г. Саратов |
|
06 декабря 2013 г. |
Дело N А12-19584/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым СВ.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Волгоград, ИНН 3444046034, ОГРН 1023403462488)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "04" октября 2013 года по делу N А12-19584/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 205 Тракторозаводского района г. Волгограда (г. Волгоград, ИНН 3441014718, ОГРН 1023403462488) об оспаривании постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 205 Тракторозаводского района Волгограда (далее МДОУ детский сад N 205 Тракторозаводского района Волгограда) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление, административный орган) от 30.07.2013 N 20-150-2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "04" октября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 30 октября 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 205 Тракторозаводского района г. Волгограда, Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 22.07.2013 по 30.07.2013 на основании распоряжения от 24.06.2013 N 1637-рп сотрудниками Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена плановая выездная проверка муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 205 Тракторозаводского района Волгограда на предмет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Результат проверки зафиксирован в акте проверки от 30.07.2013 N 90/1637рп.
В ходе проверки управлением установлено, что муниципальным образовательным учреждением в нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не обеспечено проведение обязательного энергетического обследования в установленные законом сроки.
По результатам проверки в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 205 Тракторозаводского района Волгограда в присутствии законного представителя государственным инспектором отдела по энергетическому надзору составлен протокол от 30.07.2013 N 20-150-2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этот же день государственным инспектором отдела по энергетическому надзору Нижне-Волжского управления Ростехнадзора вынесено постановление от 30.07.2013 N 20-150-2013, которым муниципальное учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, МДОУ детский сад N 205 обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отменяя постановление административного органа и освобождая заявителя от административной ответственности, пришел к выводу о том, что административным органом не представлено доказательств того, что Учреждение является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, и что именно по вине Учреждения нарушен срок проведения первого энергетического обследования.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон об энергосбережении) проведение энергетического обследования является обязательным для организаций с участием государства или муниципального образования. Лица, указанные в части 1 названной статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Закона об энергосбережении до 31.12.2012, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
Как следует из материалов дела, приказом муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 205 Тракторозаводского района Волгограда создана рабочая группа по разработке мероприятий по энергоснабжению, ежегодно приказами по дошкольному учреждению назначался ответственный за электрохозяйств, 28.09.2010 утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 205 Тракторозаводского района Волгограда на период 2010-2015 годы, 27.09.2012 утверждено техническое задание на проведение энергетического обследования (энергоаудит) здания учреждения с разработкой энергетического паспорта, включающего рекомендации и технические решения по рациональному использованию энергетических ресурсов.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 205 Тракторозаводского района Волгограда неоднократно обращалось в Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда для содействия в проведении обязательного энергетического обследования (служебная записка от 02.02.2012 N 22/1, служебная записка от 26.10.2012 N 181/1).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 205 Тракторозаводского района Волгограда является получателем бюджетных средств, финансовое обеспечение выполнения функций дошкольного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов лимитов бюджетных обязательств. В бюджетной смете на 2012 год средств на проведение обязательного энергетического обследования для учреждения не были предусмотрены.
В материалы дела представлено письмо от 24.01.2013 N 6/106, направленное в адрес территориальных управлений, которым департамент по образованию администрации Волгограда сообщил об организации конкурса на проведение торгов по исполнению указанных работ.
В 2013 году во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления администрации Волгограда от 04.12.2012 N 3257 "О заключении долгосрочных муниципальных контрактов на проведение энергетического обследования", письма руководителя департамента по образованию администрации Волгограда, выступающего учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 205 Тракторозаводского района Волгограда, от 24.01.2013 N 6/106 "О заключении долгосрочных муниципальных контрактов на проведение энергетического обследования", после выделения необходимых денежных средств, учреждением проведена работа по проведению конкурсных процедур для заключения долгосрочных муниципальных контрактов на выполнение работ по энергетическому обследованию с длительным производственным циклом. Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 205 Тракторозаводского района Волгограда и обществом с ограниченной ответственностью "34 Групп Трейн" заключен договор от 20.06.2013 N 20Ш34 ГТ-205 на выполнение работ по энергетическому обследованию на сумму 73 078,50 рублей, срок окончания работ 15.12.2013.
Из вышеизложенного следует, что причиной невозможности своевременного исполнения учреждением требований законодательства стало отсутствие бюджетного финансирования указанных работ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость для принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии противоправного бездействия со стороны муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 205 Тракторозаводского района Волгограда.
Нарушение сроков проведения обязательного энергетического обследования является следствием запоздалой постановки вопроса о необходимости заключения муниципальных контрактов и проведения открытого конкурса со стороны органа местного самоуправления и его соответствующих структурных подразделений, в части непринятия своевременных мер к выделению необходимых финансовых средств на указанные мероприятия и организации энергетического обследования муниципальных бюджетных учреждений.
Судом первой инстанции также правомерно учтено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 205 Тракторозаводского района Волгограда является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета Волгограда, денежные средства которому выделяются и расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год. В рассматриваемой ситуации учреждение является не заказчиком, а получателем бюджетных средств. Нецелевое использование бюджетных средств может повлечь за собой привлечение руководителя учреждения к уголовной либо административной ответственности.
Заявителем представлены доказательства, подтверждающие принятие всех возможных мер, в пределах своей компетенции, направленных на решение вопроса о проведении энергетического обследования помещений детского сада в установленный законом срок (до 31.12.2012).
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что административным органом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что именно по вине Учреждения нарушен срок проведения первого энергетического обследования.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.07.2013 N 20-150-2013 о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "04" октября 2013 года по делу N А12-19584/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-19584/2013
Истец: МДОУ детский сад N 205 Тракторозаводского района г. Волгограда
Ответчик: Нижне-Волжское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)