г. Красноярск |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А33-420/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя (открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"): Лапицкой В.М., на основании доверенности от 06.06.2013 N 90Н/8, паспорта;
от ответчика (Региональной энергетической комиссии Красноярского края): Сутыриной Л.А., на основании доверенности от 01.07.2013 N 2-2827/3, паспорта,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 23 июля 2013 года по делу N А33-420/2013,
принятое судьей Медведевой О.И.,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) (далее - ОАО "МРСК Сибири"; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Региональной энергетической комиссии Красноярского края (ИНН 2466070303, ОГРН 1022402656902) (далее - РЭК Красноярского края, ответчик) по ненаправлению в адрес Федеральной службы по тарифам в сроки, установленные пунктом 3 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", заявления о переходе к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала и согласовании соответствующих долгосрочных параметров.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 18.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечена Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 июля 2013 года по делу N А33-420/2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на следующие доводы:
- представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт того, что РЭК Красноярского края не были предприняты действия, направленные на согласование ФСТ России долгосрочных параметров; при формальном соблюдении требований пункта 3 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", РЭК Красноярского края не преследовало цели получения согласования перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и долгосрочных параметров;
- оценивая вопрос выбора метода регулирования, суд первой инстанции вышел за пределы рассмотрения дела; оценка доказательств, подтверждающих правомерность действий РЭК по определению метода регулирования, не имеет отношения к рассматриваемому делу;
- суд первой инстанции не принял во внимание и не дал оценку доводам, что причиной отказа в согласовании послужило наличие целого комплекса недостатков в представленных РЭК Красноярского края документах, а не только наличие ограничений по размеру тарифов;
- суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание в качестве доказательства нарушения прав заявителя представленный им расчет (сравнительный анализ долгосрочных параметров регулирования), который показывает объем недополученных денежных средств ОАО "МРСК Сибири"; представленный расчет заявителя не был оспорен РЭК Красноярского края, соответственно, в силу статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, факт возможности недополучения денежных средств следует оценивать как признанный другой стороной по делу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнительных пояснениях по делу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, путем размещения 17.10.2013 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru) в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
23.08.2012 ОАО "МРСК Сибири" обратилось в РЭК Красноярского края с заявлением от 23.08.2012 за исх. N 1.3/01/11472-исх о необходимости обращения с заявлением в ФСТ России для согласования предложений о переходе к регулированию тарифов филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" с применением метода RAB с 01.11.2012; согласовании соответствующих долгосрочных параметров регулирования филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго".
В письме к руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов от 24.08.2012 за исх. N 12-182 ФСТ России уведомило о том, что в соответствии с пунктом 3 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" в отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в первом полугодии 2012 года осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, а с 01.07.2012 - с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, долгосрочные параметры регулирования деятельности указанных организаций с 01.11.2012 до окончания долгосрочного периода регулирования подлежат пересмотру (установлению) до 15.10.2012; основанием для рассмотрения вопроса о согласовании тарифов о переходе к регулированию методом доходности инвестированного капитала и предложений по долгосрочным параметрам регулирования деятельности указанных территориальных сетевых организаций является заявление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на бланке заявителя.
В данном письме рекомендовано оформлять проекты тарифных решений по долгосрочным параметрам регулирования для территориальных сетевых организаций по формам согласно приложениям к письму; в целях реализации данного постановления в срок до 01.09.2012 необходимо представить заявление с приложением всех необходимых материалов и информацию в формате шаблона PREDEL.PEREDACHA/NOV2012.
Письмом от 31.08.2012 исх. N 2-4162/1 РЭК Красноярского края направило в адрес ФСТ России заявление о согласовании перехода на RAB, информацию в формате шаблона PREDEL.PEREDACHA/NOV2012. К данному заявлению РЭК Красноярского края приложены следующие документы:
- инвестиционная программа филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на 2012-2017 годы;
- выписка приказа РЭК Красноярского края от 31.05.2012 N 100-п "О внесении изменений в Приказ РЭК от 30.12.2011 N 591-п "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями";
- программа в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, заключение РЭК относительно первоначального размера инвестированного капитала на момент перехода к регулированию с применением метода RAB и его скорректированной величины на начало долгосрочного периода регулирования;
- выписка из учетной политики филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на 2011-2015 годы, используемых при выполнении расчетов показателей финансового состояния регулируемой организации;
- расчет необходимой валовой филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" (г. Красноярск) на долгосрочный период регулирования на 2012-2017 годы;
- расчет базового уровня операционных расходов филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на долгосрочный период регулирования на 2012-2017 годы;
- расчет расходов, включаемых в необходимую валовую выручку в фактическом объеме (неподконтрольные расходы);
- расчет величины чистого оборотного капитала филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на долгосрочный период регулирования на 2012-2017 годы;
- расчет стоимости потерь электрической энергии;
- расчет структуры финансирования долгосрочной инвестиционной программы и показателей финансового состояния филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на долгосрочный период регулирования на 2012-2017 годы;
- расчет единых котловых тарифов на услуги по передаче электроэнергии в Красноярском крае;
- расчет показателей перехода к регулированию тарифов методом RAB.
В письме от 10.09.2012 N ЕА-7067/12 ФСТ России сообщила РЭК Красноярского края о рассмотрении его заявления от 31.08.2012 N 2-4162/1 о согласовании перехода ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала с 01.11.2012. В данном письме указано, что, в связи с тем, что в заявлении отсутствуют оригиналы или заверенные копии документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка согласования ФСТ предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов, касающихся перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, решений о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования, утвержденного Приказом ФСТ России от 18.08.2010 N 183-э/1, в соответствии с пунктом 5 порядка заявление о переходе к рассмотрению не принимается и возвращается заявителю.
В ответ на письмо ФСТ России от 10.09.2012 N ЕА-7067/12 (вх. N 4334 от 26.09.2012) РЭК Красноярского края направило в адрес ФСТ России письмо от 27.09.2012 за исх. N 2-4332/1 о согласовании долгосрочных параметров регулирования деятельности ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Красноярскэнерго" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с 01.11.2012 в соответствии пунктом 3 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". В данном письме РЭК Красноярского края просило согласовать долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Красноярскэнерго" с 01.11.2012.
21.09.2012 филиалом ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" в адрес РЭК Красноярского края направлено письмо от 21.09.2012 за исх. N 1.3/01/13040-исх, в котором указано, что абзацем 2 пункта 3 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" предусмотрена возможность применения метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки при отсутствии согласования ФСТ России долгосрочных параметров регулирования с применением метода доходности инвестиционного капитала; направлены тарифные проекции филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго".
28.09.2012 в дополнение к ранее направленному письмом от 27.09.2012 за исх. N 2-4332/1 заявлению о согласовании перехода ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Красноярскэнерго" на метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с 01.11.2012 РЭК Красноярского края в адрес руководителя ФСТ России направлено письмо от 28.09.2012 за исх. N 2-4340/1 с приложением оформленной формы, предусмотренной письмом ФСТ России от 24.08.2012.
В дополнение к ранее направленным письмам N /N N 2-4332/1 от 27.09.2012, N 12-182 от 28.09.2012 РЭК Красноярского края направлены письмом от 02.10.2012 исх. N 2-4362/1 материалы на согласование долгосрочных параметров регулирования деятельности ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Красноярскэнерго" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки по 2017 год включительно.
Согласно протоколу заседания правления РЭК Красноярского края от 12.10.2012 N 36 утверждены долгосрочные параметры регулирования ОАО "МРСК Сибири" (филиала "Красноярскэнерго"); тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2012-2017 годы; определен индекс эффективности подконтрольных расходов в размере 1%; произведен расчет снижения НВВ с применением к филиалу ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" индекса эффективности подконтрольных расходов 5%.
Приказом от 12.10.2012 N 669-э ФСТ России отказало в согласовании долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в том числе, - РЭК Красноярского края в отношении параметров регулирования деятельности филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (заявление от 27.09.2012 N 2-4332/1).
Согласно протоколу заседания правления РЭК Красноярского края от 25.10.2012 N 38 скорректированы, утверждены долгосрочные параметры регулирования ОАО "МРСК Сибири" (филиала "Красноярскэнерго"); тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2012-2017 годы, которые действуют с 01.11.2012:
- индекс эффективности подконтрольных расходов ОАО "МРСК Сибири" в размере 5%;
- величина технологического расхода (потерь) электрической энергии - в натуральных величинах, как предусмотрено Основами ценообразования;
- максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг на 2012 год, - 1%.
Полагая, что бездействие РЭК Красноярского края, выразившееся в ненаправлении в адрес ФСТ России в сроки, установленные пунктом 3 (1) постановления Правительства от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", заявления о переходе к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала и согласовании соответствующих долгосрочных параметров, не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы в качестве сетевой организации, поскольку приводит к необоснованному занижению необходимой валовой выручки, недополучению денежных средств от потребителей услуг, так как размер получаемого дохода напрямую зависит от размера утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, формируемого на основании необходимой валовой выручки сетевой организации, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в том числе, в виде возложения каких-либо обязанностей).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции исходил из того, что действия, предпринятые РЭК Красноярского края в ситуации несогласования ФСТ России предлагаемых РЭК с 01.11.2012 долгосрочных параметров регулирования ОАО "МРСК Сибири" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 24.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат государственному регулированию.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона от 24.03.2003 N 35-ФЗ Федерального закона от 24.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) предусмотрены частями 1, 2 статьи 23.1 Федерального закона от 24.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которым регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, не отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).
С учетом изложенного, установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 N 216-п, РЭК является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава края, законов края, правовых актов губернатора края и правительства края, а также правовых актов министерства промышленности и энергетики края осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 3.5 данного Положения к компетенции РЭК Красноярского края отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 24.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии 01.01.2012 осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) утверждает Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктами 5.2, 5.2.1 Положения о ФСТ России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, предусмотрено, что ФСТ России принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе методические указания (методики) по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования.
Приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э утвержден Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности).
Приложением N 1 к данному Регламенту утверждены формы, по которым принимается решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
Приложением N 2.1 к форме решения регулирующего органа являются долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций.
Согласно пункту 3 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" переход с 01.11.2012 к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала в отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в первом полугодии 2012 года осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, а с 01.07.2012 - с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется на основании представляемого органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 01.09.2012 заявления о переходе к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала и согласовании соответствующих долгосрочных параметров. При отсутствии согласования Федеральной службы по тарифам долгосрочных параметров регулирования деятельности указанных организаций с применением метода доходности инвестированного капитала в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных данным постановлением (далее - Основы ценообразования), регулирование их деятельности осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки и долгосрочные параметры регулирования деятельности такой организации, предусмотренные пунктом 38 Основ ценообразования, подлежат согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Абзацем 3 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" предусмотрено, что для территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в 2011 году осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, сроком окончания очередного долгосрочного периода регулирования является дата не ранее 01.07.2017.
В силу пункта 13 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике решение о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования в отношении организаций, регулирование цен (тарифов) которых осуществляется Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала, принимается регулирующим органом на основании заявления этих организаций.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг) отнесен к долгосрочным параметрам регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Исходя из изложенных норм, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, утверждение долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в том числе - регулирования методом доходности инвестированного капитала, а также направление в ФСТ России предложений по регулированию сетевых организаций с применением конкретных методов регулирования, в том числе - методом доходности инвестированного капитала, входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в Красноярском крае - РЭК Красноярского края). При этом долгосрочные параметры регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки подлежат согласованию с Федеральной службой по тарифам; окончательный выбор метода регулирования остается за органом регулирования.
Как следует из материалов дела, ОАО "МРСК Сибири" относится к числу организацией в Красноярском крае, регулирование деятельности которой в 2011 году и первом полугодии 2012 года осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала.
На основании письма ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" от 23.08.2012 за исх. N 1.3/01/11472-исх (о необходимости обращения в ФСТ России с заявлением о согласовании предложений о переходе к регулированию тарифов филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" с применением метода RAB с 01.11.2012; согласовании соответствующих долгосрочных параметров регулирования филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго") 31.08.2012 РЭК Красноярского края в адрес ФСТ России направлено заявление о переходе на RAB к регулированию ОАО "МРСК Сибири" с применением метода доходности инвестированного капитала (заявление о согласовании перехода на RAB) в соответствии с абзацем 2 пункта 3 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, с учетом требований Порядка согласования ФСТ России предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов, касающихся перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также решений о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования, утвержденного приказом ФСТ России от 18.08.2010 N 183-э/1, и письма ФСТ России от 24.08.2012 N 12-182.
К заявлению РЭК приложены документы, предусмотренные действующим законодательством для подачи данного заявления (инвестиционная программа филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на 2012-2017 годы; выписка Приказа РЭК от 31.05.2012 N 100-п "О внесении изменений в Приказ РЭК от 30.12.2011 N 591-п "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями"; программа в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, заключение РЭК относительно первоначального размера инвестированного капитала на момент перехода к регулированию с применением метода RAB и его скорректированной величины на начало долгосрочного периода регулирования; выписка из учетной политики филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" (г. Красноярск) на 2011-2015 годы, используемых при выполнении расчетов показателей финансового состояния регулируемой организации; расчет необходимой валовой филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" (г. Красноярск) на долгосрочный период регулирования на 2012-2017 годы; расчет базового уровня операционных расходов филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" (г. Красноярск) на долгосрочный период регулирования на 2012-2017 годы; расчет расходов, включаемых в необходимую валовую выручку в фактическом объеме (неподконтрольные расходы); расчет величины чистого оборотного капитала филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" (г. Красноярск) на долгосрочный период регулирования на 2012-2017 годы; расчет стоимости потерь электрической энергии; расчет структуры финансирования долгосрочной инвестиционной программы и показателей финансового состояния филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" (г. Красноярск) на долгосрочный период регулирования на 2012-2017 годы; расчет единых котловых тарифов на услуги по передаче электроэнергии в Красноярском крае; расчет показателей перехода к регулированию тарифов методом RAB).
В письме ФСТ России от 10.09.2012 N ЕА-7067/12 уведомило РЭК Красноярского края о рассмотрении заявления от 31.08.2012 N 2-4162/1 и его возврате связи с отсутствием в заявлении оригиналов или заверенных копии документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка согласования ФСТ России предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов, касающихся перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, решений о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования, утвержденного Приказом ФСТ России от 18.08.2010 N 183-э/1.
В ответ на данное письмо РЭК Красноярского края в адрес ФСТ России направлено письмо от 27.09.2012 за исх. N 2-4332/1 о согласовании долгосрочных параметров регулирования деятельности ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Красноярскэнерго" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с 01.11.2012 в соответствии пунктом 3 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". В данном письме РЭК просило согласовать долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Красноярскэнерго" с 01.11.2012.
28.09.2012 в дополнение к ранее направленному письмом от 27.09.2012 за исх. N 2-4332/1 заявлению РЭК в адрес руководителя ФСТ России направлено письмо от 28.09.2012 за исх. N 2-4340/1 с приложением оформленной формы, предусмотренной письмом ФСТ России от 24.08.2012; 02.10.2012 в дополнение к ранее направленным письмам письмом от 02.10.2012 исх. N 2-4362/1 РЭК направлены материалы на согласование долгосрочных параметров регулирования деятельности ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Красноярскэнерго" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки по 2017 год включительно.
Приказом ФСТ России от 12.10.2012 N 669-э отказано в согласовании долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в том числе, - РЭК в отношении параметров регулирования деятельности филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (заявление от 27.09.2012 N 2-4332/1).
Учитывая пояснения ФСТ России, суд первой инстанции верно указал, что заявление о переходе к регулированию ОАО "МРСК Сибири" с 01.11.2012 с применением метода доходности инвестированного капитала и согласования соответствующих долгосрочных параметров изначально направлено РЭК в ФСТ России 31.08.2012, то есть в срок, предусмотренный пунктом 3 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (до 01.09.2012). В связи с этим отсутствуют основания расценивать в качестве бездействия мероприятия, осуществленные РЭК Красноярского края по направлению данного заявления в ФСТ России, поскольку отсутствует сам факт такого ненаправления в установленный срок.
Отсутствие положительного результата для заявителя от исполнения РЭК Красноярского края своих обязанностей, не может расцениваться в качестве бездействия ответчика.
При этом пункт 3 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", предусматривающий в качестве основания перехода с 01.11.2012 к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала и согласовании соответствующих долгосрочных параметров, - заявление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, поданное в срок до 01.09.2012, не содержит указания на обязанность органа регулирования осуществить регулирование деятельности организаций именно тем методом, в отношении которых получено согласие ФСТ России на переход к регулированию с применением конкретного метода регулирования, включая метод доходности инвестированного капитала.
Согласно абзацу 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" при отсутствии согласования ФСТ России долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций с применением метода доходности инвестированного капитала регулирование их деятельности осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и долгосрочные параметры регулирования деятельности такой организации, предусмотренные пунктом 38 Основ ценообразования, подлежат согласованию с Федеральной службой по тарифам.
В абзацах 4, 5 Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" предусмотрено, что индекс эффективности подконтрольных расходов корректируется с учетом положений пункта 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) по иным, исключительно формальным основаниям, которые указаны в пункте 3(1) данного Постановления:
- в случае формального непредставления заявления о переходе к регулированию отдельных сетевых организаций с применением метода доходности инвестированного капитала и согласовании соответствующих долгосрочных параметров в срок до 01.09.2012;
- в случае отсутствии согласования ФСТ России в отношении долгосрочных параметров регулирования деятельности с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, подлежащих согласованию с ФСТ России.
С учетом изложенного, а также, в связи с неприменением к рассматриваемой ситуации указанных формальных оснований для корректировки индексов эффективности подконтрольных расходов отсутствие согласования ФСТ России долгосрочных параметров регулирования деятельности ОАО "МРСК Сибири" с применением метода доходности инвестированного капитала в случае направления органом регулирования соответствующего заявления влечет такое последствие, как необходимость применения другого метода регулирования (метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки) и направления предлагаемых долгосрочных параметров регулирования деятельности данной организации для согласования с ФСТ России.
Таким образом, принимая во внимание пункт 12 Основ ценообразования, предусматривающий, что сетевые организации не обладают правом выбора метода регулирования и окончательный его выбор остается за органом регулирования, в качестве метода регулирования деятельности ОАО "МРСК Сибири" с 01.11.2012 РЭК Красноярского края окончательно выбран метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Данное обстоятельство подтверждается фактом направления в адрес ФСТ России письма РЭК от 27.09.2012 за исх. N 2-4332/1 (о согласовании долгосрочных параметров регулирования деятельности ОАО "МРСК Сибири" - филиал "Красноярскэнерго" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с 01.11.2012 в соответствии пунктом 3 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике").
Кроме того, из пояснений ФСТ России следует, что причиной отказа в согласовании перехода к регулированию ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки и согласовании соответствующих долгосрочных параметров регулирования послужило также отсутствие возможности увеличения расходов ОАО "МРСК Сибири", в том числе, за счет индекса эффективности подконтрольных расходов в случае согласования долгосрочных параметров регулирования ОАО "МРСК Сибири" при фактических условиях тарифного регулирования на 2012 - 2017 годы.
Так, согласно пояснениям ФСТ России выявлено превышение темпа роста установленного РЭК среднего одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии во 2-ом полугодии 2012 года по отношению к 1-му полугодию 2012 года против предусмотренного пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" соответствующего темпа роста в 11 процентов. По мнению ФСТ России, установленные таким образом тарифы требовали их корректировке в сторону снижения.
В соответствии с пунктом 11 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (если установление таких предельных уровней предусмотрено законодательством Российской Федерации) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике темп роста одноставочного котлового тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год первого долгосрочного периода регулирования не превышает темп, установленный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год или определенный в сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации. В отсутствие параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования используется значение параметра уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующее последнему году периода, на который был утвержден указанный прогноз.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с позицией РЭК Красноярского края, поддержанной судом первой инстанции, согласно которой установленные тарифы действительно требовали корректировки в сторону снижения и необходимости определения на новый долгосрочный период (2012 - 2017 годы) ограничивающих темпы роста тарифов на каждый год долгосрочного периода регулирования, что не могло быть достигнуто при увеличении величины подконтрольных расходов ОАО "МРСК Сибири".
При таких обстоятельствах, отказ ФСТ России в согласовании предлагаемых РЭК Красноярского края долгосрочных параметров регулирования ОАО "МРСК Сибири" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с 01.11.2012, оформленный приказом ФСТ России от 12.10.2012 N 669-э, по существу, повлиял на величину индекса эффективности подконтрольных расходов и обусловлен необходимостью соблюдения органом тарифного регулирования Красноярского края требований пунктов 11 (1), 12 Основ ценообразования, пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" при расчете тарифов с 01.11.2012 на весь долгосрочный период регулирования (2012 - 2017 годы). При этом перечисленные требования учтены РЭК Красноярского края при установлении тарифов Приказом РЭК от 25.10.2012 N 166-п.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к верному выводу о соответствии действий, предпринятых РЭК Красноярского края в ситуации несогласования ФСТ России предлагаемых РЭК с 01.11.2012 долгосрочных параметров регулирования ОАО "МРСК Сибири" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, требованиям действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание в качестве доказательства нарушения прав общества представленный им расчет, который показывает объем недополученных денежных средств ОАО "МРСК Сибири", отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Данный расчет содержит только сравнительный анализ долгосрочных параметров регулирования филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго", утвержденных на Правлении РЭК 12.10.2012 и 25.10.2012, и не может служить безусловным и достаточным доказательством недополучения заявителем денежных средств, в том числе, с учетом соответствия действий РЭК требованиям действующего законодательства.
Учитывая изложенное, ссылка заявителя на то, что представленный расчет заявителя не был оспорен РЭК, в связи с чем, в силу статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, факт возможности недополучения денежных средств следует оценивать как признанный другой стороной по делу, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная. Иных доказательств недополучения денежных средств заявителем ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем суд первой инстанции верно указал, что обществом не доказано нарушение его прав оспариваемым бездействием РЭК Красноярского края.
Кроме того, Приказом РЭК от 25.10.2012 N 165-п "Об утверждении необходимой валовой выручки филиала "Красноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири" на долгосрочный период регулирования 2012 - 2017 годы" утверждена величина необходимой валовой выручки ОАО "МРСК Сибири" на основе долгосрочных параметров регулирования, утвержденных Приказом РЭК от 12.10.2012 N 159-п "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала "Красноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на 2012 - 2017 годы". Тарифы на услуги по передаче электрической энергии утверждены приказом РЭК от 25.10.2012 N 166-п "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края". Данные правовые акты регулирующего органа содержат величины экономических параметров, установленных РЭК для ОАО "МРСК Сибири" в соответствии с требованиями действующего законодательства, и не признаны в установленном порядке недействующими.
Довод заявителя о том, что, оценивая вопрос выбора метода регулирования, суд первой инстанции вышел за пределы рассмотрения дела, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
В настоящем деле заявителем оспаривается бездействие РЭК Красноярского края по ненаправлению в адрес ФСТ России в сроки, установленные пунктом 3 (1) Постановления Правительства Российской Федерации N 1178 от 29.12.2011, заявления о переходе к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала и согласовании соответствующих долгосрочных параметров. Обжалуемое решение вынесено в пределах заявленных обществом требований, с учетом доводов заявителя. Вопрос выбора метода регулирования, а также то, в чью компетенцию входит разрешение указанного вопроса, исследовался судом с целью установления наличия в действиях ответчика оспариваемого бездействия и не свидетельствует о том, что, принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований.
Поскольку, как указано ранее, определение метода регулирования входит в компетенцию РЭК Красноярского края, следовательно, мероприятия, осуществленные РЭК Красноярского края по направлению в ФСТ России заявления о переходе к регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала; действия, предпринятые РЭК Красноярского края в ситуации несогласования ФСТ России предлагаемых с 01.11.2012 долгосрочных параметров регулирования ОАО "МРСК Сибири" с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, бездействием не являются, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 июля 2013 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ОАО "МРСК Сибири" - без удовлетворения.
Учитывая, что решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя (ОАО "МРСК Сибири").
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 июля 2013 года по делу N А33-420/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-420/2013
Истец: ОАО "МРСК Сибири"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Красноярского края
Третье лицо: Федеральная служба по тарифам, ФСТ России