г. Самара |
|
06 декабря 2013 г. |
Дело N А55-16485/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" - представителя Погоняевой Е.Н. (доверенность от 18 января 2013 года),
от УМВД России по городу Самаре - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
муниципального предприятия городского округа Самара "Благоустройство" - представитель не явился, извещено,
прокурора Амбарцумяна А.Г. (удостоверение N 124785),
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 декабря 2013 года апелляционную жалобу УМВД России по городу Самаре
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2013 года по делу N А55-16485/2013 (судья Асадуллина С.П.), принятое по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (ИНН 6315702029, ОГРН 1026300966559), г.Самара, к УМВД России по городу Самаре, г.Самара, третьи лица: департамент благоустройства и экологии администрации городского округа Самара, г.Самара, муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство", г.Самара, прокуратура Промышленного района г.Самары, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 27 июня 2013 года N 63 АА 096422 по делу об административном правонарушении по ст.12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно- троллейбусное управление" (далее - МП г.о.Самара "ТТУ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УМВД России по г.Самаре от 27 июня 2013 года 63 АА 096422 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог в виде штрафа в размере 20 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент благоустройства и экологии администрации городского округа Самара (далее - департамент), муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство" (далее - МП "Благоустройство"), прокуратура Промышленного района г.Самары.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2013 года заявление МП г.о.Самара "ТТУ" удовлетворено, постановление УМВД России по г.Самаре от 27 июня 2013 года 63 АА 096422 о назначении МП г.о.Самара "ТТУ" административного наказания, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, признано незаконным и отменено, поскольку заявитель не является лицом, ответственным за соблюдение правил ремонта и содержания дорог, других дорожных сооружений и соответственно не может выступать субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения.
В апелляционной жалобе УМВД России по г.Самаре просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать законным, ссылаясь на законность оспариваемого постановления, наличие в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей УМВД России по г.Самаре и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя и прокурора, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением от 27 июня 2013 года N 63 АА 096422, вынесенным государственным инспектором ДН ОГИБДД УМВД России по г.Самаре, МП г.о. Самара "ТТУ" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб.за совершение правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.
В соответствии со ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Основанием для вынесения указанного постановления явились следующие обстоятельства: прокуратурой Промышленного района г.Самары 13 июня 2013 года совместно с инспекторами дорожного надзора ОГИБДД УМВД России во исполнение задания прокуратуры Самарской области проведена проверка исполнения законодательства по организации безопасности дорожного движения и соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам. При этом в ходе проверки обследованы трамвайные пути на улице Ставропольской в районе домов N 45, 52, 90, 108, 122 на предмет содержания их в безопасном для дорожного движении состоянии.
В ходе обследования выявлены нарушения сопряжения трамвайных путей с проезжей частью (верхняя головка рельс завышена относительно проезжей части от 3 см до 10 см), нарушено покрытие межрельсового настила трамвайных путей на обозначенном участке улично-дорожной сети, что является нарушением требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". В соответствии с п.3.1.13 указанного ГОСТа не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
По факту выявленных недостатков 13 июня 2013 года старшим помощником прокурора Промышленного района г.Самары Сиксаевым С.А. совместно с государственным инспектором ДН ОГИБДД У МВД России старшим лейтенантом полиции Филипповым С.Н. составлен акт проверки (т.2, л.д.46-48).
По факту выявленного правонарушения заместителем прокурора Промышленного района города Самара советником юстиции Улитиным В.А. в отношении МП г.о. Самара "ТТУ" 18 июня 2013 года вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ. Материалы данного дела направлены в ОГИБДД УМВД России по городу Самаре для рассмотрения и принятия мер административного воздействия в отношении МП г.о. Самара "ТТУ". Копия постановления вручена представителю МП г.о. Самара "ТТУ" Турановой Н.М., действовавшей на основании доверенности N 84 от 18 июня 2013 года (т.2, л.д.49-50).
По результатам рассмотрения административного материала 27 июня 2013 года в отношении МП г.о. Самара "ТТУ" государственным инспектором ДН ОГИБДД Управления МВД России по городу Самаре старшим лейтенантом полиции Е.И. Сенькиным вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, которым обществу было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. (т.1, л.д.11).
Не согласившись с вынесенным постановлением, МП г.о. Самара "ТТУ" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене, ссылаясь на то, что МП г.о. Самары "ТТУ" не относится к субъекту данного правонарушения, поскольку предприятие не является ответственным за содержание спорного участка дороги, также в обязанности заявителя не входит обеспечение безопасности дорожного движения.
Как считает заявитель, ответственность за данное нарушение должна нести организация, в ведении которой находится данный участок улицы. Такой специализированной организацией является МП "Благоустройство", поскольку именно за данным предприятием закреплены обязанности по содержанию и ремонту улицы Ставропольской. Заявитель также указывает, что постановление не содержит ссылки на закон, который нарушен.
Согласно п.1.2 Правил дорожного движения РФ проезжая часть - это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств, тем самым трамвайные пути вне зависимости от их расположения (обособленные или в одном уровне с проезжей частью) не являются проезжей частью.
В соответствии с пунктом 2.42 СНиП 2.05.09-90 "Трамвайные и троллейбусные линии" к верхнему строению трамвайного пути относятся: рельсы, контррельсы, стыковые и промежуточные скрепления, противоугоны, путевые и междупутные тяги, температурные компенсаторы (уравнительные приборы), подрельсовые основания - шпалы, брусья, рамы, лежни, балласт, а также спецчасти - стрелочные переводы и глухие пересечения; кроме того, на совмещенном и обособленном полотне - дорожное покрытие пути, а на мостах, путепроводах, эстакадах и насыпях - охранные рельсы и брусья.
Пунктом 5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Министерства транспорта РФ от 30 ноября 2001 года N АН-103-р, (далее - Правил технической эксплуатации трамвая) предусмотрено, что граница трамвайного полотна на совмещенном и обособленном полотне независимо от ширины междупутья, должна проходить на расстоянии 0,7 м от внешнего рельса с каждой стороны.
В соответствии с п.3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см. Указанные требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.1.3 Правил технической эксплуатации трамвая также предусмотрено, что трамвайные пути, расположенные в проезжей части улицы, укладываются выше уровня дорожного покрытия не более чем на 20 мм.
В соответствии со ст.12.34 КоАП РФ, ч.2 ст.12 Федерального закона от 15 ноября 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - федеральный закон N 196-ФЗ) субъектом правонарушения являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов, или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Дорожные органы и организации, в ведении которых находятся дороги, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.
Согласно ст.2 Федерального закона N 196-ФЗ и п.1.2. постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. При этом дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.2 ст.18 Федерального закона N 196-ФЗ и п.6 ст.13 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа возложено на органы местного самоуправления.
Согласно п.2.5 Положения о департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара N 69 от 10 марта 2011 года, на департамент возложена обязанность по обеспечению организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара.
В силу п.3.12 данного Положения департамент осуществляет от лица городского округа Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы), природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности, а также по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в отрасли благоустройства и экологии.
Таким образом, администрацией г.о. Самара обязанность по обеспечению организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара возложена на департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, что подтверждается Положением о департаменте благоустройства и экологии администрации г.о. Самара. Выполнение названных функций департамент осуществляет через подчиненные ему предприятия.
Специализированным предприятием, осуществляющим эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт дорог, тротуаров, посадочных площадок, пешеходных дорожек, асфальтобетонных покрытий площадей, мостов, путепроводов, подземных пешеходных переходов, сооружений дождевой канализации и других объектов в г.о. Самара является МП "Благоустройство", на основании устава, утвержденного приказом департамента управления имуществом г.о. Самара N 2250 от 27 сентября 2011 года.
Распоряжением администрации городского округа Самара от 30 марта 2006 года N 93-р "О содержании и ремонте автомобильных дорог местного значения с элементами обустройства на территории городского округа Самара" утвержден перечень автомобильных дорог местного значения с элементами обустройства (за исключением объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог), закрепленных для содержания и ремонта за МП "Благоустройство (редакция от 27 сентября 2011 года N 2250).
В соответствии с п.6 главы 3 раздела 2 постановления главы городского округа Самара от 10 июня 2008 года N 404 "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара", уборку и содержание проезжей части дорог по всей ее ширине, площадей, улиц и проездов городской дорожной сети, включая двухметровую прилотковую зону, а также набережных, мостов, путепроводов, эстакад и тоннелей производят специализированные организации, отвечающие за содержание и уборку дорог в пределах территории городского округа.
В дополнение к вышеназванному постановлению от 10 июня 2008 года N 404 главой городского округа Самара было принято постановление от 13 июня 2013 года N578 "О внесении изменений в постановление главы г.о. Самара от 10 июня 2008 года N404", уточняющим ряд положений предыдущего постановления (пункты 12, 13) работы по благоустройству и содержанию в порядке, определенном настоящими Правилами.
Пунктом 5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая установлено, что граница трамвайного полотна на совмещенном и обособленном полотне проходит на расстоянии 0,7 м от внешнего рельса с каждой стороны. Однако при этом обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог не предусмотрена.
В соответствии с Порядком предоставления в 2012-2014 годах субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и элементов их обустройства на территории городского округа Самара (далее - Порядок), утвержденным постановлением администрации городского округа Самара от 03 февраля 2012 года N 62, между департаментом и МП "Благоустройство" заключен муниципальный контракт N 181/12 от 22 октября 2012 года на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и элементов их обустройства на территории городского округа Самара. В приложении N 1 к данному договору (перечень автомобильных дорог местного значения и пешеходных зон городского округа Самара) указана, в том числе и улица Ставропольская, 45, 52, 90, 108, 122, общей протяженностью без каких - либо изъятий, касающихся трамвайных путей.
На основании п.2.3 устава муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление", утвержденного приказом департамента управления имуществом г.о. Самара от 04 июня 2009 года N 1612, на предприятие возложена обязанность по осуществлению перевозок населения городским электротранспортом в городском округе Самара.
В соответствии с п.5.5.5 Правил технической эксплуатации трамвая порядок ремонта и технического содержания дорожного покрытия в зоне трамвайных путей определяется решением органа местного самоуправления, дорожное покрытие (асфальтовое или железобетонное) определяется не конструкцией трамвайного пути, а требованиями администрации города по благоустройству автомобильной дороги, ее расширению и необходимостью пропуска автомобильного транспорта по трамвайным путям.
В силу ст.13 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе и на объектах улично-дорожной сети в силу статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Из вышеизложенного следует, что вопросы ремонта автомобильных дорог местного значения регулируются нормативными актами муниципальных образований.
В соответствии с Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы городского округа Самара от 10 июня 2008 года N 404, обязанность по содержанию и уборке трамвайных путей, совмещенных с проезжей частью дорог, возлагается на специализированные организации.
Главой городского округа Самара принято постановление от 13 июня 2013 года N 578 "О внесении изменений в постановление главы г.о. Самара от 10 июня 2008 года N 404", уточняющее ряд положений предыдущего постановления (пункты 12, 13), работы по благоустройству и содержанию в порядке, определенном настоящими Правилами осуществляют: п.10 - на автомобильных дорогах с элементами благоустройства, площадях, улицах и проездах городской дорожной сети, а также мостах, путепроводах, эстакадах и тоннелях - специализированные организации, отвечающие за содержание и уборку дорог; п.12 - на обособленных трамвайных путях - владелец трамвайных путей; п.13 - на трамвайных путях, совмещенных с проезжей частью дорог, мостов, путепроводов и др. - специализированные организации, осуществляющие содержание и уборку дорог.
Следовательно, специализированной организацией является МП "Благоустройство".
Данное постановление N 578 главы городского округа Самара принято 13 июня 2013 года, вступило в законную силу 19 июня 2013 года.
В силу требований частей 1 и 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
На основании ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, оспариваемое постановление, вынесенное административным органом и определение в оспариваемом постановлении МП г.о.Самара "ТТУ" в качестве лица, ответственного за содержание и ремонт дорожного полотна в местах сопряжения дороги с трамвайными путями, с возложением на него обязанности по восстановлению дорожного покрытия за свой счет, противоречит вышеуказанным нормативно-правовым актам, в силу чего постановление от 27 июня 2013 года 63 АА 096422 подлежит признанию незаконным и отмене.
Вопреки требованиям части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае УМВД России по г.Самаре не доказало наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя и отменил оспариваемое постановление административного органа.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях (бездействии) заявителя вменяемого состава правонарушения необоснованны, надлежащими доказательствами не подтверждены и не соответствуют сложившейся арбитражной судебной практике. Административным органом не доказано, что заявитель является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.2.34 КоАП РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 23 сентября 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2013 года по делу N А55-16485/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.С.Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16485/2013
Истец: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: УМВД России по г. Самаре
Третье лицо: Департамент благоустройства и экологии Администрации г. о.Самара, Муниципальное предприятие "Благоустройство", ОГИБДД УМВД России по г. Самаре, Прокуратура Промышленного района г. Самары, Прокуратура Самарской области