Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 декабря 2013 г. N 09АП-38731/13
г. Москва |
|
5 декабря 2013 г. |
Дело N А40-95707/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11. 2013года.
Полный текст постановления изготовлен 05.12.2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Н.О. Окуловой, Р.Г. Нагаева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Прозоровской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал
N 13 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.10.2013
по делу N А40-95707/13. принятое судьей Стародуб А.П.
по заявлению ОАО "АКМЭ-ИНЖИНИРИНГ"
к ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал
N 13 о признании уведомления незаконным, обязании установить размер страхового тарифа 0,2%
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Лавриненко М.Ю. подов. N 37 от 16.07.2013
от заинтересованного лица - Ширинов И.Ш. подов, от 12.03.2013
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АКМЭ-инжиниринг" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным уведомление Филиала N 13 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.04.2013 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Общество просит обязать Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 13 устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "АКМЭ-инжиниринг" и установить Обществу с января 2013года размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,2 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, исходя из основанного вида деятельности общества, соответствующего коду ОКВЭД 74.20.1.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
С решением суда не согласился ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 13, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
ОАО "АКМЭ-инжиниринг" представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Судом установлено, что ОАО "АКМЭ-инжиниринг" 13 марта 2013 года представило в ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 13) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, согласно которому, общество просит считать основным видом экономической деятельности за 2013 год "Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве" (Код по ОКВЭД 74.20.1). К указанному заявлению обществом была приложена справка-подтверждение основного вида экономической деятельности, а также аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО "АКМЭ-инжиниринг" за 2012 г., составленное Аудиторско -консалтинговой группой Финэкспертиза.
Заинтересованное лицо уведомлением от 16.04.2013 года "О размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установило для общества размер страхового тарифа с января 2013 года на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,9 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору. Указанное уведомления было направлено в адрес заинтересованного лица 17.04.2013 года письмом N 05-05/05/2424.
Как следует из позиции заинтересованного лица более высокий, чем заявленный обществом по коду ОКВЭД 74.20.1, 8 класс профессионального риска установлен заявителю, поскольку в списке видов деятельности, заявленном обществом при регистрации, в Едином государственном реестре юридических лиц "Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве" (Код по ОКВЭД 74.20.1) отсутствует.
Кроме того, вместо копии пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2012 год общество представило аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО "АКМЭ-инжиниринг" за 2012 г., составленное Аудиторско - консалтинговой группой Финэкспертиза.
Согласно пункту 1 "Общие сведения" Аудиторского заключения основными видами деятельности общества являются:
Производство общестроительных работ по строительству атомных электростанций (ОКВЭД 45.21.52)
Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук (ОКВЭД 73.10)
Производство ядерных реакторов и их составных частей (ОКВЭД 28.30.2).
Данные о деятельности в 2012 г. в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в промышленности и строительстве (ОКВЭД 74.20.1) в указанном аудиторском заключении отсутствуют.
Ответчик указывает, что часть 5 Закона N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" определяет, что заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.
Таким образом, как указывает заинтересованное лицо, подтвержденные аудитором данные бухгалтерской (финансовой) отчетности общества не дают оснований считать основным видом экономической деятельности, фактически осуществляемой ОАО "АКМЭ-инжиниринг" в 2012 г. "Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве" (Код по ОКВЭД 74.20.1).
Ответчик указывает, что представленные обществом заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справка-подтверждение основного вида экономической деятельности не соответствуют требованиям пункта 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 г. N 713.
Заинтересованное лицо указывает, что общество представило страховщику для подтверждения основного вида экономической деятельности противоречащие друг другу документы. В результате страховщик вынужден был уведомить страхователя об установленном ему с начала 2013 год размера страхового тарифа, ориентируясь на сведения, содержащиеся в аудиторском заключении, как на наиболее достоверный из представленных обществом документов.
Доводы заинтересованного лица судом правомерно отклонены, по следующим основаниям.
Как пояснил представитель заявителя, с момента создания общества и до 13 марта 2013 года обществом неверно определялся основной вид экономической деятельности. Неверные данные отражались в качестве кода ОКВЭД в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках (отчете о финансовых результатах). Аудиторская компания общества - ООО "ФинЭкспертиза" - в годовых аудиторских заключениях ошибочно подтверждала в качестве основных видов деятельности общества коды 45.21.52 и 73.10. При подтверждении основного вида экономической деятельности на 2009 год и 2010 год, обществом ошибочно заявлялся код по ОКВЭД 28.30.2 "Производство ядерных реакторов и их составных частей", который имеет 12 класс профессионального риска, на 2011 и 2012 год, обществом ошибочно заявлялся код по ОКВЭД 45.12.52 "Производство общестроительных работ по строительству атомных электростанций", который имеет 8 класс профессионального риска.
Согласно статье 21 Федерального Закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска; отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными
классификационными единицами, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 указанного Порядка страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства), копию лицензии (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).
Пункт 5 Порядка наделяет территориальный орган Фонда правом отнести страхователя, осуществляющего свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности и не представившего в срок до 15 апреля документы, указанные в пункте 3 Порядка, к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности; территориальный орган Фонда в срок до 01 мая соответствующего года уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа.
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами; основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
Заинтересованное лицо при определении основного вида экономической деятельности общества на 2013 год, руководствовалась сведениями содержащимися в выписке из ЕГРЮЛ в отношении заявителя, а также аудиторским заключением составленным Аудиторско -консалтинговой группой Финэкспертиза, и представленным заявителем в Фонд.
Основной вид деятельности страхователя для целей установления страхового тарифа не может быть определен Фондом лишь на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Аудиторское заключение, направленное в адрес Фонда содержало ошибочные сведения, касающиеся установления основного вида экономической деятельности общества.
Действующее законодательство не содержит прямого указания на то, что Фонд, при представлении заявителем документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, и противоречащих друг другу, при установлении размера страхового тарифа, должен руководствоваться только лишь копией пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год, в данном случае аудиторским заключением.
Фонд, установив противоречия между представленными заявителем документами, должен был уведомить об этом страхователя. Однако этого не сделал. Доказательств несвоевременного представления обществом Фонду документов указанных в пункте 3 Порядка, заинтересованное лицо суду не представило.
Поскольку установленную пунктом 3 Порядка обязанность по представлению необходимых документов в Фонд заявитель исполнил в срок и надлежащим образом, заявление общества о подтверждении основного вида экономической деятельности от 13.03.2013 года содержит указание на Код по ОКВЭД 74.20.1, а выписка из ЕГРЮЛ в отношении общества не является документом, подтверждающим основной вид экономической деятельности общества, то у Фонда оснований для установления обществу с января 2013 года размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,9 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, исходя из основанного вида деятельности общества, соответствующего коду ОКВЭД 45.21.52, не имелось.
При указанных обстоятельствах, уведомление Филиала N 13 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.04.2013 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято по незаконным основаниям, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
Фонд обязан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "АКМЭ-инжиниринг" и установить обществу с января 2013 года размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,2 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, исходя из основанного вида деятельности Общества, соответствующего коду ОКВЭД 74.20.1.
Требование заявителя подлежат удовлетворению. Доводы апелляционной алобы при этом во внимание приняты быть не могут в силу следующих обстоятельств.
Судом правильно установлено, что Заинтересованное лицо нарушило права и законные интересы Заявителя, поскольку согласно Уведомлению от 16.04.2013 Заявителю на 2013 год определен размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исходя из вида деятельности Заявителя, который не соответствует фактически осуществляемому Заявителем основному виду экономической деятельности.
Решением суда правомерно установлено, что предусмотренную пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее -Порядок), утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" обязанность по предоставлению Заинтересованному лицу необходимых документов Заявитель исполнил в установленный срок и надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 2 Порядка, Заявитель самостоятельно определил основной вид экономической деятельности и подал 13.04.2013 Заинтересованному лицу Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, в котором содержится указание на код по ОКВЭД 74.20.1. Заявитель подал заявление в срок до 15.04.2013, приложив к нему предусмотренную пунктом 3 Порядка справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
Решением суда установлено, что поскольку Заявитель надлежащим образом выполнил обязанности по предоставлению необходимых документов, у Заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для применения п. 5 Порядка, согласно которому, только в случае не предоставления страхователем до 15 апреля всех необходимых документов, фонд социального страхования вправе отнести страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности. Следовательно, приведенный в апелляционной жалобе довод Заинтересованного лица о том, что Порядок не содержит положений, согласно которым территориальный орган Фонда социального страхования должен во всех без исключения случаях устанавливать страхователю размер страхового тарифа, указанный страхователем в заявлении о подтверждении основного вида экономической деятельности противоречит пункту 5 Порядка.
Суд обоснованно учел доводы Заявителя о том, что Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 не предусматривают, что основанием отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются сведения ЕГРЮЛ и не предусматривают обязанности страхователя предоставлять в территориальный орган Фонда выписку из ЕГРЮЛ.
Заинтересованное лицо указывает в апелляционной жалобе, что Заявителем вместо пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2012 год представило аудиторское заключение. Пояснительная записка была представлена Заявителем вместе с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности от 13.03.2013, что подтверждается штампом о регистрации входящей корреспонденции Филиала N 13 ГУ МРО ФСС РФ. Копия данного документа была также представлена в суд Заинтересованным лицом в приложении к отзыву на исковое заявление.
Судом установлено, что при определении основного вида деятельности Заявителя на 2013 год, Заинтересованное лицо неправомерно руководствовалось сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРЮЛ, поскольку основной вид деятельности страхователя для целей установления страхового тарифа не может быть определен Фондом социального страхования лишь на основании сведений, содержащимся в ЕГРЮЛ. Исходя из содержания всех писем, направленных Заинтересованным лицом в адрес Заявителя, единственным основанием для отказа установить Заявителю на 2013 год страховой тариф исходя из основного вида экономической деятельности, предусмотренного кодом ОКВЭД 74.20.1, являлось именно отсутствие данного кода в ЕГРЮЛ.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что выявив в представленных Заявителем документах некие противоречия, Заинтересованное лицо ничего не предприняло для получения у Заявителя необходимых разъяснений. Представленные Заинтересованным лицом в дело в письма в адрес Заявителя содержат исключительно отказ установить Заявителю размер страхового тарифа, исходя из фактически осуществляемого им вида деятельности, а также рекомендации внести изменения в сведения ЕГРЮЛ.
Довод Заинтересованного лица в апелляционной жалобе о том, что в аудиторском заключении Заявителя отсутствуют сведения об осуществлении в 2012 году деятельности, предусмотренной кодом ОКВЭД 74.20.1, не может быть принято во внимание. Согласно Федеральному закону от 06.12.2012 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к нему. Аудиторское заключение в данном перечне отсутствует. Кроме того, Федеральный закон от 24.07.1998 N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N713 "Об утверждения Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", а также Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" не предусматривают обязанности страхователей предоставлять в фонд социального страхования аудиторские заключения. Перечень документов, которые страхователь обязан предоставлять в Фонд социального страхования, является исчерпывающим. Руководствоваться аудиторским заключением при этом Фонд социального страхования не имел права. Таким образом, ссылка Заинтересованного лица на аудиторское заключение является неправомерным, противоречит вышеуказанным нормативным актам, а само аудиторское заключение является документом, не имеющим отношения к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу.
руководствуясь статьями 110, 266,267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 октября 2013 года по делу N А40-95707/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.