Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 5 декабря 2013 г. N 08АП-9360/13
город Омск |
|
05 декабря 2013 г. |
Дело N А75-854/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаровой Н.А.
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9360/2013) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 августа 2013 года об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу N А75-854/2013 (судья Подгурская Н.И.), в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Игримречтранс" (ИНН 8613000220, ОГРН 1028601580292),
при участии в судебном заседании представителей:
от Федеральной налоговой службы - представитель Маккамбаева Л.Ж. (паспорт, по доверенности от 28.10.2013);
от открытого акционерного общества "Игримречтранс" - представитель не явился, извещено.
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, заявитель, податель жалобы) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества "Игримречтранс" (далее - ОАО "Игримречтранс", должник).
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 августа 2013 года по делу N А75-854/2013 в удовлетворении заявления ФНС России о признании ОАО "Игримречтранс" несостоятельным (банкротом), отказано. Производство по делу N А75-854/2013 прекращено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФНС России обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт о признании требований заявителя обоснованными и введении в отношении должника процедуры наблюдения.
По мнению подателя жалобы, при вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не учтено, что к уточненному заявлению уполномоченного органа приложены постановления о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества от 06.12.2012 N 02701590037945, N 02701590020962, от 03.04.2013 N 02701590131290, требования об уплате недоимки по страховым взносам от 02.12.2012 N 2701540147015 и 02701540147015 в уточненном заявлении отсутствуют.
ОАО "Игримречтранс" в письменном отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "Игримречтранс" надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя должника.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции, считает, что определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 августа 2013 года по настоящему делу отмене или изменению не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 6 Закона о банкротстве предусмотрено, что для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
По правилам пункта 6 статьи 41 Закона о банкротстве к заявлению уполномоченного органа, содержащему требование об уплате обязательных платежей, должны быть приложены неисполненные или частично не исполненные решение налогового органа и (или) решение таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств и (или) имущества должника. К заявлению уполномоченного органа, по его данным, прилагаются сведения о задолженности по обязательным платежам. В самом заявлении должно быть указано в числе прочего: размер требований уполномоченного органа к должнику и размер подлежащих уплате процентов, неустоек (штрафов, пеней); реквизиты вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требования уполномоченного органа к должнику в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; доказательства оснований возникновения задолженности (пункт 3 статьи 41 Закона о банкротстве).
В соответствии с процессуальными правилами доказывания (статьи 65, 68 АПК РФ) заявитель обязан доказать допустимыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязательств.
В качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
Обоснованность по существу требований уполномоченного органа по обязательным платежам должник, как следует из материалов дела, не оспаривал.
ФНС России, обращаясь с заявлением о признании ОАО "Игримречтранс" несостоятельным (банкротом), в обоснование требований сослалось на наличие у последнего задолженности в размере 16 116 290 руб. 86 коп.
В письме от 05.08.2013 N 06-91/5206 указано на наличие задолженности по налоговым платежам в сумме 4 269 300 руб. 68 коп.
Задолженность по налогам в размере 4 520 702 руб. 81 коп. подтверждена требованиями об уплате налога.
ОАО "Игримречтранс" платежными поручениями N 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 от 12.08.2013 произвело оплату задолженности по налогам и сборам по указанным требованиям.
Задолженности ОАО "Игримречтранс" перед внебюджетными фондами составила 11 473 843 руб. 27 коп., что подтверждено требованиями:N 02701540037945 от 29.11.2010 (штраф);N 02701540131290 от 26.12.2011; N 02701540004186 от 25.01.2012; N 02701540073985 от 16.05.2012; N 02701540094151 от 10.07.2012; -N 02701540147015 от 02.12.2012; N 02701540147017 от 02.12.2012.
Требования пенсионного фонда частично ОАО "Игримречтранс" исполнены, а именно: по требованию N 02701540037945 от 29.11.2010 в размере 46 172 рублей 97 копеек, по требованию N 02701540004186 от 25.01.2012 в размере 1 942 591 рублей 55 копеек.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что, уполномоченный орган в порядке статьи 49 АПК РФ, уточнил требования по страховым взносам, которая по состоянию на 21.06.2013 составила 11 473 483 руб. 27 коп.
ОАО "Игримречтранс" в период рассмотрения заявления о признании несостоятельным банкротом произвело погашение следующих требований:
- требование N 02701540004186 от 25.01.2012, исполнено полностью, что подтверждается платежными ордерами N 3800 за период с 19.03.2013 по 13.05.2013, N 3798 за период с 22.01.2013.2013 по 06.08.2013, N 3799 от 14 и 19.03.2013, и тремя инкассовыми поручениями от 27.03.2012;
- требование N 02701540131290 от 26.12.2011, исполнено частично в размере 374 887 рублей, что подтверждается платежным поручением N 13 от 14.08.2013;
- требование N 02701540073985 от 16.05.2012, исполнено частично на сумму 2 289 590 рублей, что подтверждается платежным поручением N 52 от 13.08.201;
- требование N 02701540147015 от 02.12.2012, исполнено частично на сумму 842 851 руб. 75 коп., что подтверждается платежным ордером N 3555 от 09.08.2013.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Федеральной налоговой службы России дала следующие объяснения.
Из числа первоначально заявленных как основания заявления о признании должника банкротом и принятых судом к рассмотрению требований, на момент вынесения обжалуемого определения, непогашенным должником осталось только уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам ГУ -Управления ПФР в березовском районе ХМАО-Югры N 02701540073985 в части накопительной части трудовой пенсии в размере 280 884 руб., в отношении которого имеется решение от 05.096.12 N02701512 вд 0017786 о взыскании страховых взносов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика ( л.д. 35, 36).
Как правильно указал суд первой инстанции, при применении указанных положений Закона необходимо учитывать следующее.
На основании абзаца второго пункта 1 статьи 29 Закона порядок подачи уполномоченным органом заявлений о признании должника банкротом в целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства устанавливается Правительством Российской Федерации. Поскольку право на подачу заявления о признании должника банкротом должно реализовываться уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, судам при проверке соблюдения данного порядка, а также срока, по истечении которого допускается обращение с заявлением о признании должника банкротом, надлежит в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона 296-ФЗ руководствоваться нормами Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" заявление уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора.
В соответствии с предписаниями, установленными пунктом 2 статьи 39 и пунктом 1 статьи 40 Закона о банкротстве, в заявлении кредитора должны быть указаны доказательства оснований возникновения задолженности и к заявлению приложены документы, подтверждающие обязательства должника, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 право на подачу заявления о признании должника банкротом должно реализовываться уполномоченным органом в порядке, предусмотренном Правительством РФ, судам при проверке соблюдения данного порядка, а также срока, по истечении которого допускается обращение с заявлением о признании должника банкротом, надлежит руководствоваться нормами Положения о порядке предъявления требований, утв. Постановлением Правительства N 257 от 29.05.04.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что в случае неисполнения должником требований РФ по обязательным платежам федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю, направляют в адрес уполномоченного органа уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам.
Согласно п. 3 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, если после принятия судом заявления уполномоченного органа должником частично исполнены указанные требования, в результате чего их сумма стала меньше суммы, необходимой для возбуждения дела о банкротстве, суд выносит определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления уполномоченного органа без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве (пункт 3 статьи 48 Закона о банкротстве), независимо от того, что общая сумма требований по обязательным платежам по данным, представляемым уполномоченным органом в арбитражный суд в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона, превышает сумму, установленную пунктом 2 статьи 6 Закона.
5. Разрешая вопрос о принятии заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, судам, помимо факта истечения установленного пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве периода просрочки уплаты обязательных платежей, следует проверять окончание срока, по истечении которого уполномоченный орган вправе подать в суд заявление о признании должника банкротом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6, пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в суд с таким заявлением возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты принятия налоговым (таможенным) органом решения о взыскании задолженности по обязательным платежам за счет имущества должника. При этом пунктами 2 и 7 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства <*>, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства", установлен порядок определения начальной даты исчисления указанного срока, отличный от порядка, определенного пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 2 "Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257, в случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, достаточном для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа, либо в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (с приложением заверенных в установленном порядке копий документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящего Положения) принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2009 N 663).
В отношении непогашенного (на дату вынесения обжалуемого определения) требования не представлено доказательств обращения взыскания на имущество. Имеющееся в деле решение от 05.06.12 N 02701512 вд 0017786 о взыскании страховых взносов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика (л.д. 36) не содержит отметки о вручении руководителю, не имеется доказательств направления его по почте заказным письмом или принятия мер к исполнению в бесспорном порядке.
Отсутствуют в отношении этого требования и решение (постановление) об обращении взыскании на иное имущество должника с доказательствами направления для исполнения в службу судебных приставов.
Таким образом, не имеется оснований, подтвержденных документально, для вывода о соблюдении в отношении этого требования предваряющих заявление о признании банкротом мер принудительного взыскания задолженности.
Частичное исполнение должником после принятия заявления ФНС России о признании должника банкротом требования ПФР, во исполнение которого вынесено указанное решение от 05.06.12, не свидетельствует о соблюдении заявителем требований п. 2 "Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257, в редакции, принятой после вступления в силу Федерального 30 декабря 2008 года.
В отношении требования N 027015 40147015 от 02.12.2012, и требованияN 02701540147017 от 02.12.2012 суд первой инстанции сделал правильный вывод, что они на момент обращения в суд не обладали признаками правомерности предъявления требования, поскольку трехмесячный срок требований об уплате истекал в марте 2013 года, а заявление подано в феврале 2013 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что на эти требования в уточненном заявлении о при знании должника банкротом от 21.06.13 (л.д. 40-48 т. 3) уполномоченный орган не ссылался, а представил в качестве приложений постановлений о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имуществ от 06.12.12 N 02701590037945, N 02701590020962, от 03.04.13 N 02701590131290 текстом самого уточненного заявления в части приложений к нему не подтверждаются. Кроме того, принятие мер к принудительному взысканию за счет денежных средств и имущества должны иметь место в любом случае до обращения с заявлением о признании должника банкротом, кроме того, обращение допускается по истечении установленного Постановлением Правительства N257 периода времени, что в отношении указанных постановлений не соблюдено.
Кроме того, как уже отмечено и следует из абз.2 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", если после принятия судом заявления уполномоченного органа должником частично исполнены указанные требования, в результате чего их сумма стала меньше суммы, необходимой для возбуждения дела о банкротстве, суд выносит определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления уполномоченного органа без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве (пункт 3 статьи 48 Закона о банкротстве), независимо от того, что общая сумма требований по обязательным платежам по данным, представляемым уполномоченным органом в арбитражный суд в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона, превышает сумму, установленную пунктом 2 статьи 6 Закона.
Указанное исключает дополнение принятого заявления о признании должника банкротом новыми требованиями об уплате обязательных платежей (не заявленными первоначально) и условия для заявления о признании банкротом на основании которых появляются только после принятия первоначального заявления.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на момент вынесения определения не погашенными являются требования об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 280 884 руб. (том 2 л.д. 35, 36).
Суд первой инстанции правильно указал, что на момент обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом отсутствовали решения о взыскании задолженности перед УПФР за счет имущества должника и отсутствовали сведения о предъявлении этих решений судебным приставам-исполнителям.
Данное обстоятельство является нарушением условий, изложенных в пункте 8 Положения о порядке предъявления требований, утвержденного Постановлением Правительства N 257 от 29.05.2004.
Как указано выше, частью 6 статьи 41 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" к заявлению уполномоченного органа, содержащему требование об уплате обязательных платежей должны быть приложены неисполненные или частично неисполненные решения налогового и (или) таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств и (или) имущества должника.
В силу пункту 5 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, разрешая вопрос о принятии заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, судам, помимо факта истечения установленного пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве периода просрочки уплаты обязательных платежей, следует проверять окончание срока, по истечении которого уполномоченный орган вправе подать в суд заявление о признании должника банкротом.
Согласно пункту 3 статьи 6, пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в суд с таким заявлением возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты принятия налоговым (таможенным) органом решения о взыскании задолженности по обязательным платежам за счет имущества должника.
Как правильно отметил суд первой инстанции, исходя из пункта 1 статьи 11 Закона о банкротстве, право на подачу заявления о признании должника банкротом должно реализовываться уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, судам при проверке соблюдения рассматриваемого срока надлежит руководствоваться нормами пунктов 2 и 7 Положения о порядке предъявления требований.
Порядок предъявления требований в делах о банкротстве регламентирован в пункте 12 указанного Постановления Правительства N 257. В том случае, если федеральные органы исполнительной власти и иные органы (в том числе, ПФР) имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, эти органы в недельный срок с даты получения уведомления уполномоченного органа о проведении процедур банкротства в отношении должника представляют в уполномоченный орган документы, предусмотренные Постановлением N 257 в пунктах 7 - 8.
После получения документов от федеральных органов исполнительной власти и иных органов, (в том числе и Фонда социального страхования Российской Федерации), уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке.
К уведомлению исполнительных органов о наличии задолженности прилагаются заверенные копии документов, представляемых при подаче заявления о признании должника банкротом, включая заверенные в установленном порядке копии следующих документов: а) справка о размере задолженности по страховым взносам, не уплаченным в более чем 3-месячный срок; б) решение исполнительного органа о взыскании денежных средств со счетов должника; в) решение и постановление исполнительного органа о взыскании страховых взносов за счет имущества должника или соответствующее судебное решение, вступившее в законную силу, а также исполнительный лист; г) сведения о направлении судебному приставу-исполнителю постановления исполнительного органа о взыскании страховых взносов за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа; д) документы, подтверждающие основания возникновения задолженности.
Законодательство устанавливает перечень обязательных документов подлежащих представлению в качестве доказательств в арбитражный суд.
В нарушение действующего законодательства, ФНС России не представила документов (решений) подтверждающих взыскании недоимки за счет имущества должника по решениям о предварительных мерах принудительного исполнения к ОАО "Игримречтранс" по обязательным платежам.
Представитель ФНС России, ознакомившись с материалами настоящего дела, в заседании суда апелляционной инстанции подтвердила отсутствие указанных выше документов, которые являются основанием для признания правомерными, основанными на законе требований ФНС России.
Согласно статье 48 Закона о банкротстве определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как направленные на переоценку доказательств, имеющихся в деле, получивших надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 августа 2013 года по делу N А75-854/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.