г. Санкт-Петербург |
|
05 декабря 2013 г. |
Дело N А56-31903/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Ладыка С.И. по доверенности от 05.12.2012.
от ответчиков: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21879/2013) Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2013 по делу N А56-31903/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области
к Государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Волховскому району Ленинградской области старшему лейтенанту полиции Талову А.Ю., ГИБДД ОМВД России по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области (190103 г.Санкт-Петербург, Рижский пр., д.13, ОГРН 1027810355990, далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственным инспектором дорожного надзора Отделения ГИБДД отдела Министерства внутренних дел России по Волховскому району Ленинградской области старшим лейтенантом полиции Таловым А.Ю. от 27.05.2013 N 47-021617/13 о привлечении Комитета к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 07.06.2013 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена Государственная инспекция безопасности дорожного движения ОМВД России по Ленинградской области.
Решением суда от 24.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах компетенции полномочия и функции в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, включая полномочия по координации, регулированию и контролю дорожных организаций Ленинградской области. Суд пришел к выводу, что именно Комитет является тем юридическим лицом, на которое непосредственно возложена обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, а равно и ответственным за ненадлежащее их содержание, в том числе за отсутствие дорожной разметки.
В апелляционной жалобе, поддержанной в судебном заседании представителем Комитета, заявитель просит отменить принятый судебный акт, удовлетворить заявленное требование. По мнению подателя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом не применены подлежащие применению нормы материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке в отсутствие заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением и.рВолховского городского прокурора от 21.05.2013 в отношении Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
Согласно постановлению, в ходе проведенной Волховской городской прокуратурой совместно с представителями ОГИБДД ОМВД России по Волховскому району проверки состояния автомобильной дороги регионального значения "Паша-Свирица-Загубье" установлено несоответствие указанной автомобильной дороги предъявляемым требованиям: на всем протяжении дороги отсутствуют знаки дорожного движения, обочины и освещение проезжей части; в неудовлетворительном состоянии находятся водоотводные канавы; на отрезках с 12 по 13 км, 19 км+500-м - 20 км+500-м невозможен встречный разъезд автомобильного транспорта.
Прокурор пришел к выводу, что Комитетом, являющимся заказчиком по содержанию и ремонту автомобильной дороги "Паша-Свирица-Загубье", не приняты меры к надлежащему содержанию дороги, что влечен угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу дорожно-транспортных правонарушений и является нарушением действующего законодательства.
27 мая 2013 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Волховскому району Ленинградской области вынесено постановление, которым Комитет привлечен к административной ответственности на основании статьи 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей за необеспечение безопасности дорожного движения на автодороге Паша-Свирица-Загубье: на отрезках с 12 по 13 км, 19 км+500-м - 20 км+500-м невозможно осуществить встречное движение, отсутствуют дорожные знаки. В вину Комитету вменено нарушение Федерального закона от 10.12.1995 N 196 NО безопасности дорожного движения", пунктов 13 и 14 Основных положений Правил дорожного движения и ОДМ 218.0.000-2003 "Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог".
Считая постановление ОГИБДД незаконным, Комитет обратился в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 3 статьи 6 Закона N 196-ФЗ осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности отнесение к полномочиям органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 07.09.2011 N 283, к полномочиям Комитета относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в части проектирования, содержания и ремонта (пункт 2.3 Положения); планирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт 2.4); Комитет утверждает распределение средств по объектам капитального ремонта и ремонта, содержания автомобильных дорог (пункт 3.2); заключает государственные контракты и контролирует их исполнение подрядными организациями (пункт 3.11).
С целью обеспечения надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, создания условий для безопасного и бесперебойного движения транспортных средств на автомобильных дорогах Ленинградской области, повышения их пропускной способности и благоустройства, распоряжением Правительства Ленинградской области от 05.11.2004 N 497-р (с учетом постановления Правительства Ленинградской области от 30.11.2010 N 324) создано государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - ГКУ "Ленавтодор"),
Согласно пункту 2.2.2 Устава ГКУ "Ленавтодор", для достижения основных целей учреждение вправе осуществлять мероприятия по выполнению программ, перспективных и текущих планов по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию и обустройству территориальных автомобильных дорог общего пользования, обеспечению безопасности дорожного движения после их утверждения учредителем.
В силу пункта 2.2.7 Устава, к видам деятельности ГКУ "Ленавтодор" также отнесено решение имущественных вопросов по объектам строительства (реконструкции, капитального ремонта), вошедшим в программы и планы дорожной деятельности.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что в целях реализации предоставленных полномочий, Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области 16.05.2012 издано распоряжение N 22/12, которым утверждено распределение средств областного бюджета по мероприятию "Капитальный ремонт автомобильных дорог", в том числе распределены средства на капитальный ремонт дороги Паша-Свирица-Загубье км 9+200 - км 19+962 (т.1 л.д.33-34).
14.03.2012 между ГКУ "Ленавтодор" (заказчик) и ООО "Дорожник-92" (подрядчик) заключен контракт на капитальный ремонт автомобильной дороги Паша-Свирица-Загубье на участке км 9+200 - км 19+962 в Волховском районе Ленинградской области. Срок выполнения работ - с момента заключения контракта до 15 ноября 2013 года.
09.06.2012 Комитетом утвержден Акт передачи в эксплуатацию (на содержание) подрядчику - ООО "Дорожник-92" ремонтируемого участка автомобильной дороги, согласно которому на основании пункта 5.2.2 государственного контракта подрядчик несет полную ответственность за обеспечение безопасности движения в границах передаваемого в ремонт участка, включая установку и содержание дорожных знаков, приборов освещения, ограждений в соответствии с Инструкцией по организации движения в местах производства работ (т.1 л.д.63-64).
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Однако по состоянию на 25.12.2012 Волховская городская прокуратура не усмотрела оснований для принятия соответствующих мер (т.1 л.д.118-119).
В силу пункта 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как видно из теста оспариваемого постановления, вина Комитета в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и.о.Волховского городского прокурора и актом выявленных нарушений в содержании дорог от 16.05.2013.
Между тем, в акте от 16.05.2013 отражено фактическое состояние дороги, а указание в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, что Комитетом, являющимся заказчиком по содержанию и ремонту вышеуказанной автомобильной дороги Паша-Свирица-Загубье, не принято мер к надлежащему содержанию дороги, противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Комитета подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене, ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2013 по делу N А56-31903/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ОГИБДД ОМВД России по Волховскому району Ленинградской области от 27.05.2013, на основании которого Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области привлечен к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31903/2013
Истец: Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области
Ответчик: Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Волховскому району Ленинградской области старший лейтенант полиции Талов Андрей Юрьевич
Третье лицо: ГИБДД ОМВД России по Ленинградской области, ОГИБДД по Волховскому району ЛО