г. Воронеж |
|
04 декабря 2013 г. |
Дело N А14-5118/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Андреещевой Н.Л.,
судей Маховой Е.В.,
Владимировой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лямзиной К.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Рем Энерго Монтаж": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от муниципального казённого предприятия городского округа город Воронеж "Производственная база ЖКХ": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от муниципального образования городского округа города Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа города Воронеж: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рем Энерго Монтаж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2013 по делу N А14-5118/2013 (судья Письменный С.И.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Рем Энерго Монтаж" (ОГРН 1103668026956, ИНН 3666167047) к муниципальному казённому предприятию городского округа город Воронеж "Производственная база ЖКХ" (ОГРН 1023601573148, ИНН 3664046907), муниципальному образованию городского округа города Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа города Воронеж (ОГРН 1033600005889, ИНН 3666084175) о взыскании 759 959 руб. 25 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рем Энерго Монтаж" (далее - ООО "Рем Энерго Монтаж", истец) обратилось в арбитражный суд области с иском (с учетом уточнения) к муниципальному казённому предприятию городского округа город Воронеж "Производственная база ЖКХ" (далее - МКП ГО г.Воронеж "ПБ ЖКХ", ответчик-1) и муниципальному образованию городского округа города Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа города Воронеж (далее - МО г. Воронеж, ответчик-2) о взыскании с МКП ГО г.Воронеж "ПБ ЖКХ" 735 845 руб. неосновательного обогащения и 31 702,66 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 30.01.2013 по 07.08.2013. При недостаточности имущества, находящегося в распоряжении у МКП ГО г.Воронеж "ПБ ЖКХ", субсидиарную ответственность истец просил возложить на МО г. Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа города Воронеж, осуществив взыскание за счёт имущества, составляющего муниципальную казну.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2013 исковые требования ООО "Рем Энерго Монтаж" удовлетворены в полном объеме в части требований к ответчику-1, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении требований к ответчику-2, ООО "Рем Энерго Монтаж" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2013, в связи с чем, просит его отменить в обжалуемой части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Рем Энерго Монтаж" ссылается на то, что, несмотря на включение его в феврале 2013 года в реестр требований кредиторов ответчика-1 при ликвидации последнего, до настоящего времени денежные средства в его адрес переведены не были, равно как, и не представлено доказательств наличия у ответчика-1 достаточного имущества для удовлетворения требований кредиторов.
Представители ООО "Рем Энерго Монтаж", МКП ГО г.Воронеж "ПБ ЖКХ", МО ГО г. Воронеж в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 (часть 5) АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы при отсутствии возражений сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу ООО "Рем Энерго Монтаж" следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2013 в обжалуемой части - без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05.08.2011 N 740 принято решение о ликвидации МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" и создании ликвидационной комиссии, которой поручено в срок до 01.12.2011 провести необходимые мероприятия по ликвидации предприятия в установленном законом порядке.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 08.12.2011 N 1057 утверждён промежуточный ликвидационный баланс МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" на 08.11.2011 год.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25.06.2012 N 488 в постановление от 05.08.2011 N 740 внесены изменения в части назначения председателем ликвидационной комиссии Бондарева А.В. и об изменении пункта 3 постановления: ликвидационной комиссии в срок до 31.12.2012 года провести необходимые мероприятия по ликвидации МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" в установленном законом порядке.
В целях корректировки срока проведения мероприятий по ликвидации МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" постановлением администрации городского округа город Воронеж от 29.12.2012 N 1174 в постановление от 05.08.2011 N 740 внесены изменения в пункт 3 постановления: ликвидационной комиссии в срок до 01.09.2013 года провести необходимые мероприятия по ликвидации МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" в установленном законом порядке.
По платёжному поручению N 306 от 20.11.2012 на расчётный счёт МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" поступили денежные средства в сумме 735 845 руб., перечисленные ООО "Рем Энерго Монтаж" в качестве задатка за участие в аукционе 07.12.2012 лот N 1.
Из протокола заседания аукционной комиссии по признанию участниками торгов, назначенных МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" на 07.12.2012, следует, что ООО "Рем Энерго Монтаж" в числе участников торгов не значится.
Письмами, направленными 06.12.2012 и 30.01.2013 по адресу ответчика, истец заявил о возврате перечисленного задатка в сумме 735 845 руб.
Согласно реестру требований кредиторов МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" на 31.05.2013 требование ООО "Рем Энерго Монтаж" в сумме 735 845 руб. включено в четвёртую очередь.
Заявляя о неосновательном получении ответчиком-1 МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" денежных средств, истец обратился в арбитражный суд области с настоящим иском (с учетом уточнения), одновременно просив при недостаточности имущества, находящегося в распоряжении у МКП ГО г.Воронеж "ПБ ЖКХ", субсидиарную ответственность возложить на МО г. Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа города Воронеж, осуществив взыскание за счёт имущества, составляющего муниципальную казну.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных требований относительно ответчика-1 МКП ГО г.Воронеж "ПБ ЖКХ", указав при этом, что обращение с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности возможно только после соблюдения установленной законом процедуры обращения взыскания на имущество ликвидируемого должника.
Следует отметить, что в части взыскания с МКП ГО г.Воронеж "ПБ ЖКХ" 735 845 руб. неосновательного обогащения и 31 702,66 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 30.01.2013 по 07.08.2013., решение арбитражного суда области не обжалуется.
В части отказа в возложении субсидиарной ответственности на МО г. Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа города Воронеж суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2013 г. законным, обоснованным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
В силу закона имущество МКП ГО г. Воронеж "ПБ "ЖКХ" принадлежит ему на праве оперативного управления.
Из пункта 2 статьи 56, пункта 5 статьи 115, статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" следует, что МО ГО г. Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа города Воронеж (ранее - департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа города Воронеж), как собственник МКП ГО г. Воронеж "ПБ "ЖКХ", несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего только при наличии двух обстоятельств: 1) неисполнении МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" денежного обязательства; 2) недостаточности имущества у МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" для его исполнения.
Как установлено из материалов дела и подтверждено всеми участниками спора, МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" находится в стадии ликвидации, срок которой продлён до 01.09.2013 года.
Исходя из данного факта, порядок привлечения собственника его имущества к субсидиарной ответственности, предусмотренный ГК РФ, осуществляется с особенностями, установленными положениями статей 63 и 64 ГК РФ, а также положений Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Из системного толкования пунктов 2, 5, 6 статьи 63, пунктов 2, 3 статьи 64 ГК РФ следует, что факт недостаточности денежных средств у ликвидируемого должника может быть установлен только после совершения определенных действий: составления реестра требований кредиторов; утверждения промежуточного ликвидационного баланса; реализации имущества должника; проведения расчётов с кредиторами.
Таким образом, только после проведения комплекса вышеуказанных мероприятий и в случае недостаточности у ликвидируемого казённого предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счёт собственника имущества этого предприятия или учреждения, т.е. требовать привлечения его к субсидиарной ответственности, что прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 63 ГК РФ.
Учитывая, что мероприятия по ликвидации МКП ГО г. Воронеж "ПБ ЖКХ" не завершены, право обращения к субсидиарному должнику у истца не возникло.
При таких обстоятельствах, в части требования о возложении субсидиарной ответственности на МО ГО г. Воронеж было отказано правомерно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что, несмотря на включение его в феврале 2013 года в реестр требований кредиторов ответчика-1 при ликвидации последнего, до настоящего времени денежные средства в его адрес переведены не были, равно как, и не представлено доказательств наличия у ответчика-1 достаточного имущества для удовлетворения требований кредиторов, не указывают на неправомерность обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Как уже указывалось ранее, доказательств проведения всего комплекса мероприятий, предусмотренного статьями 63-64 ГК РФ, заявитель апелляционной жалобы в материалы дела не представил.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства о субсидиарной ответственности, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
По мнению суда апелляционной инстанции, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2013 в обжалуемой части не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её заявителя - ООО "Рем Энерго Монтаж".
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2013 по делу N А14-5118/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рем Энерго Монтаж" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Л. Андреещева |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5118/2013
Истец: ООО "Рем Энерго Монтаж", ООО "Рэм Энерго Монтаж"
Ответчик: МКП ГО г. Воронеж "Производственная база ЖКХ", МКП ГО город Воронеж "Производственная база ЖКХ", МО г. о. г. Воронеж в лице Департамента финансово-бюджетной политики г. о. г. Воронеж, Муниципальное образование ГО г. Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики администрации ГО г. Воронеж