г. Владимир |
|
15 ноября 2011 г. |
Дело N А79-4770/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 15.11.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВТМ" (ул. Полевая, д. 1, д. Шатракасы, Моргаушский район, Чувашская Республика; ИНН 2112390144, ОГРН 1072136000310) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.08.2011 по делу N А79-4770/2011, принятое судьей Афанасьевым А.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВТМ" о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от 13.05.2011 N 08-006 о назначении административного наказания и признании недействительным решения N 08-006 от 06.06.2011.
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике - Петров С.И. по доверенности от 25.07.2011 N 005/3127 и Александров Е.Б. по доверенности от 12.09.2011 N 05/05-3978.
Общество с ограниченной ответственностью "ВТМ", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечило.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВТМ" (далее по тексту - общество, ООО "ВТМ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее по тексту - Управление) от 13.05.2011 N 08-006 о назначении административного наказания и признании недействительным решения N 08-006 от 06.06.2011, принятого по жалобе на постановление от 13.05.2011 N 08-006.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что у общества отсутствуют отходы I-IV класса опасности и в рассматриваемом случае навоз свиной и масло моторное являются не отходами, а составляющими технологического процесса. Бытовой мусор образуется в небольших количествах и по договору со специализированной организацией вывозится по мере накопления.
Кроме того, в апелляционной жалобе заявитель обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что общество является субъектом малого предпринимательства и сельхозтоваропроизводителем, а уплата назначенного административного штрафа в размере 100 000 рублей приведет заявителя к тяжелому финансовому положению.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Управление, представив отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции - без изменения.
В судебном заседании представители Управления поддержали позицию административного органа.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя общества.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 07.04.2011 N 140 Управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "ВТМ" требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.
В ходе проверки административным органом установлено, что обществом не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности; паспорта на образующиеся опасные отходы не составлены; отсутствуют лица, допущенные к обращению с отходами III-IV класса опасности, также не обеспечена их профессиональная подготовка, подтвержденная свидетельствами на право работы с опасными отходами; учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, а также размещенных отходов Обществом не ведется; не осуществляется и не организован производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 29.04.2011.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статей 8.2 Кодекса, должностное лицо Управления 05.05.2011 в присутствии законного представителя общества составило протокол об административном правонарушении N 18-025.
13.05.2011 уполномоченным должностным лицом департамента вынесено постановление N 08-006 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2. Кодекса, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Чувашской Республике от 06.06.2011, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы общества, постановление Управления от 13.05.2011 N 08-006 оставлено без изменения.
Полагая, что постановление административного органа от 13.05.2011 N 08-006 и решение от 06.06.2011 не соответствуют положениям действующего законодательства, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал в удовлетворении заявленных требований общества.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6. Кодекса предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность на основании статьи 8.2 Кодекса.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Данной нормой также установлено, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в результате хозяйственной деятельности общества образуются следующие виды отходов: III класса опасности - масла моторные отработанные, навоз от свиней свежий; IV класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), навоз от свиней перепревший.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" установлено, что навоз от свиней свежий (131 004 02 03 01 3) относится к III классу опасности отхода, навоз от свиней перепревший (131 004 02 01 00 4) относится к IV классу опасности, масла автомобильные отработанные (541 002 02 02 03 3) и масла моторные отработанные (541 002 01 02 03 3) относятся к III классу опасности отходов, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (912 004 00 01 00 4) относится к IV классу опасности отходов.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации (статья 15 Закона N 89-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (пункт 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 1 статьи 26 Закона N 89-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Суд первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил факт совершения обществом вмененного административного правонарушения, не усмотрев при этом оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом первой инстанции не установлено.
Тяжелое финансовое положение не является основанием для освобождения от административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2. Кодекса. Кроме того, в силу частей 1, 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.08.2011 по делу N А79-4770/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВТМ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4770/2011
Истец: ООО "ВТМ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5770/11