г. Хабаровск |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А73-4670/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в Хабаровском крае: Павлиш А.Ю., представитель по доверенности от 05.06.2013;
от Дальневосточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: Беркут С.С., представитель по доверенности от 18.12.2012 N 72; Олейникова В.В., представитель по доверенности от 13.02.2013 N 4; Юдина Н.В., представитель по доверенности от 13.02.2013 N3;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" на решение от 16.09.2013 по делу N А73-4670/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в Хабаровском крае
к Дальневосточному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
о признании недействительным предписания Отдела государственного надзора (инспекции) Хабаровского края и ЕАО ДМТУ Росстандарта от 12.03.2013 N 5
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в Хабаровском крае (далее - ОАО "МТС", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Дальневосточному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ДМТУ Росстандарта, административный орган) о признании недействительным предписания Отдела государственного надзора (инспекции) Хабаровского края и ЕАО ДМТУ Росстандарта от 12.03.2013 N 5.
Решением от 16.09.2013 суд удовлетворил заявленные требования, признал недействительным предписание административного органа в связи с нарушением требований части 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки).
Не согласившись с решением суда в части выводов изложенных в мотивировочной части решения, ОАО "МТС" заявило апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда первой инстанции исключив из мотивировочной части решения выводы о правомерности вменения административным органом нарушений обществом положений части 1 статьи 9, части 4 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"
Представитель ОАО "МТС" в судебном заседании поддержал заявленные доводы.
ДМТУ Росстандарта в представленном отзыве, дополнений к отзыву, его представители в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что сотрудниками ДМТУ Росстандарта на основании приказа от 10.01.2013 N 35 проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений ОАО "Мобильные ТелеСистемы" по месту нахождения филиала в г.Хабаровске.
В ходе проверки было выявлено.
- в нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", п.2 ст.54 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", п.38 Постановления Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи", не представлены средства измерений, учитывающие объем оказанных услуг оператором связи.
- в нарушение п.4 ст.12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" на сопроводительную документацию (руководство пользователя ВN 4562) к анализатору параметров цифровых каналов и трактов EST-125 не проставлен знак утверждения типа.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 12.03.2013 N 22.
В целях устранения выявленных нарушений ОАО "Мобильные ТелеСистемы" выдано предписание от 12.03.2013 N 5.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ) регулируются отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений (часть 2 статьи 1).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ его целью является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ определяет, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется, в том числе на измерения, которые выполняются при учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи (п. 9 ч. 3 ст. 1).
Таким образом, на измерения, выполняемые при осуществлении деятельности в области оказания услуг операторами связи, распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ, пункту 6.2 Рекомендаций по межгосударственной стандартизации РМГ 29-99 "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения" утв. Постановлением Госстандарта России от 17.05.2000 N 139-ст (в ред. Приказа Ростехрегулирования от 27.10.2004 N 53-ст) средство измерений - это техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.
Требования к средствам измерений установлены в части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ, согласно которой в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
В пункте 38 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, установлено, что основанием для выставления счета абоненту или списания средств с лицевого счета за предоставленные телематические услуги связи являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных им телематических услуг связи.
Как установлено судом, в соответствии с утвержденной схемой организации связи ОАО "МТС" по передаче пакетной информации для территории Хабаровского края и ЕАО Общество для учета объема оказанных услуг связи по передаче информации, на территории Хабаровского края и ЕАО использует средства связи с измерительными функциями. Данные средства связи - оборудование установлено в г. Владивостоке, сертифицировано и имеет сертификат соответствия от 02.03.2011 N ОС-5-СПС-0388.
Таким образом, с помощью оборудования установленного в г. Владивостоке ведется учет данных, которые впоследствии используются при расчетах с клиентами филиала ОАО "МТС" в Хабаровском крае за пользование услугами связи.
Поскольку основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные соединения по сети передачи данных (сеансы связи) являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных телематических услуг связи, согласно требованиям пункта 38 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.07 N 575, и пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 07.07.03 "О связи", то данное оборудование должно пройти установленные Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ процедуры для средств измерений.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, все системы, которые используются для подсчета, должны в обязательном порядке проходить проверку. В сертификате должна быть соответствующая запись о том, что данное оборудование может быть использовано в качестве оборудования для учета объема передаваемых данных.
Вместе с тем, Общество не представило документов содержащих сведения о том, что данное оборудование может быть использовано в качестве оборудования для учета объема передаваемых данных.
Поскольку общество осуществляло деятельность с нарушением требований Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ, административный орган правомерно вменил нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ.
Довод заявителя о том, что в настоящее время не установлены нормативные требования к измерениям объема принятой (переданной) информации, уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены, так как отсутствие нормативных требований к измерениям объема принятой (переданной) информации, не дает право оператору связи применять технические средства, не прошедшие установленные Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ обязательные испытания, в качестве средств измерений, используемых при расчетах с абонентами.
Из материалов дела следует, что общество использовало анализатор параметров цифровых каналов и трактов EST-125 без проставления знака утверждения типа.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона 26.06.2008 N 102-ФЗ тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ, на каждый экземпляр средств измерений утвержденного типа, сопроводительные документы к ним и сопроводительные документы к стандартным образцам утвержденного типа наносится знак утверждения их типа.
При этом возможность нанесения такого знака в месте, доступном для просмотра, должна обеспечиваться конструкцией средства измерений. Если же особенности конструкции средства измерений не позволяют нанести этот знак непосредственно на средство измерений, он наносится на сопроводительные документы.
Порядок проведения поверки средств измерений установлен Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30.11.2009 N 1081 "Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения" (далее - Порядок от 30.11.2009 N1081).
В соответствии с пунктом 3 Порядка от 30.11.2009 N 1081, тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению.
Согласно пунктам 5, 6 Порядка от 30.11.2009 N 1081, испытания стандартных образцов или средств измерений проводятся на основании заявки заинтересованного лица - заявителей, которыми могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку стандартных образцов или средств измерений, выпуск из производства стандартных образцов или средств измерений, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу на территории Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений, использование стандартных образцов или средств измерений.
Судом установлено, что анализатор параметров цифровых каналов и трактов EST-125 был зарегистрирован в установленном законом порядке и допущен к импорту и применению на территории Российской Федерации, что подтверждается сертификатом об утверждении типа средств измерений DE.C.35.002.А N 23548.
Заявитель не оспаривает, что применяемое обществом техническое устройство - анализатор параметров цифровых каналов и трактов EST-125 является средством измерения, следовательно, общество, используя средство измерения, обязано выполнять требования Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ о проставлении знака утверждения типа.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонен довод общества о том, что анализатор параметров цифровых каналов и трактов EST-125 применяется для измерений, не отнесенных к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ измерения, предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании, отнесены к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Материалами дела (график поверки средств измерений, утвержденный директором ФБУ "Хабаровский ЦСМ"), подтверждается, что анализатор параметров цифровых каналов и трактов EST-125 N ДВ 1258 применялся для измерений, предусмотренных законодательством РФ о техническом регулировании (ч.4 ст.1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ).
С учетом приведенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административный орган правомерно вменил обществу нарушение части 4 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно признал предписание незаконным, поскольку административным органом допущены грубые нарушения требований части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части срока уведомления о проведении проверки). В данной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Ссылка общества на судебную практику судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку судебные акты приняты в отношении других лиц и при других фактических обстоятельствах.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не рассмотрено заявление общества в части невозможности исполнения предписания неоснователен, так как предписание административного органа признано недействительным.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.09.2013 по делу N А73-4670/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Мобильные ТелеСистемы" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 40636 от 04.10.2013 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4670/2013
Истец: ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в Хабаровском крае, Филиал ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в Хабаровском крае
Ответчик: Дальневосточное межрегиональное территориальное управление Росстандарта Отдел государственного надзора (инспекции) Хабаровского края и Еврейской автономной области, Дальневосточное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Отдел государственного надзора (инспекция) Хабаровского края и ЕАО Дальневосточное межрегиональное территориальное управление Росстандарта
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2014 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-717/14
09.12.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6047/13
16.09.2013 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4670/13
30.05.2013 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4670/13