г. Владимир |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А38-3113/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" (ИНН 1215076763, ОГРН 1021200767720), г. Йошкар-Ола,
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.09.2013 по делу N А38-3113/2013, принятое судьей Камаевой А.В. в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" о признании незаконным и отмене постановления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Звениговскому району от 04.06.2013 N 12 АМ 858690.
Третье лицо: закрытого акционерного общества "Строд Сервис" (ИНН6315333565, ОГРН1026300962269), г.Самара.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На 29 км автодороги Звенигово-Шелангер-Морки 06.05.2013 произошло дорожно-транспортное происшествие. Во время осмотра места происшествия государственным инспектором дорожного надзора Отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Звениговскому району (далее по тексту - Отдел) выявлен недостаток в содержании дороги в виде отсутствия горизонтальной разметки 1.5, что является нарушением пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы.
Уполномоченным должностным лицом Отдела в отношении Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" (далее по тексту - Учреждение) составлен протокол от 27.05.2013 N 12АВ001989 об административном правонарушении по статье 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Рассмотрев указанный протокол и иные материалы проверки, уполномоченное должностное лицо Отдела вынесло постановление от 04.06.2013 N 12АМ858690 о привлечении Учреждения к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 03.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение указывает, что предприняло все возможные и необходимые меры по соблюдения правил и норм, предусмотренных ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ограниченные климатическими условиями.
Отдел и закрытое акционерное общество "Строд Сервис" отзывы на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представили, явку полномочных представителей не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 6 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07.04.2008 N 85 "Об утверждении перечня и групп по транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл" Учреждению переданы в оперативное управление автомобильные дороги общего пользования республиканского значения, включая автомобильную дорогу Звенигово-Шелангер-Морки (л.д. 51-56).
В силу пункта 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, содержащимися в письме Росавтодора от 17.03.2004 NОС-28/1270-ис, содержание автомобильной дороги - это выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги. Тем самым содержание дорог включает в себя и поддержание надлежащего технического состояния автомобильных дорог.
Перечень работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог регламентируется Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 N 402. В состав работ по содержанию элементов обустройства автомобильных дорог входит уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки (подпункт "б" пункта 4 части 6).
Таким образом, нанесение разметки и поддержание ее надлежащего состояния отнесено законодательством к обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения. Горизонтальная разметка, среди прочего, разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах, обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен, обозначает границы стояночных мест транспортных средств. Дорожная разметка 1.5 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы, обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении.
В силу пункта 4.2.2 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятого постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами (пункт 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. С 01.01.1995 ГОСТ распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Между тем административным органом установлено, что на 29 км автодороги Звенигово-Шелангер-Морки отсутствовала горизонтальная дорожная разметка 1.5 (л.д. 69, 74-83).
Следовательно, бездействие, повлекшее износ (или отсутствие) разметки, правильно квалифицировано по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Административным органом обоснованно возложена административная ответственность на Учреждение. Его учредителем выступает Республика Марий Эл, являющаяся собственником дороги республиканского значения (л.д. 94-109).
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 2.1 Устава Учреждения к предмету его деятельности отнесено осуществление в пределах определенной настоящим уставом компетенции полномочий исполнительных органов в сфере использования автомобильных дорог общего пользования республиканского или межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл и осуществления на них дорожной деятельности.
В подпункте 2.3.1 Устава указано, что для достижения целей и реализации предмета деятельности учреждение исполняет функции государственного заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений, развитию производственных баз, приобретению оборудования, транспортных средств, техники и иного имущества, входящего в состав автомобильных дорог, НИОКР и в иных областях дорожного хозяйства.
Кроме того, обеспечение технического, транспортно-эксплуатационного и экологического состояния автомобильных дорог установленным стандартам и техническим нормативам является уставной деятельностью Учреждения и установлено пунктом 2.3.3 Устава.
Во исполнение уставных целей и задач Учреждение (далее - заказчик) заключило с закрытым акционерным обществом "Строд-Сервис" (далее - подрядчик) государственный контракт от 16.04.2013 N 0308200000113000018 65053 (л.д. 12-18).
Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик обязуется за свой риск с использованием своих материалов выполнить работы по нанесению горизонтальной разметки проезжей части автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл в 2013 году.
Пунктом 6.1 контракта предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему контракту подрядчик и заказчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Подрядчик несет ответственность, в том числе имущественную, за качество и объем выполненных работ, сроки, оговоренные настоящим контрактом, за неисполнение предписаний заказчика.
Пункт 6.2 контракта устанавливает, что за нарушение сроков выполнения работ, указанных в технических заданиях, предписаниях, подрядчик уплачивает заказчику пеню в размере 5% стоимости не выполненного объема работ в текущих ценах за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства, но не менее 10 000 рублей за одно нарушение.
Пунктом 4.1 контракта установлены сроки выполнения работ по каждому из технических заданий, являющихся приложениями к контракту. Пункт 4.2 контракта указывает, что контракт действует с момента подписания и до 31 декабря 2013 года.
Согласно техническому заданию и покилометровой ведомости основных объемов работ по нанесению горизонтальной разметки, согласованным заказчиком и подрядчиком, определен срок окончания работ 01.07.2013 (л.д. 12-18).
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что подрядчик несет перед Учреждением гражданско-правовую ответственность, предусмотренную контрактом за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных им.
Между тем как подтверждается материалами дела, на момент проверки 06.05.2013 дорожного полотна должностным лицом административного органа на 29 км проезжей части автодороги Звенигово-Шелангер-Морки отсутствовала дорожная разметка 1.5 (л.д. 10-11).
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что участок вышеуказанной автомобильной дороги закреплен за Учреждением на праве оперативного управления, в связи с чем учреждение в соответствии с целями его создания несет ответственность за содержание вышеуказанной автомобильной дороги, за надлежащую организацию исполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильной дороги, обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспортных средств на данном участке дороги.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Тем самым, по смыслу приведенной нормы, юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.
Учреждение указывает на отсутствие его вины в совершении административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие надлежащего финансирования и заключение им государственных контрактов.
Однако доказательства наличия неустранимых препятствий по недопущению износа разметки на 29 км проезжей части автодороги Звенигово-Шелангер-Морки в материалах дела отсутствуют. Само по себе отсутствие финансирования необходимых работ, а также ненадлежащее состояние дорожного полотна и погодные условия не освобождают лицо, ответственное за содержание дорог, от исполнения обязанностей, вытекающих из его устава и действующего законодательства. Более того, наличие государственного контракта свидетельствует о наличии у Учреждения денежных средств на надлежащее содержание спорного участка автодороги.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.09.2013 по делу N А38-3113/2013 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-3113/2013
Истец: ГКУ РМЭ Марийскавтодор, Государственное казенное учреждение республика Марий Эл "Марийскавтодор"
Ответчик: Отделение ГИБДД ОМВД России по Звениговскому району МВД по РМЭ
Третье лицо: ЗАО "Строд-Сервис", Министерство внутренних дел Российской Федерации по Звениговскому району