г. Саратов |
|
10 декабря 2013 г. |
Дело N А57-6578/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Волковой,
судей О.И. Антоновой, А.Ю. Никитина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2013 года по делу N А57-6578/2013 (судья Л.А. Котова)
по иску общества с ограниченной ответственностью "РОССИТА ЛТД", г. Саратов,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, г. Саратов,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное унитарное предприятие бытового коммунального обслуживания "Спецавтохозяйство по уборке города", г. Саратов,
о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
- от ответчика - представитель Морозова Марина Викторовна по доверенности N 2531/ДМ от 21.08.2013,
- от истца - представитель Багуцкая Юлия Владимировна по доверенности от 18.07.2013,
- от третьего лица - представитель Витман Илья Владимирович по доверенности от 15.08.2013,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "РОССИТА ЛТД", г.Саратов (далее- ООО "РОССИТА ЛТД") с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, г.Саратов, (далее - Управление Росприроднадзора по Саратовской области) о взыскании неосновательного обогащения в размере 485 рублей 25 копеек.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2013 года по делу N А57-6578/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2013 года по делу N А57-6578/2013 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "РОССИТА ЛТД" является собственником офисных помещений, расположенных по адресу:.Саратов, ул. Вольская, 53/63, принадлежащих ему на праве собственности, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права серии 64-АГ N 412793. от 21.12.2011.
В период с 2010 и по настоящее время ООО "РОССИТА ЛТД" ежеквартально в Управление Росприроднадзора по Саратовской области предоставлялся расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.
В подтверждение внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в материалы дела представлены платежные поручения N 84 от 28.12.2010 г. на сумму 209 рублей 09 копеек, N 31 от 12.04.2011 г. в сумме 45 рублей 09 копеек, N 62 от 08.07.2011 г. на сумму 45 рублей 09 копеек, N 99 от 11.10.2011 г. на сумму 45 рублей 09 копеек, N 5 от 16.01.2012 г. на сумму 45 рублей 09 копеек, N 28 от 04.04.2012 г. на сумму 23 рубля 95 копеек, N 51 от 04.07.2012 г. на сумму 23 рубля 95 копеек, N 73 от 01.10.2012 г. на сумму 23 рубля 95 копеек, N 94 от 27.12.2012 г. на сумму 23 рубля 95 копеек, всего на сумму 485 рублей 25 копеек.
Истцом также представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 75-109, т.1).
Полагая, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, в связи с чем, плата за размещение отходов уплачивается только специализированными субъектами правоотношений, к которым ООО "РОССИТА ЛТД" не относится, общество со ссылкой на статью 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что ООО "РОССИТА ЛТД" не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности статьями 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), при этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Поскольку истцом заявлено требование о взыскании неосновательно сбереженной ответчиком суммы в порядке ст. 1102 ГК РФ, доказыванию подлежат факт сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для сбережения указанных средств ответчиком и их размер.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 16 закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка, установлено, что его положения распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Согласно статье 1 Закон N 89-ФЗ, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства.
Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимость оформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности предусмотрена статьей 9 Закона N 89-ФЗ, пунктом 30 части 1 статьи 11 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензия обязательна, если имеет место хотя бы один из вышеназванных видов деятельности, осуществляемый с отходами любых классов опасности. Порядок оформления лицензии введен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524, Приказом Ростехнадзора от 10.12.2007 N 848.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Следовательно, если материалами дела не подтверждено, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, то на него не возлагается обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, 01.04.2009 г. между МУП БКО "СпецАТХ", лицензия N 64М04/0033/Л от 12.04.2004 г., (Исполнитель) и ООО "РОССИТА ЛТД" (Заказчик) заключен Договор N 6715 на оказание услуг предприятиям, организациям и учреждениям по вывозу, приему и захоронению бытовых отходов, согласно которому Исполнитель оказывает услуги по вывозу, приему и утилизации (захоронения) бытовых отходов за исключением крупногабаритных отходов, строительного мусора) с территории и объектов (Заказчика) с последующим их складированием и захоронением на городском полигоне, а Заказчик принимает и оплачивает услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
Доводы ответчика, что он в соответствии с заключенным договором МУП БКО "СпецАТХ" не брало на себя обязательств по принятию отходов в собственность и уплате сбора за негативное воздействие на окружающую среду, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку заключение договоров на оказание услуг по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов, не предусматривающих оплату платы за негативное воздействие на окружающую среду, не означает, что бремя уплаты публично-правового обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически возлагается ООО "РОССИТА ЛТД"; при этом не имеет правового значения наличия права собственности на такие отходы, поскольку БКО "СпецАТХ" осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и по захоронению твердых бытовых отходов.
В представленном в материалы дела договоре стороны пришли к соглашению о том, что МУП БКО "СпецАТХ" оказывает услуги по вывозу, приему и утилизации (захоронения) бытовых отходов за исключением крупногабаритных отходов, строительного мусора) с территории и объектов (Заказчика) с последующим их складированием и захоронением на городском полигоне, в связи с чем, такой договор является договором о конечном размещении отходов производства и потребления.
В соответствии с частью 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В силу положений Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды по контролю негативного техногенного воздействия, обращения с отходами, а также функции в сфере государственной экологической экспертизы, в том числе и по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (с учетом внесенных в него изменений Постановлением Правительства от 13.09.2010 N 717) за Росприроднадзором закреплен источник доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов - плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, с 01.10.2010 Управление Росприроднадзора по Саратовской области является уполномоченным органом для принятия решения о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Данные выводы соответствуют правовой позиции ВАС РФ по аналогичным категориям споров (Определение ВАС РФ от 28.02.0213 N ВАС-2028/13)
Учитывая изложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 сентября 2013 года по делу N А57-6578/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6578/2013
Истец: ООО "Россита ЛТД"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Саратовской области
Третье лицо: МУП БКО "Спецавтохозяйство по уборке города"