009, обоснованно не принята судом первой инстанции, поскольку не подтверждает исполнение указанных норм закона. Доказательств разработки и согласования Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и его ведения не представлено.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. В рассматриваемом случае субъектом вмененного правонарушения является именно общество.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных положений отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленных обязанностей. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Из материалов дела, доказательств, представленных административным органом, следует, что у общества имелась возможность для соблюдения названных требований, принятия мер, направленных на соблюдение природоохранного законодательства. В материалы дела не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о невозможности соблюдения установленных правил, необходимости принятия мер, не зависящих от юридического лица.
Заявителем не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по надлежащему соблюдения требований природоохранного законодательства.
Из изложенного следует, что общество имело возможность для соблюдения природоохранного законодательства, однако не приняло всех зависящих от него мер по его соблюдению, в связи с чем, допустило нарушение указанного законодательства.
Данное правонарушение установлено в ходе производства по делу об административном правонарушении, доказательства отвечают требованиям статей 26.2, 28.1, 28.2 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в ст.8.2 КоАП РФ, является верным.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие и без извещения общества, в виду следующего.
По результатам проверки 27.02.2013, в присутствии представителя общества по специальной доверенности от 20.02.2013 N 4 - эколога ООО "КИПР" Шевхужева В.А., административным органом составлен акт проверки N1.13/213-1, в котором зафиксированы выявленные нарушения, а также предписание N1.13/213-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Также 27.02.2013 указанному представителю вручено уведомление от 27.02.2013 о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ на 28.02.2013, 14.50 ч.
Протокол об административном правонарушении от 28.02.2013 N 1.13/213-3/1 составлен в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя общества. Ходатайств общество не заявляло.
Протокол направлен по юридическому адресу общества. Общество не обращалось в административный орган за копией протокола об административном правонарушении.
Указанным протоколом назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении администрации на 14.03.2013.
Определением от 14.03.2013 N 1.13/213-4/1 об отложении рассмотрения дела и о продлении срока рассмотрения административного дела назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении администрации на 02.04.2013, которое получено обществом 21.03.2013, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Постановление от 02.04.2013 N 1.13/213-4/1-1 вынесено в отсутствии представителя общества, извещенного надлежащим образом.
Следовательно, административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что совершенное обществом правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное, следовательно, доводы апелляционной жалобы по указанному основанию подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, поэтому определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 Кодекса является правом, а не обязанностью суда.
Суд, принимая во внимания обстоятельства совершенного правонарушения и обстоятельства его выявления, исследовав материалы дела не находит оснований для вывода об отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям и применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ. Доказательств исключительности обстоятельств совершенного правонарушения не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о невозможности в данном случае квалифицировать совершенное обществом правонарушение как малозначительное, и освободить общество от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Судом установлено, что оспариваемым постановлением Министерство привлекло общество к административной ответственности, применив повышенный размер санкции, установленный статьей 8.2 КоАП РФ.
При этом доказательства, подтверждающие наличие отягчающих вину общества обстоятельств, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
В данном случае суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что ответчиком не представлено доказательств, на основании которых им сделан вывод о необходимости привлечения заявителя к ответственности в виде штрафа в размере именно 175 000 рублей. Минимальная сумма штрафа определена законодателем в размере 100 000 рублей.
Учитывая отсутствие отягчающих вину обстоятельств, руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости изменения обжалуемого постановления в части применения размера наказания и установления административного наказания в пределах статьи 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере 100 000 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.10.2013 по делу N А32-20522/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20522/2013
Истец: ООО "Комбинат Искусственной Продукции из Резины"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов КК
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5061/14
28.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1261/14
02.12.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18605/13
04.10.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20522/13