г. Пермь |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А71-6910/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Риб Л.Х., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы": Балобанов Я.В. по доверенности от 08.05.2013,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике: представители не явились,
от третьего лица Автономной некоммерческой организации "Комплексный расчетный центр Удмуртии": представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 25 сентября 2013 года по делу N А71-6910/2013,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800265902, ИНН 1831098124)
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - заявитель, ООО "Удмуртские коммунальные системы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике) от 27.06.2013 N П-18-0299.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что ООО "Удмуртские коммунальные системы" поручений по обработке персональных данных граждан Автономной некоммерческой организации "Комплексный расчетный центр Удмуртии" по агентскому договору не давало, персональных данных граждан не передавало, при этом указывает, что информация о наличии задолженности за жилищно-коммунальные услуги, наименование улицы, номер дома и квартиры, лицевой счет не является персональными данными.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Удмуртские коммунальные системы" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Заинтересованное и третье лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, что на основании требования прокурора Октябрьского района г. Ижевска N 1р-2013 от 27.05.2013 и приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике N 299 от 06.06.2013 в период с 07.06.2013 по 27.06.2013 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Удмуртские коммунальные системы" по поступившему в прокуратуру обращению гражданина Сергиенко А.В. с доводами о нарушениях требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение ч. 3 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" ООО "Удмуртские коммунальные системы" поручает обработку персональных данных должников (субъектов персональных данных) с целью взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги другому лицу (Автономной некоммерческой организации "Комплексный расчетный центр Удмуртии") в отсутствие согласия должников.Результаты проверки оформлены актом от 27.06.2013 N А-18-0299.
В связи с чем Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в адрес ООО "Удмуртские коммунальные системы" вынесено предписание от 27.06.2013 N П-18-0299 об устранении выявленных нарушений.
Полагая, что данное предписание является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Удмуртские коммунальные системы" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суд первой инстанции не имеется.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право, в том числе, принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона.
В ст. 3 Федерального закона N 152-ФЗ определено, что персональные данные - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно ч. 1, ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО УК "Новый город" (Цедент) на основании договора уступки прав требования от 21.06.2011 N 329/22/2011 уступает, а ООО "Удмуртские коммунальные системы" (Цессионарий) принимает права требования к должникам по оплате долга за полученную тепловую энергию и полученные жилищно-коммунальные услуги ООО УК "Новый город". В п. 5.3 договора установлено, что цессионарий обязуется обеспечить конфиденциальность и безопасность полученных от цедента персональных данных должников при обработке данных сведений.
Также ООО УК "НОВА-Сервис" (Цедент) на основании договора уступки прав требования от 22.06.2011 N 03/006/2011 уступает, а ООО "Удмуртские коммунальные системы" (Цессионарий) принимает права требования к должникам по оплате долга за полученную тепловую энергию и полученные жилищно-коммунальные услуги ООО УК "НОВА-Сервис". В п. 5.3 договора установлено, что цессионарий обязуется обеспечить конфиденциальность и безопасность полученных от цедента персональных данных должников при обработке данных сведений.
Из договоров уступки права требования от 21.06.2011 и 22.06.2011 следует, что ООО "Удмуртские коммунальные системы" от ООО УК "Новый город" и ООО УК "НОВА-Сервис" переданы перечни должников с указанием адреса, суммы задолженности и номеров лицевых счетов.
ООО "Удмуртские коммунальные системы" (Принципал) заключило агентский договор с АНО "Комплексный расчетный центр Удмуртии" (Агент) от 12.11.2010 N 7, по условиям которого Агент обязуется совершать юридические и иные действия от имени и за счет Принципала либо от имени Агента, но за счет Принципала, направленные на взыскание дебиторской задолженности с должников-физических лиц, не исполняющих либо ненадлежащим образом исполняющих свои обязательства перед Принципалом по погашению задолженности. Перечень и наименование должников, основания, период возникновения задолженности и сумма долга указываются в дополнительных соглашениях к настоящему договору, являющимися его неотъемлемой частью, с приложением Перечня абонентов, оформленного по форме согласно Приложения N 1 настоящего договора (п.1.1 договора).
Согласно п. 1.2 агентского договора от 12.11.2010 N 7 ООО "Удмуртские коммунальные системы" наделяет АНО "Комплексный расчетный центр Удмуртии" правом использования любых из указанных ниже действий, направленных на востребование задолженности с должников: нахождение (установление) достоверной информации о финансовом состоянии должника, наличие зарегистрированного имущества, определение контрагентов, партнеров и кредитных организаций, работающих с должником; проведение претензионной работы, основанной на полученных сведениях о должнике; проведение личных встреч и переговоров с должником; осуществление любых иных действий, направленных на поиск активов должников и организацию исполнения должниками своих обязательств перед ООО "Удмуртский коммунальные системы".
Принципал обязуется, в частности, предоставлять Агенту необходимые для выполнения действий, предусмотренных настоящим договором (п. 1.3 договора); Агент обязан, в том числе, проводить юридическую экспертизу документов, подтверждающих право требования (п. 2.1.3 договора)
В п. 4.3 Агентского договора установлена обязанность АНО "Комплексный расчетный центр Удмуртии" соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке. Агент осуществляет следующие виды обработки персональных данных: использование полученных от принципала персональных данных, их хранение и уничтожение. Конфиденциальность и безопасность персональных данных обеспечивается с помощью установленной Агентом системы защиты персональных данных, включающей организационные меры и средства защиты информации в информационных системах Агента.
Как следует из материалов дела, АНО "Комплексный расчетный центр Удмуртии" во исполнение Агентского договора N 7 от 12.11.2010 направило должникам квитанции и уведомления о погашении задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги перед ООО "Удмуртские коммунальные системы"; направляемые квитанции содержат персональные данные должника: фамилию, имя, отчество, адрес, назначение и размер задолженности.
Имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что ООО "Удмуртские коммунальные системы", поручило АНО "Комплексный расчетный центр Удмуртии" обрабатывать сведения конфиденциального характера о гражданах, которые имеют задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги. Согласия жильцов на обработку их персональных данных другому лицу получено не было. При этом данные о жильцах переданы в целях исполнения агентского договора между АНО "Комплексный расчетный центр Удмуртии" и ООО "Удмуртские коммунальные системы", а не в целях исполнения договора, заключенного ООО "Удмуртские коммунальные системы" с гражданами. В связи с чем ссылка заявителя на п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ отклоняется как основанная на неверном толковании данной нормы.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что ООО "Удмуртские коммунальные системы" поручений по обработке персональных данных граждан АНО "Комплексный расчетный центр Удмуртии" по агентскому договору не давало, судом апелляционной инстанции отклоняются как не соответствующие имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе содержанию заключенного между ООО "Удмуртские коммунальные системы" и АНО "Комплексный расчетный центр Удмуртии" агентского договора от 12.11.2010 N 7.
Доводы заявителя о том, что ООО "Удмуртские коммунальные системы" персональных данных граждан АНО "Комплексный расчетный центр Удмуртии" не передавало, со ссылкой на то, что в приложениях к агентскому договору от 12.11.2010 N 7 содержатся обезличенные данные, содержащаяся в данных приложениях к агентскому договору информация о наличии задолженности за жилищно-коммунальные услуги, наименование улицы, номер дома и квартиры, лицевой счет не являются персональными данными, судом апелляционной инстанции также отклоняются, поскольку в оспариваемом предписании указано, что в нарушение ч. 3 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" ООО "Удмуртские коммунальные системы" поручает обработку персональных данных должников (субъектов персональных данных) с целью взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги другому лицу (Автономной некоммерческой организации "Комплексный расчетный центр Удмуртии") в отсутствии согласия должников.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о том, что предписание от 27.06.2013 N П-18-0299 соответствует требованиям действующего законодательства, права и интересы ООО "Удмуртские коммунальные системы" не нарушает, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя отказано правомерно.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по данной категории споров государственная пошлина составляет 1 000 руб. (под. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 сентября 2013 года по делу N А71-6910/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 23.04.2013 N 2240.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6910/2013
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике
Третье лицо: АНО "Комплексный расчетный центр Удмуртии"