г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А56-10991/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Назарян К.Р.
при участии:
от заявителя: Мехина Е.Ю., доверенность от 10.08.2013, Басенко Ю.Б., доверенность от 05.07.2012,
от заинтересованного лица: Каталова А.С., доверенность от 09.01.2013,
от 3-го лица: извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21345/2013) ООО "Агентство недвижимости "Пионер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 по делу N А56-10991/2013 (судья Савина Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Агентство недвижимости "Пионер"
к Комитету по управлению городским имуществом
третьи лица: 1. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, 2. Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга
об оспаривании решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Пионер" (адрес: 191025, Россия, Санкт-Петербург, улица Восстания, 6а; ОГРН: 1047855115990; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, с учётом заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом (адрес: 191060, Россия, Санкт-Петербург, Смольный подъезд N 6, ОГРН: 1027809244561; далее - Комитет) о предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 78:4146Д:20, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Приморский проспект, дом 52, литера Б, а также об обязании Комитета подготовить и направить Обществу подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 78:4146Д:20, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Приморский проспект, дом 52, литера Б, с предложением о заключении договора.
Определением от 30.05 2013 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗР) и Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА).
Решением суда от 22.08.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что предоставленные в материалы дела приложения к акту КГА Санкт-Петербурга от 26.09.2002 и Решению Исполкома Ленсовета депутатов трудящихся от 15.03.1982 N 127 не содержат сведений о земельных участках, их границах, иных географических ориентирах, позволяющих с точностью установить, проходят ли обозначенные в указанных документах красные линии по спорному земельному участку. Кроме того, податель жалобы полагает, что акт КГА Санкт-Петербурга от 26.09.2002 не подлежит применению, поскольку не был опубликован в порядке, установленном Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 10.11.1996 N 376-р.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора купли-продажи от 27.01.2012 N РАД-28/2012 является собственником объекта недвижимости общей площадью 2 648,7 кв.м с кадастровым номером 78:4146Д:20:37, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Приморский пр., д. 52, лит. Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.03.2012 N 78-АЖ 521999.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 78:4146Д:20.
06.07.2012 Общество обратилось в Комитет с заявлением о приобретении в собственность указанного земельного участка.
Комитет письмом от 22.11.2012 N 32834-13 отказал Обществу в выкупе земельного участка на основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статьи 14 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", поскольку земельный участок частично относится к территориям общего пользования.
Общество, ссылаясь на то, что данное решение не соответствует нормам законодательства и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, находит решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, принявший решение (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В подтверждение законности отказа в выкупе земельного участка Комитет указывает, что спорный земельный участок частично относится к территориям общего пользования, находится в границах красных линий улично-дорожной сети, установленных актом от 30.09.2002.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" генеральный план Санкт-Петербурга включает в свой состав материалы, устанавливающие очередность размещения и развития основных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и основных функциональных зон (производственных, жилых, общественно-деловых, рекреационных), в том числе схему размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и прогнозируемый период основных объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения с выделением сооружений внешнего транспорта, городского транспорта, автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожная сеть) согласно приложению 4 к указанному Закону Санкт-Петербурга.
При этом в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга строительство улично-дорожной сети на спорном земельном участке не предусмотрено.
Также, Перечнем мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2009 N 379 "О совершенствовании и развитии дорожного хозяйства Санкт-Петербурга до 2015 г." строительство улично-дорожной сети на спорном земельном участке не предусмотрено.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка, в его состав не входят земли общего пользования.
Таким образом, документальных доказательств наличия на спорном земельном участке улично-дорожной сети или принятия в установленном порядке решения о её строительстве, в материалы дела не представлены.
Также, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, установленных в градостроительной документацией, принятой в соответствии с нормами действующего градостроительного законодательства.
Кроме того, довод Комитета о том, что существующие красные линии для территории квартала 4146Д (южнее Приморского проспекта от 3-его Елагина моста до ЗСД) установлены разбивочным чертежом, разработанным в составе проекта детальной планировки района западнее бывшего Комендантского аэродрома (район озера Долгое), утвержденного решением исполкома Ленсовета депутатов трудящихся от 15.03.82 N 127, отклоняется апелляционным судом, поскольку данный документ не содержит сведений о земельных участках, их границах, иных географических ориентирах, позволяющих с точностью установить, проходят ли обозначенные в указанном документе красные линии по спорному земельному участку.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о незаконности отказа Комитета о предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 78:4146Д:20, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Приморский проспект, дом 52, литера Б, в связи с чем, решение суд подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 г. отменить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в предоставлении в собственность ООО "Агентство недвижимости "ПИОНЕР" земельного участка с кадастровым номером 78:4146Д:20, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Приморский пр., д. 52, лит. Б и обязать Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга подготовить и направить ООО "Агентство недвижимости "ПИОНЕР" подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 78:4146Д:20, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Приморский пр., д. 52, лит. Б с предложением о заключении договора.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10991/2013
Истец: ООО "агенство недвижемости "Пионер"
Ответчик: Комитет по управлению городским имуществом
Третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1477/14
04.12.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21345/13
22.08.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-10991/13