г. Самара |
|
02 декабря 2013 г. |
Дело N А55-11550/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой" - Уварова Т.Ю. по доверенности от 03.06.2013 г.,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 ноября 2013 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 сентября 2013 года по делу N А55-11550/2013, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой", (ОГРН 1036300000813),
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара,
о признании незаконным бездействия и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой" г. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении заявителю в собственность за выкуп земельного участка площадью 185 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, дом 110 "а" с кадастровым номером 63:01:0104002:572 по цене равной 2, 5% кадастровой стоимости, а именно 37793, 98 рулей и обязании (л.д. 4-10).
Решением суда первой инстанции от 04 сентября 2013 года требования удовлетворены (л.д. 172-175).
Арбитражный суд признал незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении ООО "Самаратрансстрой" в собственность за выкуп земельного участка площадью 185 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 110 "а" с кадастровым номером 63:01:0104002:572, и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой" в собственность за выкуп земельного участка площадью 185 кв.м., занимаемого капитальным гаражом, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 110 "а" с кадастровым номером 63:01:0104002:572 по цене равной двум с половиной процентам его кадастровой стоимости, обязать в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность направить заявителю проекта договора купли-продажи данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Указывает, что в связи с тем, что министерство не могло принять обоснованное решение в отсутствии указанных документов - кадастрового паспорта, содержащего необходимую информацию, бездействие как предмет спора на момент вынесения решения судом первой инстанции отсутствовало.
Отмечает, что заявителем не представлены ни в министерство, ни в суд документы, подтверждающие бесспорное нахождение объекта - гаража на 4 машины на спорном земельном участке.
В связи с чем, в адрес заявителя был направлен запрос от 25.01.2012 года N 12-1/3886/11 с указанием на необходимость предоставить дополнительные сведения.
Однако, судом первой инстанции не была дана правовая оценка указанным доводам при вынесении решения об обязании министерства принять решение о предоставлении ООО "Самаратрансстрой" в собственность за выкуп спорного земельного участка и направить заявителю проект купли-продажи земельного участка.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 06.11.2013 года.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Обществу с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой" принадлежит на праве собственности гараж на 4 машины, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, дом 110 "а", что подтверждено копией Свидетельства о регистрации права серии 63-АЖ N 052821 от 16.11.2011 года.
21.12.2011 года ООО "Самаратрансстрой" обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, площадью 185 кв.м., под гаражом, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, дом 110 "а", с кадастровым номером 63:01:0104002:572 по цене равной двум с половиной процента кадастровой стоимости.
Министерство имущественных отношений Самарской области 25.01.2012 года направило письмо о необходимости внесения в кадастровый паспорт информации о части участка, занимаемого объектом недвижимости.
Заявитель в ответ направил в адрес Министерства письмо с просьбой подготовить приказ или доверенность для внесения изменений в сведения ГКН.
Для подготовки Приказа, Министерство письмом от 05.03.2012 года запросило план земельного участка с закоординированным на нем объектом недвижимости.
19.06.2012 года в адрес заявителя поступило письмо о том, что в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара направлена схема для определения к какой территориальной зоне относится земельный участок, а также о наличии или отсутствии обременений и ограничений в его использовании.
Поскольку ответ на заявление от 21.12.2011 года в адрес заявителя до настоящего времени не поступал, заявитель, посчитав, что со стороны Министерства усматривается бездействие, выраженное в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 185 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, дом 110 "а", с кадастровым номером 63:01:0104002:572 и предоставления проекта договора купли-продажи указанного участка, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
04 сентября 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с указанными нормами закона, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что заявителем выполнены все требования законодательства, представлены в Министерство имущественных отношений Самарской области все необходимые и достаточные документы, включая кадастровый паспорт, а ответчик в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не принял соответствующего решения.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
Пунктом 9 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что до 1 января 2013 года при наличии на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства допускается внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на соответствующем земельном участке в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости, на основании заявления о кадастровом учете, поданного собственником земельного участка или собственником указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства либо представителем такого собственника, и межевого плана. При этом положения части 11 статьи 25 настоящего Федерального закона не применяются.
Таким образом, указанный закон не содержит положений, обязывающий отражать в кадастровом паспорте земельного участка сведения о наличии в границах земельного участка нежилых зданий и вносить изменений о части участка, занятого объектом.
Как следует из материалов дела, представленные заявителем доказательства подтверждают факт нахождения на испрашиваемом участке гаража, принадлежащего заявителю.
Таким образом, в установленный законом срок, Министерство имущественных отношений Самарской области не исполнило установленную законом обязанность.
Бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении заявителю в собственность за выкуп земельного участка площадью 185 кв.м. под гаражом, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, дом 110 "а", с кадастровым номером 63:01:0104002:572 по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы ООО "Самаратрансстрой" в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя заявителю в полной мере реализовать его право на выкуп земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственником расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах численностью населения свыше 3 миллионов человек и 2, 5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Следовательно, при приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий".
Факт отчуждения объектов недвижимости из государственной собственности подтвержден Договором передачи имущества в собственность от 19.12.1994 года N 330 (л.д. 108-112).
Следовательно, у общества, являющегося собственником объекта недвижимого имущества, имеется право на применение льготной цены выкупа земельного участка.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что заявителем был представлен ответчику полный пакет документов, соответствующий требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, являются ошибочными.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 сентября 2013 года по делу N А55-11550/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11550/2013
Истец: ООО "Самаратрансстрой"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара