г. Красноярск |
|
05 декабря 2013 г. |
Дело N А33-10394/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" декабря 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Черногорская ГРК"): Сахно Д.К., представителя по доверенности от 16.09.2013 N 55, Лотфуллина Р.К., представителя по доверенности от 16.09.2013 N 55,
от ответчика (Администрации города Норильска): Кузнецова А.А., представителя по доверенности от 11.08.2013 N 10-70, Ким А.В., представителя по доверенности N 10-112 от 19.11.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Черногорская ГРК"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" сентября 2013 года по делу N А33-10394/2013, принятое судьей Петроченко Г.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Черногорская ГРК" (далее - общество, заявитель, ИНН 7705721371, ОГРН 1067746396299) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к муниципальному учреждению Администрация города Норильска (далее - администрация, ответчик, ИНН 2457025720, ОГРН 1022401631196) с заявлением:
о признании решения Администрации города Норильска, изложенного в письме N 190-681 от 05.04.2013 "О выборе земельного участка", подписанного начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации города Норильска - главным архитектором города И.А. Соболевой, незаконным;
об обязании Администрации города Норильска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Черногорская ГРК" путем принятия заявления ООО "Черногорская ГРК" от 12.03.2013 N ЧГРК-87 (вх. N 190/315 от 04.04.2013) к рассмотрению, рассмотрения его в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок, и принятия в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решения по заявлению ООО "Черногорская ГРК" от 12.03.2013 NЧГРК-87 (вх. N 190/315 от 04.04.2013).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 03.09.2013 не согласно, ссылается на то, что оспариваемое решение администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Администрация считает, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов общества, так как отменено, заявление общества рассмотрено повторно.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Черногорская ГРК" обратилось Управление архитектуры и градостроительства администрации города Норильска с заявлением от 12.03.2013 N ЧГРК-87 (вх. N 190/315 от 04 апреля 2013 года) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Наименование объекта - Черногорский горно-металлургический комплекс, назначение объекта - для строительства, эксплуатации, размещения зданий, строений, сооружений и проведения работ, связанных с геологическим изучением недр, добычей и переработкой полезных ископаемых на Черногорском месторождении, предполагаемое место размещения объекта 15 км юго-восточнее Норильска в районе горы Черная, примерный размер земельного участка - 2844,6 га, испрашиваемое право - аренда.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Норильска, ссылаясь на абзац 2 пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации г. Норильска от 24.07.2012 N 234 (далее - Административный регламент), в письме от 05.04.2013 N 190-681 "О выборе земельного участка" отказало обществу в приеме документов, поскольку заявление подано не по форме, утвержденной распоряжением администрации г. Норильска.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Норильска в письме от 20.08.2013 N 190-2105 сообщило обществу следующее:
обращение ООО "Черногорская ГРК" от 12.03.2013 N ЧГРК-87 (вх. N 190/315 от 04.04.2013) рассмотрено повторно;
поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка является условно разрешенным, а с предложением относительно возможного установления условно разрешенного вида использования испрашиваемого земельного участка в установленном порядке ООО "Черногорская ГРК" не обращалось, процедура получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не соблюдена, что является основанием отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта;
в этой связи отказ начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Норильска главного архитектора города Соболевой И.А., изложенный в письме от 05.04.2013 N 190-681 "О выборе земельного участка", отменить.
Не согласившись с решением Администрации города Норильска, изложенным в письме N 190-681 от 05.04.2013 "О выборе земельного участка", подписанным начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации города Норильска - главным архитектором города И.А. Соболевой, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом правил распределения бремени доказывания соответствие оспариваемого ненормативного акта (решения, действий, бездействия) закону или иным нормативным правовым актам доказывает орган, осуществляющий публичные полномочия, а нарушение прав и охраняемых законом интересов доказывает лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным решения Администрации города Норильска, изложенного в письме от 05.04.2013 N 190-681 "О выборе земельного участка", суд первой инстанции исходил из того, что обществом не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемым решением, поскольку письмом от 20.08.2013 N 190-2105 оспариваемый отказ отменен.
Вместе с тем, из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что соответствие оспариваемого ненормативного акта (решения, действий, бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя устанавливаются арбитражным судом на момент принятия (совершения) оспариваемых решения, действий (бездействия) уполномоченным органом. Следовательно, последующая отмена оспариваемого решения не может служить основанием для вывода об отсутствии нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя на момент его вынесения.
Кроме того, вывод суда первой инстанции о том, что заявителю следовало обжаловать бездействие администрации, поскольку в письме от 05.04.2013 N 190-681 отсутствует отказ в предварительном согласовании и определенное решение по предварительному согласованию места размещения объекта или об отказе в предварительном согласовании, является неправильным. Бездействие выражается в несовершении уполномоченным органом юридически значимых действий. В оспариваемом письме администрации содержится решение об отказе в приеме документов общества, то есть содержится определенное решение уполномоченного органа, которое может быть обжаловано по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; бездействие администрацией не допущено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое обществом решение администрации, изложенное в письме от 05.04.2013 N 190-681 "О выборе земельного участка", не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в администрацию с заявлением от 12.03.2013 N ЧГРК-87 (вх. N 190/315 от 04.04.2013, т. 1 л.д. 33-35) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Наименование объекта - Черногорский горно-металлургический комплекс, назначение объекта - для строительства, эксплуатации, размещения зданий, строений сооружений и проведения работ, связанных с геологическим изучением недр, добычей и переработкой полезных ископаемых на Черногорском месторождении, предполагаемое место размещения объекта 15 км юго-восточнее Норильска в районе горы Черная, примерный размер земельного участка - 2844,6 га, испрашиваемое право - аренда.
Как следует из материалов дела и не оспаривается администрацией, испрашиваемый земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена; в установленном порядке не сформирован; расположен в 15 км юго-восточнее Норильска в районе горы Черная, градостроительный регламент соответствующей территории не установлен.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1 статьи 28).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).
В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Следовательно, администрация является уполномоченным органом местного самоуправления по рассмотрению заявления общества о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Норильска в письме от 05.04.2013 N 190-681 "О выборе земельного участка" (т. 1 л.д. 37-38) отказало обществу в приеме документов, поскольку заявление подано не по форме, утвержденной распоряжением администрации г. Норильска, ссылаясь на абзац 2 пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации г. Норильска от 24.07.2012 N 234 (далее - Административный регламент).
Порядок выбора земельного участка и предварительного согласовании места размещения объекта предусмотрен статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В силу пункта 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Согласно пунктам 7-9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу изложенных норм права на администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление общества от 12.03.2013 N ЧГРК-87 (вх. N 190/315 от 04.04.2013, т. 1 л.д. 33-35) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Однако, администрация в нарушение вышеизложенных норм права в письме от 05.04.2013 N 190-681 "О выборе земельного участка" (т. 1 л.д. 37-38) отказала обществу в приеме документов. Законные основания для отказа в принятии заявления общества от 12.03.2013 N ЧГРК-87 у администрации отсутствовали, в связи с чем администрация неправомерно отказала обществу в приеме документов, что нарушает права и законные интересы общества на рассмотрение его заявления в установленном законом порядке.
Учитывая, что обществом подано заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, порядок рассмотрения которого регулируется, в том числе вышеизложенными нормами Земельного кодекса Российской Федерации, ссылка администрации в письме на абзац 2 пункта 2.8 Административного регламента, регулирующего процедуру предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, является неправомерной.
С учетом изложенных обстоятельств и норм права, решение Администрации города Норильска, изложенное в письме N 190-681 от 05.04.2013 "О выборе земельного участка", подписанное начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации города Норильска - главным архитектором города Соболевой И.А., следует признать незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество просит в качестве восстановительной меры обязать Администрацию города Норильска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Черногорская ГРК" путем принятия заявления ООО "Черногорская ГРК" от 12.03.2013 N ЧГРК-87 (вх. N 190/315 от 04.04.2013) к рассмотрению, рассмотрения его в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок, и принятия в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решения по заявлению ООО "Черногорская ГРК" от 12.03.2013 NЧГРК-87 (вх. N 190/315 от 04.04.2013).
Однако, суд апелляционной инстанции не может принять заявленную обществом восстановительную меру, целью которой является устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, поскольку из письма Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Норильска от 20.08.2013 N 190-2105 следует, что обращение ООО "Черногорская ГРК" от 12.03.2013 N ЧГРК-87 (вх. N 190/315 от 04.04.2013) рассмотрено повторно, принято соответствующее решение, то есть нарушение прав и законных интересов общества оспариваемым в рамках настоящего дела решением администрации устранено ответчиком.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с нарушением норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей, в том числе 2000 рублей за рассмотрение заявления в суде первой инстанции, 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с администрации в пользу общества.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" сентября 2013 года по делу N А33-10394/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации города Норильска, изложенное в письме N 190-681 от 05.04.2013 "О выборе земельного участка", подписанное начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации города Норильска - главным архитектором города Соболевой И.А.
Взыскать с Администрации города Норильска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Черногорская ГРК" 3000 рублей судебных расходов.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10394/2013
Истец: ООО "Черногорская ГРК"
Ответчик: Муниципальное учреждение Администрация города Норильска
Третье лицо: ООО Черногорская ГРК