г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А42-3108/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Халиковой К.Н.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: Садуллаева Ф.К. по доверенности N 3 СПМ-4
от 3-х лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21646/2013) ООО "КПК "Арктика" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.08.2013 по делу N А42-3108/2013 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению ООО "КПК "Арктика"
к Судебному приставу-исполнителю межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Мурманской области Меркуловой Лилии Юрьевны
заинтересованные лица: ООО "Авто-Спектр", Конкурсный управляющий Андреев М.Н., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе, ООО "Мурманский институт независимой оценки"
о признании незаконным отмене постановления от 15.04.2013 N 608/09/21/51СД
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кольская Пивоваренная Компания "Арктика" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области (далее - судебный пристав-исполнитель, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 15.04.2013 N 608/09/21/51СД.
Решением суда от 19.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что должник вправе обжаловать в судебном порядке постановление судебного пристава-исполнителя об оценке без обжалования отчета об оценке, изготовленного привлеченным оценщиком. По мнению подателя жалобы, определенная отчетом стоимость арестованного имущества не является рыночной.
Заявитель и третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в их отсутствие.
В судебном заседании представитель судебного пристава-исполнителя против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.10.2009 судебным приставом-исполнителем межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Мурманской области на основании исполнительных документов о взыскании задолженности в пользу разных взыскателей возбуждено сводное исполнительное производство N 608/09/21/51СД (ранее N 52/21/7016/4/2009СД).
В рамках исполнительских действий судебным приставом-исполнителем произведен арест имущества Общества: здания вспомогательного назначения, инвентарный номер 00000330; здания насосной, инвентарный номер 00000588; ограждения территории, инвентарный номер 00000559; проходной, инвентарный номер 00000581 по акту от 28.10.2010.
В целях определения рыночной стоимости объекта оценки в исполнительное производство на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 05.03.2013 привлечен специалист-оценщик ООО "Мурманский институт независимой оценки", в соответствии с отчетом от 29.03.2013 N НБ-030/03/13 которого общая рыночная стоимость арестованного имущества составила 4 223 148 руб.
Постановлением об оценке вещи или имущественного права от 15.04.2013 судебный пристав-исполнитель определил стоимость вышеуказанного недвижимого арестованного имущества на основании отчета специалиста-оценщика ООО "Мурманский институт независимой оценки" от 29.03.2013.
Полагая указанное постановление судебного пристава-исполнителя неправомерным, Общество, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем постановление не противоречит требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы Общества.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Статьей 329 АПК РФ предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом постановления судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие постановления закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений частей 1, 2 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с названным Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Частью 3 статьи 68 Закона N 229-ФЗ к мерам принудительного исполнения отнесено обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества.
В соответствии с положениями статьи 80 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе наложить арест на имущество должника. Арест имущества должника производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых с составлением акта о наложении ареста (описи имущества), в котором должна быть указана, в том числе предварительная оценка стоимости каждых занесенных в акт вещи или имущественного права и общей стоимости всего имущества, на которое наложен арест.
Согласно части 1 статьи 85 Закона N 229-ФЗ оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 7 части 2 статьи 85 Закон N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.
На основании статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом N 135-ФЗ, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.
При этом, Закон N 229-ФЗ не содержит требований и критериев утверждения судебным приставом-исполнителем отчета оценщика об оценке имущества.
Из материалов дела усматривается, что судебный пристав-исполнитель, установив и арестовав имущество Общества, постановлением от 05.03.2013 привлек к участию в исполнительном производстве специалиста-оценщика ООО "Мурманский институт независимой оценки", которым дана оценка стоимости арестованного имущества.
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 15.04.2013 неправильно определена рыночная стоимость арестованного имущества.
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки устанавливает Закон N 135-ФЗ, критерии оценки имущества закреплены в Федеральных стандартах оценки, которые должны использоваться оценщиком, в частности в Федеральном стандарте оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденном Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256.
В соответствии со статьей 11 Закона N 135-ФЗ в отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
На основании статьи 3 Закона N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2012 N 6083/12 разъяснено, что статьей 85 Закона N229-ФЗ предусмотрен ряд случаев, когда судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права. При этом в части 4 той же статьи установлено, что стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Таким образом, несмотря на то, что Закон N 229-ФЗ не содержит положений о том, что величина стоимости объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, он не наделяет судебного пристава-исполнителя полномочиями по изменению стоимости величины этой оценки, а также не предусматривает порядок внесения подобных изменений.
Судебный пристав-исполнитель, не обладающий необходимыми специальными знаниями для оценки рыночной стоимости отдельной вещи или имущественного права и привлекающий для таких целей специалиста - оценщика, не может самостоятельно и обоснованно установить достоверность произведенной специалистом оценки.
Оспаривание величины стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, посредством предъявления отдельного иска допускается законом и направлено на защиту прав и законных интересов, как сторон исполнительного производства, так и судебного пристава-исполнителя, выносящего на основании отчета оценщика постановление об оценке имущества должника, которое тоже может быть оспорено в случае нарушения им прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Судебным приставом-исполнителем было установлено, что предоставленный отчет от 29.03.2013 N НБ-030/03/13 соответствует требованиям Закона N 135-ФЗ, основания для критической оценки достоверности определения рыночной стоимости имущества у судебного пристава-исполнителя не имелось. Стоимость объекта оценки определялась с учетом положений статей 87-90 Закона N 229-ФЗ, цели оценки и корректировки рыночной стоимости, исходя из условий продажи в ограниченные сроки, то есть при наличии чрезвычайных обстоятельств, о которых заранее известно оценщику и которые могут оказать влияние на определяемую оценщиком рыночную стоимость имущества.
В рассматриваемом случае, отчет, произведенный ООО "Мурманским институтом независимой оценки", Обществом в установленном порядке оспорен не был, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости арестованного имущества при рассмотрении дела судом первой инстанции не заявлялось, альтернативный отчет стоимости арестованного имущества не представлен.
Таким образом, Обществом не доказано нарушение прав и законных интересов заявителя, а также факт нарушения требований законодательства при вынесении оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.08.2013 по делу N А42-3108/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3108/2013
Истец: ООО "КПК "Арктика"
Ответчик: Межрайонный специализированный отдел службы судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Мурманской области, Судебный пристав-исполнитель межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Мурманской области Меркулова Лилия Юрьевна
Третье лицо: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе, Конкурсный управляющий Андреев М. Н., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Мурманской области, ООО "Авто-Спектр", ООО "Мурманский институт независимой оценки", Андреев Максим Николаевич, ГУ УПФ РФ в Кольском районе Мурманской области, Межрайонная ИФНС России N 7 по Мурманской области