г. Вологда |
|
06 декабря 2013 г. |
Дело N А66-1219/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Производство Сельмаш" Анисенковой С.Д. по доверенности от 03.12.2013, администрации города Твери Федяева С.Н. по доверенности от 19.06.2012, Управления по культуре, спорту и делам молодёжи администрации города Твери Денисьева Р.И. по доверенности от 06.11.2013, Архивного отдела Тверской области Саковской О.А. на основании постановления Главы администрации города Твери от 16.05.2008 N 1342,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 сентября 2013 года по делу N А66-1219/2013 (судья Белова А.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Производство Сельмаш" (ОГРН 1046900099652; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (ОГРН 1066950062717; далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в принятии на хранение документов по личному составу общества в количестве 24 дел за 2007-2011 год и об обязании принять архив по личному составу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены муниципальное казённое учреждение культуры "Тверской городской архив" (далее - учреждение, МКУК "Тверской городской архив"), Архивный отдел Тверской области (далее - отдел), Управление по культуре, спорту и делам молодёжи администрации города Твери (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 04 сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Считает, что администрация не обязана принимать от общества документы по личному составу организации. Ссылается на отсутствие условий для хранения документов.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Управление и учреждение в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу администрации - удовлетворить.
Отдел отзыв на апелляционную жалобу не представил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 08.12.2011 по делу N А66-2781/2011 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначена Абашева О.Г.
Архивным отделом Тверской области 08.06.2012 принято решение об определении МКУК "Тверской городской архив" местом хранения документов по личному составу общества в количестве 24 единиц за 2007-2011 год в связи с признанием его несостоятельным (банкротом) (л.д.13).
Конкурсный управляющий общества обратился к Тверскому городскому архиву с требованием о принятии документов заявителя, подлежащих передаче на хранение (л.д. 14).
Письмом от 23.08.2012 N 192/08 МКУК "Тверской городской архив" сообщило, что в соответствии с уставом учреждения в состав документов архива входят документы учреждений органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, действовавших и действующих на территории города Твери. Документы по личному составу принимаются только от указанных учреждений и предприятий. Управляющему рекомендовано обратиться в ГКУ "Тверской центр документации новейшей истории".
Конкурсный управляющий Абашева О.Г. 07.11.2012 обратилась в администрацию города Твери с заявлением (входящий от 12.11.2012 N 01/8439) о приеме в Тверской городской архив документов по личному составу в количестве 24 дел за период с 2007 - 2011 год на хранение.
Администрация направила названное письмо в Управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери.
Управление в ответ на обращение общества письмом от 11.12.2012 N 23/2442-и сообщило, что документы на хранение принять не представляется возможным. При этом управление сослалось на пункт 22 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится формирование муниципального архива. Заявителю рекомендовано обратиться в ГКУ "Тверской центр документации новейшей истории".
Не согласившись с бездействием администрации, выразившемся в отказе в принятии на хранение документов по личному составу в количестве 24 дел за 2007-2011 год, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Согласно пункту 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Пунктом 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
По смыслу вышеуказанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.
Соответствующим муниципальным архивом в Тверской области для передачи документов общества является МКУК "Тверской городской архив" (по месту нахождения ликвидируемого общества), государственным архивом - Архивный отдел Тверской области (по ведомственному признаку).
Каждый из названных архивов в силу пункта 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу общества.
В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области от 23.12.2005 N 162-ЗО "Об архивном деле в Тверской области" законодательство Тверской области об архивном деле в Тверской области состоит из указанного Закона и принимаемых в соответствии с федеральным законодательством и названным Законом иных нормативных правовых актов Тверской области.
Постановлением администрации Тверской области от 21.07.2009 N 321-па утвержден Стандарт государственной услуги "Экспертиза ценности документов".
Получателем государственной услуги - "Экспертиза ценности документов" являются: государственные архивы Тверской области; органы государственной власти Тверской области, государственные органы Тверской области; государственные унитарные предприятия Тверской области; государственные учреждения Тверской области; муниципальные архивы Тверской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области; муниципальные унитарные предприятия Тверской области; муниципальные учреждения Тверской области; организации (независимо от формы собственности), расположенные на территории Тверской области, проходящие процедуру ликвидации; иные юридические лица или граждане, являющиеся собственниками или владельцами архивных документов, местом нахождения или местом жительства которых является Тверская область, заинтересованные в получении настоящей государственной услуги (пункт 1.3.1 Стандарта государственной услуги "Экспертиза ценности документов").
Пунктом 3.1.8 названного Стандарта предусмотрено, что архивный отдел в рамках предоставления государственной услуги - "Экспертиза ценности документов" принимает решения о месте архивного хранения документов организаций, не являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, в том числе ликвидированных организаций независимо от формы собственности.
В данном случае администрацией не оспаривается, что общество за все время своего существования не являлось источником комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, документы общества ранее на хранение не поступали ни в государственные, ни в муниципальные архивы Тверской области.
Также решением экспертно-проверочной комиссии при архивном отделе Тверской области от 08.06.2012 местом хранения документов по личному составу заявителя в количестве 24 дел за 2007-2011 год определен МКУК "Тверской городской архив".
В силу подпункта 22 статьи 16 Закона N 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию и содержанию муниципального архива.
Ссылка администрации на отсутствие у муниципального архива достаточных площадей для размещения документов обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку в силу указанной нормы, неисполнение данного требования закона не освобождает муниципальные архивы от исполнения обязанности по принятию документов на хранение.
Кроме того, МКУК "Тверской городской архив" в отзыве указал, что на 10.01.2013 степень загруженности архивохранилищ составила 72%.
Также, согласно Закону N 131-ФЗ органы местного самоуправления должны решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения. Прием документов по личному составу общества, содержащих информацию, необходимую для подтверждения сведений при назначении пенсий гражданам - жителям города Твери, находится в сфере интересов населения города Твери.
При этом согласно пункту 2.3.4 раздела 2 Устава учреждения, на который ссылается администрация, к основным видам деятельности архива отнесено комплектование документами источников комплектования учреждения, имеющими историческое значение и отражающими общественно-политическое, социально-экономическое и культурное развитие города Твери, а также граждан.
Непринятие на хранение документов влечет за собой невозможность завершения конкурсного производства, определением суда по делу от 16.07.2013 N А66-2781/2011 только на этом основании продлено конкурсное производство до 08.12.2013.
Возможность принятия документов иным учреждением ГКУ "Тверской центр документации новейшей истории" не имеет в рассматриваемом случае правового значения, поскольку место хранения документов определено решением от 08.06.2012, которое не оспорено в установленном порядке и не отменено.
Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы администрации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04 сентября 2013 года по делу N А66-1219/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1219/2013
Истец: ООО "Производство Сельмаш" в лице конкурсного управляющего Абашевой О. Г.
Ответчик: Администрация города Твери
Третье лицо: Архивный отдел Тверской области, Муниципальное казенное учреждение культуры "Тверской городской архив", Управление по культуре, спорту и делам молодежи Администрации г. Твери