г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А21-5317/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Савицкой И.Г., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены ( уведомление N 31559);
от заинтересованного лица: не явились-извещены ( уведомление N 31560);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22502/2013) ОАО "Молоко" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.08.2013 по делу N А21-5317/2013 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ОАО "Молоко"
к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ОАО "Молоко" (236005, г.Калининград, ул.Камская, д.65, ОГРН 1023901860399, далее-общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (236000, г.Калининград, Советский пр.-13, далее- административный орган) от 17.06.2013 N 03-птэ-04-29 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда первой инстанции ОАО "Молоко" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с обоснованным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Молоко" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что административное производство было возбуждено на основании результатов плановой проверки, которая проводилась в отношении оказываемых услуг по теплоснабжению, однако ОАО "Молоко" необоснованно привлекли к административной ответственности за оказание услуги по электроснабжению (передаче электрической энергии) по тарифу, не установленному органом государственного регулирования. Кроме того, по мнению общества, вывод суда первой инстанции о том, что потребители оплачивали обществу расходы по содержанию его собственных электрических сетей не соответствуют материалам дела.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области проведена проверка правильности применения тарифов на электрическую энергию, поставляемую ОАО "Молоко" своим абонентам. Основанием для проведения проверки послужила информация, полученная в ходе анализа документов, представленных обществом в период проведения плановой проверки.
По факту оказания услуг по электроснабжению (передаче электрической энергии) по неустановленному органом государственного регулирования тарифу в отношении общества 11.04.2013 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 03-птэ-03-33.
В ходе административного расследования установлено, что электроснабжение энергопринимающих устройств общества в 2012-2013 годах осуществлялось по договору энергоснабжения от 15.07.1996 N 1387, заключенному с ОАО "Янтарьэнергосбыт". В соответствии с актами ограничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (приложением к договору) в ведении ОАО "Молоко" находится электросетевое оборудование.
ОАО "Молоко" заключило договоры электроснабжения с потребителями электрической энергии: СТ "Вишенка", ООО "Фортеция", ООО "КС-Европа" и ИП Набиев Э. М.. Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, являющимся приложениями к указанным договорам, к электросетевому оборудованию общества присоединены энергопринимающие устройства потребителей. Энергоснабжение потребителей осуществлялось в результате передачи электрической энергии по электрическим сетям ОАО "Молоко".
Общество на основании заключенных договоров электроснабжения подавало потребителям электрическую энергию через присоединенную сеть, а потребители принимали и оплачивали электроэнергию. Согласно актам выполненных работ на оказание услуг, по выставленным обществом счетам ОАО "Молоко" поставляло потребителям электрическую энергию по цене ОАО "Янтарьэнергосбыт".
В целях компенсации собственных расходов на содержание и обслуживание находящихся на балансе электрических сетей, ОАО "Молоко" заключило с вышеуказанными потребителями договоры на проведение ремонтных работ и обслуживание ввода.
В соответствии с выставленными счетами размер платы за услуги по ремонту электрических сетей общества и выполнению профилактических работ для СТ "Вишенка" составил 13 250 рублей за март 2013 года, для ООО "КС Европа" 828,42 рубля за февраль 2013 года, для ИП Набиева Э. М. 762,63 рубля за июнь 2012 года, для ООО "Фортеция" - 7072,78 рублей за декабрь 2012 года.
Поскольку, для установления тарифа на электрическую энергию либо тарифа на передачу электрической энергии сторонним потребителям на 2012 год ОАО "Молоко" в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не обращалось, 06.06.2013 органом государственного контроля составлен протокол об административном правонарушении N 03э-04-29 о наличии в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.,
На основании материалов административногорасследования и протокола об административном правонарушении от 06.06.2013 N 03э-04-29 Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 17.06.2013 о привлечении ОАО "Молоко" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей за оказание услуги по электроснабжению (передаче электрической энергии) по тарифу, не установленному органом государственного регулирования.
ОАО "Молоко" с указанным постановлением не согласилось по тем основаниям, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения и при расчетах с абонентами обществом, не являющимся территориальной сетевой компанией, тарифы на электроэнергию применялись правильно. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются тарифы, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться основной принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 107 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия продается потребителям по ценам, определяемым в соответствии с правилами применения цен (тарифов) на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, исходя из регулируемых тарифов, установленных для соответствующей категории потребителей, и фактического объема потребления (покупки) электрической энергии и (или) мощности этого потребителя.
В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят:
- цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям;
- цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное (далее -котловой тариф);
- индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче;
- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, созданных на базе сетевых хозяйств промышленных предприятий и иных организаций и оказывающих эти услуги данным организациям.
При этом, стоимость нормативных технологических потерь и расходы на обслуживание (содержание) электрических сетей являются составной частью тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее- Правила) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 42 Правил при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
- передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);
- поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
- содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории).
В соответствии с перечнем территорий, которые объединены в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, определенных приложением N 2 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172, территория Калининградской области отнесена к неценовым зонам. Следовательно, на территории Калининградской области, в отличие от ценовых зон, государственному регулированию подлежат все составляющие стоимости услуг энергоснабжения.
С учетом вышеизложенного, применение в сфере электроснабжения на территории Калининградской области нерегулируемых цен (тарифов) невозможно.
Из материалов дела следует, что ОАО "Молоко", не являясь производителем электроэнергии, покупало ее у ОАО "Янтарьэнерго" (гарантирующего поставщика электрической энергии) по договору от 15.07.1996 N 1387.
Согласно актам выполненных работ на оказание услуг, по выставленным обществом счетам ОАО "Молоко" поставляло потребителям электрическую энергию по цене ОАО "Янтарьэнергосбыт". При этом, ОАО "Молоко" дополнительно, с целях компенсации собственных расходов, заключило с потребителями договоры на проведение ремонтных работ собственных электрических сетей и обслуживание ввода. В результате указанных действий только за период с мая 2012 года по март 2013 года с потребителей электрической энергии в качестве платы за услуги по проведению ремонтных работ и обслуживание собственных электрических сетей обществом было дополнительно начислено и получено более 200 000 рублей.
В нарушение вышеуказанных норм, для установления тарифа на электрическую энергию либо услуги на передачу электрической энергии своим абонентам на 2012-2013 годы ОАО "Молоко" в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не обращалось. Тариф на электрическую энергию на 2012-2013 годы, а также на услуги по ее передаче для ОАО "Молоко" органом государственного регулирования установлен не был.
Следовательно, в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и административный штраф на заявителя наложен обоснованно.
Апелляционным судом не установлены процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности, административным органом соблюдены требования ст.25.4, 28.2, 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений требований Закона N 294-ФЗ Службой по государственному регулированию тарифов не допущено, дело об административном правонарушении в отношении общества возбуждено не по результатам проведения плановой проверки (на основании акта проверки), а после непосредственного исследования договоров, заключенных с потребителями электроэнергии и документов, подтверждающих факт оплаты ими ремонтных работ по обслуживанию сетевых линий общества.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 августа 2013 года по делу N А21-5317/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Молоко"- без удовлетворения.
ОАО "Молоко" возвратить из средств федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5317/2013
Истец: ОАО "МОЛОКО"
Ответчик: Служба по госрегулированию цен и тарифов КО, Служба по государственному регулированию цен и тарифоф Калининградской области