г. Челябинск |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А07-10600/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А., Толкунова В.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2013 по делу N А07-10600/2013 (судья Чернышева С.Л.), участвует представитель общества с ограниченной ответственностью "ВЕНТС - Урал" Микитась А.А. (доверенность N 202 от 20.11.2013)
УСТАНОВИЛ:
21.06.2013 государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ВЕНТС - Урал" (далее - плательщик, общество, ООО "ВЕНТС-Урал") штрафа - 120 918,86 руб. за непредставление в установленные сроки сведений за 2012 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
При сроке представления - до 15.02.2013 сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2012 год представлены страхователем в фонд только 26.03.2013 (л.д.4).
Плательщик возражает против заявленных требований, ссылается на неподтвержденность вменяемого нарушения, т.к. сведения были представлены в установленный законом срок 15.02.2013 по телекоммуникационным каналам связи, но возвращены в связи с выявленными ошибками, установлен срок для исправлений - до 05.03.2012.
В период с 28.02.2013 по 02.03.2013 главный бухгалтер общества находилась в служебной командировке в г. Москве и подготовить исправления в срок не представилось возможным. 27.03.2013 отчет был принят фондом (л.д.22-23).
Решением суда первой инстанции от 27.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу, что в акте проверки и в решении пенсионного фонда не изложены обстоятельства совершенного правонарушения со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, нет указаний на документы (сведения), которые пенсионный фонд квалифицировал как несвоевременно представленные.
Содержание акта проверки, а также решения не позволяет суду проверить правомерность вывода фонда о наличии в действиях привлекаемого лица состава правонарушения, виновности лица, привлекаемого к ответственности (л.д.48-57).
21.10.2013 от фонда поступила апелляционная жалоба об отмене решения суда первой инстанции, не принято во внимание, что факт правонарушения доказан, порядок привлечения общества к ответственности соблюден (л.д.62-64).
Плательщик возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением. Фонд ходатайствует о рассмотрении дела без своего участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) - в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ВЕНТС-Урал" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 15.10.2007, является плательщиком страховых взносов в пенсионный фонд, состоит на учете в территориальном управлении фонда, представляет предусмотренную законом отчетность.
15.02.2013 плательщиком представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2012 год.
При их проверке фондом были выявлены ошибки, отраженные в протоколе проверки файлов от 16.02.2013, в котором обществу предложено предоставить исправленные сведения в срок до 05.03.2013 (л.д. 25-28, 36-37).
ООО "ВЕНТС-Уфа" по телекоммуникационным каналам связи (с исправлениями) сведения представлены 27.03.2013, приняты и зарегистрированы, что подтверждается протоколом проверки документов страхователя, представленных в ПФР N 2000/2013/1757978 от 27.03.2013 (л.д. 39-40)
О нарушении срока составлен акт N 55 от 03.04.2013 (л.д.14-15), вынесено решение N 55 от 30.04.2013 о привлечении к ответственности и начислении штрафа - 120 918, 86 руб. (л.д.11-12), выставлено требование от N 42 об уплате финансовой санкции в срок до 23.05.2013 (л.д.10).
Неуплата в добровольном порядке штрафной санкции явилась основанием для обращения фонда в суд.
По утверждению подателя жалобы - фонда, факт нарушения срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета подтвержден, привлечении к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ является законным.
Суд пришел к выводу о невозможности взыскания штрафа ввиду недоказанности правонарушения - отсутствия в акте проверки и решении изложения обстоятельств совершенного нарушения.
Дав правовую оценку материалам дела, доводам жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
По ст. 17 данного закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Сведения за 2012 год направлен плательщиком 15.02.2013 по телекоммуникационным каналам связи, но не приняты по причине допущенных ошибок. Исправленные сведения были представлены обществом 27.03.2013.
По п.1 ст. 65 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых решений, возлагается на государственный орган. В данном случае фонд обязан представить достаточные доказательства совершенного обществом правонарушения, изложив их в акте проверки и в решении.
Требования к составлению акта выездной проверки утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Требования).
Согласно п. 6 Требований в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах описательная часть акта должна содержать:
сведения о выявленном занижении базы для начисления страховых взносов;
сведения о выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов;
сведения о выявленной неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
сведения о выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
сведения о других, документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе проверки.
На основании исследования представленных документов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (п. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Пунктом 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ также установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемое решение учреждения ограничено констатацией объективной стороны правонарушения и не содержит описания и характеристик виновности предприятия, то есть вина общества не выяснена и субъективная сторона состава правонарушения не установлена.
Таким образом, принимая во внимание, что надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном персонифицированном учете, конкретных данных выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя, при этом учреждением в нарушение положений ст. 39 Закона N 212-ФЗ правомерность привлечения страхователя к ответственности не доказана, вывод суда о не подтвержденности нарушения материалами проверки является правильным.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2013 по делу N А07-10600/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10600/2013
Истец: ГУ - УПФР в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан
Ответчик: ООО "ВЕНТС-Уфа"