Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2013 г. N 13АП-21845/13
г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А56-23756/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Герасимовой М.М., Зайцевой Е.К.
при ведении протокола судебного заседания: Терентьевой О.А.
при участии:
от заявителя: пред. Сапожникова А.С. по доверенности от 22.07.2013
от заинтересованно лица: пред. Галайда Д.В. по доверенности от 10.01.2013
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21845/2013) Стеблянко Д.С.
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 по делу N А56-23756/2013 (судья Бурденков Д.В.), принятое
по заявлению: Стеблянко Дмитрий Сергеевич, заинтересованное лицо: Межрайонная ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу, третье лицо: ООО "ПРМСТРОЙСЕРВИС" о признании ненормативного правого акта недействительным,
установил:
Стеблянко Дмитрий Сергеевич обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 26.03.2013 N 38124А об отказе во внесении изменений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" (адрес: 198152, Россия, Санкт-Петербург, Краснопутиловская, д. 11 а, пом. 3Н; ОГРН 1089847293018, далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 22.08.2013 в удовлетворении иска отказано.
На решение суда Стеблянко Д.С. подана апелляционная жалоба, в которой указано на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению подателя жалобы, судом не были применены нормы Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку отнесение вопроса об освобождении от должности генерального директора к компетенции общего собрания не ограничивает право Стеблянко Д.С. на свободный труд и увольнение по собственному желанию.
Наличие в ЕГРЮЛ сведений о Стеблянко Д.С. как о лице, которое полномочно действовать без доверенности, вносит правовую неопределённость в положении Стеблянко Д.С., который в силу публичности реестра для третьих лиц имеет правовой статус единоличного исполнительного органа юридического лица, хотя не является таковым.
При этом участники Общества уклоняются от избрания единоличного исполнительного органа.
Таким образом, изменения, связанные со сменой единоличного исполнительного органа, подлежат внесению в государственный реестр в силу пункта 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления.
Стеблянко Д.С. просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не направлен.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.06.2012 Стеблянко Д.С. обратился в адрес участников ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" Летуновского А.С. и Петрузова И.М. с заявлением об увольнении с должности генерального директора Общества, в соответствии с требованиями статьи 280 Трудового кодекса Российской Федерации.
Общество свою обязанность по избранию нового генерального директора не исполнило.
19.03.2013 Стеблянко Д.С., как генеральный директор Общества направил в Межрайонную ИФНС России N 15 по Санкт - Петербургу подписанное им и удостоверенное нотариально заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме N Р14001 (л.д. 17-25) (прекращение полномочий). Документы поступили в регистрирующий орган 20.03.2013 и были зарегистрированы за входящими номером 38124 А.
26.03.2013 года регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не предоставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, поскольку в соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в государственном реестре должны содержаться фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Полагая, что такое решение инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Стеблянко Д.С. обратился в суд с вышеизложенными требованиями.
Основанием для отказа в удовлетворении заявления явились выводы суда о том, что Инспекция в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации не вправе принимать решение о внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений, в учредительные документы юридического лица, на основании заявления Стеблянко Д.С. от 20.03.2013, не отвечающего форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; Стеблянко Д.С. не были соблюдены требования, предъявленные к оформлению документов для государственной регистрации юридических лиц (заявления), которые были предусмотрены постановлением правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 43; на регистрацию не представлены документы, необходимые для государственной регистрации. Заявление от 20.03.2013 вх. N 38124 А является не представленным.
Кроме того, суд указал, что Стеблянко Д.С. не лишен возможности защитить свои права иным способом, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, обеспечивших явку представителей в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон N 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Порядок представления документов для государственной регистрации определяется общими правилами статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Согласно пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Заявление о внесении в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, представляется в регистрирующий орган по форме N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы".
Согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" заявления, подаваемые в регистрирующий орган, должны быть подписаны руководителем постоянно действующего исполнительного органа либо иным лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности, либо иным лицом, действующим на основании полномочий.
В силу пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ сведения о единоличном исполнительном органе общества с ограниченной ответственностью содержатся в государственном реестре. При смене единоличного исполнительного органа соответствующие изменения подлежат внесению в государственный реестр в силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления.
В соответствии с Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" все разделы и пункты заявлений (уведомлений) обязательно заполняются, за исключением случаев, установленных Методическими разъяснениями. Сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности, не указываются, только если полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющему - коммерческой организации (п. 35 разд. II Методических разъяснений). Если данные полномочия не переданы управляющей организации или управляющему, сведения о директоре должны быть указаны в заявлении.
Исходя из буквального толкования указанных выше норм права, данные о директоре должны быть внесены в ЕГРЮЛ.
Как следует из представленного заявления по форме Р14001, в результате вносимых изменений у Общества отсутствует исполнительный орган, лицо, имеющее право действовать от имени общества без доверенности.
Таким образом, довод заявителя о том, что он выполнил требования, установленные законодательством, при подаче заявления по форме N 14001 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, является несостоятельным. Заявителем не был соблюден порядок представления документов на государственную регистрацию. Вышеуказанное заявление по форме Р14001 не содержало сведений о возложении полномочий на должностное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, том, что отсутствие предусмотренных законодательством необходимых сведений в документах означает непредставление документов, поскольку не указание в документах, представленных на регистрацию, требуемых законом сведений влечет порочность таких документов, что равнозначно их отсутствию.
Таким образом, документы, не отвечающие требованиям закона, считаются не представленными в регистрирующий орган, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
Поскольку заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Общества, не содержало сведений, предусмотренных законодательством, инспекция имела право отказать во внесении записи в реестр на основании статьи 23 Федерального закона, то есть непредставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Заявитель в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает следующие причины отсутствия в заявлении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - статья 280 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает право директора прекратить свою трудовую деятельность, что и имело место, так как 20.03.2013 заявитель, будучи директором Общества, подал заявление об увольнении с должности директора по собственному желанию и в порядке указанной статьи.
Апелляционный суд не может согласиться с указанными доводами заявителя в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (пункт 2 статьи 53 Гражданского кодекса российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 40 и пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" образование, избрание и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Таким образом, статья 280 Трудового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель, регулирует исключительно трудовые отношения между директором общества и этим обществом, но не гражданско-правовые отношения.
В соответствии с нормами Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" директор общества с ограниченной ответственностью осуществляет свои полномочия с момента его избрания соответствующим органом общества и прекращает с момента принятия решения о прекращении его полномочий либо об избрании нового директора, но не с момента подписания приказа о его увольнении.
Кроме того, вопреки доводам жалобы, в рассматриваемом споре положения трудового законодательства не подлежат применению, так как указанные правоотношения регулируются специальными нормами закона N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Таким образом, решение регистрирующего органа "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов" от 26.03.2013, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 по делу N А56-23756/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
М.М. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.