г. Самара |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А55-11130/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 27 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 04 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Галчонок" - представителя Гагаевой Н.Е. (доверенность от 05.12.2012 N 74),
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Дмитриенко Е.В. (доверенность от 09.01.2013 N 05),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Галчонок"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.08.2013 по делу N А55-11130/2013 (судья Матюхина Т.М.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Галчонок", г.Самара,
к министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Галчонок" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - ответчик) от 22.02.2013 N 10.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы заявитель сослался на то, что министерство и его должностные лица не имеют полномочий по распоряжению занимаемым заявителем земельным участком, являются ненадлежащими субъектами, осуществляющими надзорную деятельность за использованием данного земельного участка и соблюдением при этом арендатором действующего законодательства, министерство не имеет правовых оснований осуществлять полномочия арендодателя в отношении вышеуказанного участка. Арендуемый земельный участок расположен в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса), т.е. на землях иных категорий, что позволяет, в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ, отнести их к землям населенных пунктов. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 736 агентство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации. К его полномочиям в установленной сфере деятельности, в частности, (п. 5.4.18) относится государственный пожарный надзор и государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков.
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
22 февраля 2013 года проведена плановая проверка заявителя.
По результатам проверки вынесено предписание N 10 об устранении нарушения лесного законодательства и установлен срок исполнения. Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность создать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря и оборудования, провести минерализованную полосу в соответствии с проектом освоения и договором аренды, произвести очистку земельного участка от валежа, подроста, древесно-кустарниковой растительности, подать лесную декларацию, отчеты об использовании лесов.
Заявитель, полагая, что вынесенное предписание противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Судебная коллегия апелляционного суда, анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
Ответчиком проверка проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства и положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Порядок организации и проведения проверки регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц" и Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является, в частности, соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Ежегодный план проведения плановых проверок на 2013 г. министерством разработан и доведен до сведения всех заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте министерства в сети "Интернет", в разделе "Охрана окружающей среды".
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии публикации на сайте министерства плана проведения плановых проверок на 2013 г. являются необоснованными и не соответствуют действительности.
В силу статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
Руководствуясь статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, на основании распоряжения министерства от 22.01.2013 N 39 в отношении ООО "Галчонок" была проведена плановая выездная проверка.
Копия распоряжения министерства от 23.01.2013 г. N 39 о проведении плановой проверки в отношении ООО "Галчонок" была направлена в адрес заявителя 23.01.2013 г. исх. 27-05-03/605.
В адрес ООО "Галчонок" также направлено уведомление (исх. 17/2013-08 от 30.01.2013 г.), где сообщалось о проведении плановой выездной проверки соблюдения лесного законодательства и предложено пребыть в Самарское лесничество для проведения проверки.
В приложении к уведомлению направлена копия распоряжения от 23.01.2013 г. N 39.
Данное уведомление получено ООО "Галчонок" 01.02.2013 г., что подтверждается почтовым уведомлением и подписью бухгалтера Макарова Д.В.
Таким образом, плановая выездная проверка в феврале 2013 г. в отношении ООО "Галчонок" проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки, от 22.02.2013 N 17/П-04, составленном в присутствии представителя по доверенности от 05.02.2013 г N 9 Гагаевой Н.Е.
В акте проверки от 22.02.2013 г. N 17/П-04 зафиксировано, ООО "Галчонок" использует лесной участок, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 18, выдел 12 для строительства и эксплуатации линий электропередачи по договору аренды лесного участка без аукциона N 69 от 19.08.2009 г. На данный участок разработан проект освоения лесов с положительным заключением государственной экологической экспертизы, однако в нарушение ст.26 ЛК РФ и Приказа Рослесхоза N 18 от 17.01.2012 г. не подана лесная декларация. Отчеты об использовании лесов в соответствии с Приказом Рослесхоза N 47 от 14.02.2012 г. не подаются, в нарушении п.п. "г" пункта 13 договора аренды. Пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря отсутствует. При осмотре пожарного инвентаря из всего необходимого перечня инвентаря представлена емкость с водой- 3 мЗ, 3 огнетушителя, аптечка -1. План тушения лесных пожаров не разработан и не представлен, минерализованные полосы в 2012 г. не проводились и к началу противопожарного сезона 2013 г. отсутствуют. Арендуемый лесной участок под ЛЭП зарос лесной растительностью, подростом, имеется валежная сухая древесина и сухие ветки, хмыз (хворост, кустарник) являющееся, горючим материалом, таким образом не проведено противопожарное обустройство и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, нарушив статьи 53 ЛК РФ, Правила пожарной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 317 от 30.06.2007 г.
В отношении ООО "Галчонок" составлен протокол об административном правонарушении N 17/2013-13 от 22.02.2013 в присутствии представителя по доверенности от 05.02.2013 г N 9 Гагаевой Н.Е. по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из протокола следует, что ООО "Галчонок" не обеспечило используемый лесной участок средствами пожаротушения, отсутствуют: пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря, напорные пожарные рукава - 300 пог.м., зажигательный аппарат - 2 шт., смачиватели, пенообразователи - 20 кг., лопаты- 31 шт., мотыги-5 шт., грабли-5 шт., топоры-3 шт., бензопилы-2 шт., электромегафон-1 шт., пилы поперечные-5 шт., противодымные распираторы-10 шт., защитные очки-10 шт., кружки для воды- 10 шт., а также не разработан и не утвержден план тушения лесных пожаров.
Как правильно указал суд, выявленные нарушения создают угрозу неограниченному кругу лиц и могут привести к трагическим последствиям в случае пожара.
Таким образом, ООО "Галчонок" нарушило требования статей 26, 49, 53, 60 ЛК РФ, подпункты а, в пункта 3, пункта 34 Привил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, требования Приказа Минсельхоза N 549 от 22.12.2008 г. "Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов", а также условия договора аренды лесного участка пункты 10,14 и приложение N 5 к договору N 69 аренды лесного участка без аукциона.
Согласно статье 53 ЛК РФ Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливающие единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являющиеся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно этому документу в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
- создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горючесмазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
Частью 1 статьи 53.1 ЛК РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу части 2 указанной статьи меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно части 3 статьи 53.1 ЛК РФ указанные в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Часть 5 статьи 53.1 ЛК РФ предусматривает, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 53.1 ЛК РФ виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом "в" пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, установлено, что юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549 утверждены Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов.
Согласно пункту 2 Норм, нормы по их видам и количеству установлены как минимально необходимые.
В разделе XIV Норм приведен перечень пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря, которые должны быть в наличии в пункте сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря. При этом предусмотрено, что такой пункт организуется на 100 километров линейного объекта.
В ходе проверки ответчиком установлено, что у ООО "Галчонок" отсутствует пункт сосредоточения противопожарного оборудования на использованном лесном участке.
Согласно п. 3 Правил, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 -2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
При этом в силу п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования", п. 2.1.1 ГОСТ 12.1.044-89 "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения" к горючим (сгораемым) относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Таким образом, древесно-кустарниковая растительность является горючим материалом, от которого просеки, полосы отвода должны быть освобождены, в целях соблюдения пожарной безопасности в лесах, что заявителем не выполнено.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
С учетом вышеизложенного, предписание старшего государственного лесного инспектора, главного консультанта Самарского лесничества Чемоданова А.А. N 10 от 22.02.2013 является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика полномочий по осуществлению надзорной деятельности за использованием земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 18, выдел 12 и осуществлению полномочий арендодателя в отношении данного земельного участка.
Между министерством и заявителем 19.08.2009 г. заключен договор N 69 аренды лесного участка без аукциона во временное пользование, для строительства линии электропередачи.
После вступления в силу постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-15555/2008 были прекращены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним разделы по лесным участкам Самарского лесничества.
Согласно сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре по состоянию на 01.01.2011 г. спорный земельный участок исключен из состава лесного фонда, расположенного на землях лесного фонда и является лесным участком на землях иных категорий.
В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 г. N 79, министерство является органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Уполномоченным органом на территории Самарской области по осуществлению пожарного надзора в лесах является министерство в соответствии с положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области N 528 от 09.10.2013 г.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявителем не подтверждено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, оценка требований была правомерно осуществлена судом первой инстанции с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 того же Кодекса).
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 23.08.2013 по делу N А55-11130/2013, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.08.2013 по делу N А55-11130/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11130/2013
Истец: ООО "Галчонок"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области