г. Москва |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А41-24526/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Катькиной Н.Н., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от ЗАО "ДУБЛЕР-ЭКСПРЕСС": не явился, извещен;
от Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Дублер-Экспресс" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2013 года по делу N А41-24526/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш. по заявлению Закрытого акционерного общества "ДУБЛЕР-ЭКСПРЕСС" (ОГРН 1027739913937, ИНН 7715021386) к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании недействительным ненормативного правового акта и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ДУБЛЕР-ЭКСПРЕСС" (далее - ЗАО "ДУБЛЕР-ЭКСПРЕСС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) вкотором просит суд:
- признать недействительным решение Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, оформленное письмом от 14.03.2013 г. за N 3-5627/12, которым ЗАО "ДУБЛЕР-ЭКСПРЕСС" отказано в передаче в собственность земельного участка N 25 с кадастровым номером 50:05:0140116:0002, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево - Посадский муниципальный район, сельское поселение Лозовское, вблизи поселка Ситники;
- обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области совершить предусмотренные законом действия по передаче в собственность ЗАО "ДУБЛЕР-ЭКСПРЕСС" по договору земельного участка N 25 с кадастровым номером 50:05:0140116:0002, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево - Посадский муниципальный район, сельское поселение Лозовское, вблизи поселка Ситники.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований ЗАО "ДУБЛЕР-ЭКСПРЕСС" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В силу ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 29.08.1990 Исполнительным комитетом Загорского городского совета народных депутатов Московской области принято решение N 1139, в соответствии с которым производственному кооперативу "Дублер - Экспресс" передан земельный участок площадью 6,5 га под строительство пионерского лагеря.
На основании вышеуказанного решения производственному кооперативу "Дублер - Экспресс" был выдан Государственный акт на право пользования землей от 30 августа 1990 года серии А-I N 347359, в соответствии с которым за заявителем закреплялся в бесплатное и бессрочное пользование земельный участок общей площадью в 6,5 га.
ЗАО "ДУБЛЕР-ЭКСПРЕСС" является правопреемником ПК "Дублер - Экспресс".
Из предоставленных документов следует, что ЗАО "ДУБЛЕР-ЭКСПРЕСС" неоднократно обращалось в Администрацию с заявлением о предоставлении на праве собственности, принадлежащего ему на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка.
Из ответа Администрации от 14.03.2013 г. N 3-5627/12 следует, что в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя отказано по следующим обстоятельствам:
- границы испрашиваемого земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- не установлена категория земель испрашиваемого земельного участка;
- на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности администрации Сергиево-Посадского муниципального района;
- считает предоставление земельного участка нецелесообразным.
Полагая, что вышеуказанный отказ Администрации не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ЗАО "ДУБЛЕР-ЭКСПРЕСС", заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
Согласно ч. 2 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 29 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Пункт 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Министерства экономического развития от 13 сентября 2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Согласно данному перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;
5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок;
6) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;
7) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных выше;
8) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, заявителем к своему заявлению, по его мнению, были приложены документы в соответствии с перечнем, указанным в приказе Министерства экономического развития от 13 сентября 2011 года N 475, в том числе кадастровая выписка на спорный земельный участок. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок действующее законодательство не требует предоставление кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок, в связи с чем в данном случае границы земельного участка могут быть не установлены.
Действительно в соответствии с действующим законодательством при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования представление кадастрового паспорта земельного участка по общему правилу не является обязательным, однако, обращаясь в суд с настоящим заявлением ЗАО "ДУБЛЕР-ЭКСПРЕСС" не принял во внимание следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и не отрицается заявителем, на испрашиваемом земельном участке располагаются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию - Сергиево-Посадскому муниципальному района Московской области, в том числе:
- нежилое здание - пункт проката, общей площадью 185,3 кв.м, инвентарный номер 268:076-100470.1, лит. 1Б, 1б, о чем 07.12.2009 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена регистрационная запись за номером 50-50-05/136/2009-421;
- нежилое здание - здание кассы, общей площадью 14,3 кв.м, инвентарный номер 268:076-100470.2, лит. 2Б, о чем 07.12.2009 года в ЕГРП внесена регистрационная запись за номером 50-50-05/136/2009-419;
- нежилое здание, общей площадью 37,6 кв.м, инвентарный номер 268:076-100470.5, лит. 5Б, 5б, о чем 07.12.2009 года в ЕГРП внесена регистрационная запись за номером 50-50-05/136/2009-416;
- нежилое здание, общей площадью 77,8 кв.м, инвентарный номер 268:076-100470.6, лит. 6Б, о чем 07.12.2009 года в ЕГРП внесена регистрационная запись за номером 50-50-05/136/2009-420;
- нежилое здание - гараж, общей площадью 249,8 кв.м, инвентарный номер 268:076-100470, лит. Б, Б1, б, о чем 07.12.2009 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена регистрационная запись за номером 50-50-05/136/2009-417;
- здание дирекции, общей площадью 82,8 кв.м, инвентарный номер 268:076-100470.3, лит. 3Б, 3б, 3б1, о чем 07.12.2009 года в ЕГРП внесена регистрационная запись за номером 50-50-05/136/2009-418;
- здание магазина, площадью 87,9 кв.м, инвентарный номер 268:076-100470.4, лит. 4Б, о чем 07.12.2009 года в ЕГРП внесена регистрационная запись за номером 50-50-05/136/2009-422.
Право собственности Администрации на указанные объекты подтверждается выписками из ЕГРП, имеющимися в материалах дела.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции, установив нахождение на спорном земельном участке семи объектов недвижимости не исследовал при этом имеющийся в материалах дела межевой план, в связи со следующим.
Как следует из межевого плана спорного земельного участка (л.д. 36), на указанном земельном участке расположено пять строений, принадлежащих Администрации.
Апелляционный суд полагает, что имеющимися в материалах дела выписками из ЕГРП подтверждается нахождение указанных объектов на спорном земельном участке, сведений о прекращении права собственности на указанные объекты в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ, а также федеральными законами.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
В связи с чем, как указано в п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года N 11, сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Принимая во внимание изложенное, поскольку никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, следует исходить из того, что при переоформлении в собственность земельного участка, ранее предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование, не должны быть нарушены права и законные интересы собственников объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано указал, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам на праве собственности, возможно только путем утверждения схемы расположения земельного участка и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с уменьшением площади испрашиваемого земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимости по правилам п. 3 ст. 33 ЗК РФ, п. 2 ст. 35 Земельного кодекса РФ.
Согласно Кадастровой выписки в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140116: 2, имеющейся в материалах дела, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, а сам земельный участок является ранее учтенным (сведения в ГКН внесены 24.01.2007 года).
В соответствии с п. 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании изложенного, принимая во внимание, что на испрашиваемом земельном участке располагаются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Администрации, не могут быть удовлетворены требования ЗАО "ДУБЛЕР-ЭКСПРЕСС" на приобретение в собственность в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0104116:2, общей площадью 65000 кв.м.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2013 года по делу N А41-24526/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Дублер-Экспресс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24526/2013
Истец: ЗАО "Дублер-Экспресс", ЗАО "Дублер-Экспресс" г. Москва
Ответчик: Администрация Сергиево-Посадского района
Третье лицо: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области