Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2013 г. N 11АП-18986/13
г. Самара |
|
06 декабря 2013 г. |
Дело N А72-9002/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Апаркина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оразовой Ж.К.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 декабря 2013 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 сентября 2013 года по делу N А72-9002/2013 (судья Лобанова И.А), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1027300533149, ИНН 7302012020), г. Димитровград, Ульяновская область,
о взыскании расходов в сумме 1 840,27 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения - л.д. 51-52) к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" о взыскании понесенных расходов в размере 1 840,27 руб.
Решением суда 1 инстанции от 23 сентября 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, по результатам проведения Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования РФ в период с 25.04.2012-27.04.2012 в соответствии с Федеральным законом N 165-ФЗ от 16.077.1999 г. "Об основах обязательного социального страхования экспертизы страховых случаев в ФГБУЗ "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" за 2011-2012 г.г. была составлена справка о выявленных нарушениях (л.д. 36-39).
В справке отражены факты выдачи листков нетрудоспособности с нарушением положений пункта 5 Приказов Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 г. N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности и от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности", поскольку записи в амбулаторной карте не обосновывают необходимость освобождения от работы, выявлены нарушения в оформлении первичной медицинской документации (амбулаторные карты, истории болезни).
В обоснование иска Ульяновское региональное отделение ФСС РФ сослалось на пункт 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающий право страховщика предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Из материалов дела видно, что по листку нетрудоспособности N 033989155556, выданному Клинической больницей N 172 работнику ОАО "Димитровградский автоагрегатный завод" Апусову Ринату Расиховичу на период с 05.01.2012 по 09.01.2012 (л.д. 42), страхователю Фондом были возмещены расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности в размере 1 035,10 руб.
По листку нетрудоспособности N 003878935305, выданному Клинической больницей N 172 работнику ООО "Зенит-Химмаш" Хованову Игорю Геннадьевичу на период с 17.10.2011 по 25.10.2011 (л.д. 47), страхователю Фондом были возмещены расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности в размере 964,11 руб.
По мнению Фонда, данные листки нетрудоспособности выданы необоснованно, так как карты амбулаторных больных не содержат признаков ухудшения или наступления осложнений состояния здоровья пациентов, в связи с чем освобождение от работы данных пациентов необоснованно.
Как указывает заявитель, сумма, подлежащая возмещению, была частично оплачена ответчиком и на момент обращения с указанным заявлением в арбитражный суд составила 1840 руб. 27 коп.
Между тем данные доводы Фонда являются ошибочными.
Согласно статьям 7 и 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов страховых рисков является временная нетрудоспособность, страховым обеспечением которого определено пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с п.1 ст.22 Закона основанием для назначения и выплаты страхового возмещения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, в связи с чем и в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 11 Закона Фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусмотрено обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с п. 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, (утв. Приказом от 29.06.2011 N 624н), на нарушение которого ссылается Фонд в указанной справке, выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении гражданина в другую медицинскую организацию.
Из материалов дела видно, что по своим форме и содержанию выданные ответчиком указанным пациентам больничные листы требованиям п.5 Порядка соответствуют (л.д.42-44, 47-49).
В соответствии с пп.5 п.1 ст.4.2 Федерального закона N 225 страховщик (которым является Фонд социального страхования Российской Федерации) имеет право обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в сфере здравоохранения, с запросами о проведении в медицинских организациях проверок организации экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности.
Между тем из материалов дела не усматривается, что во исполнение данной правовой нормы Фонд обращался в уполномоченный орган с указанным запросом.
Из содержания указанной справки по результатам экспертизы страховых случаев видно, что она составлена работниками (консультантом и главными специалистами) Фонда (л.д.66).
В соответствии с пп.1,2,3 п.1 ст.11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право:
1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;
2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
(в ред. Федеральных законов от 05.03.2004 N 10-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
3) не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Доказательств проведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в сфере здравоохранения, проверки организации в Федеральном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности Фондом не представлено.
Равным образом, не представлено и доказательств, свидетельствующих о необоснованной постановке соответствующими медицинскими работниками диагнозов и определения нетрудоспособности указанных пациентов в период выдачи листов нетрудоспособности.
Таким образом, применительно к положениям пп.6 п.1 ст.4.2 Федерального закона N 225, ст.ст. 15, 1064,1068 ГК РФ, на основании которых предъявлен иск, Фондом не доказано наличие оснований для возмещения медицинской организацией указанной суммы расходов на страховое обеспечение по указанным листкам нетрудоспособности.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции
С учетом изложенного доводы Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования, приведенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Фонда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 сентября 2013 года по делу N А72-9002/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.