г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2013 г. |
Дело N А21-5897/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фокина Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Лебедевой Ю.И. по доверенности от 15.10.2013 N 30.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22263/2013) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.09.2013 по делу N А21-5897/2013 (судья Генина С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аллегри" (236011, Калининград, ул. Батальная, д. 17а, ОГРН 1083905003192, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округ (191014, Санкт-Петербург, ул. Чехова, д. 6, лит. А, далее - Межрегиональное управление) по делу об административном правонарушении N 10-22/331 от 10.06.2013.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, решением от 12.09.2013 заявленное требование удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, Управление направило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просило решение от 12.09.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о наличии процессуальных нарушений при производстве по административному делу. Как считает Управление, административным органом приняты все необходимые и достаточные меры для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате и месте составления протокола: телеграмма, содержащая сведения о дате и времени составления протокола, направлена по юридическому адресу организации.
ООО "Аллегри" надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения дела, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате контроля по вопросу соблюдения требований по порядку представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - декларации) за 1 квартал 2013 года Управлением установлено, что ООО "Аллегри", осуществляющее закупку, хранение и поставки пива и пивных напитков, несвоевременно - 07.06.2013, представило в электронном виде декларацию об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложения N 8 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила).
Декларация об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 8 к Правилам обществом на бумажном носителе в контролирующий орган не направлялась.
Декларация об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 8 к Правилам в электронном виде за первый квартал 2013 года в информационный ресурс "База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - База данных деклараций) по состоянию на 11.04.2013 г. не представлена. Декларация об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N8 к Правилам) в Базу данных деклараций представлена 07.06.2013.
Полагая, что обществом нарушены требования статей 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"; пунктов 2,10, 15 Правил, Управление 03.06.2013 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении.
Постановлением от 10.06.2013 N 10-22/331 ООО "Аллегри" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде 30 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления представителя Межрегионального управления, приходит к следующим выводам.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Обязанность осуществлять учет и декларирование объема оборота этилового спирта установлена пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с пунктом 4 данной статьи Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме перевозки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 8.
В силу пункта 15 указанных Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Факт несвоевременного представления декларации установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции усмотрел нарушение Межрегиональным управлением процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся в ненадлежащем извещении общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии со статьями 25.4, 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется и дело об административном правонарушении рассматривается с участием законного представителя юридического лица или защитника (при рассмотрении дела), в отсутствие указанного лица протокол может быть составлен, а дело рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении этих лиц о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 28.05.2013 Межрегиональное управление направило в адрес общества (Калининград, ул. Батальная, 17а) телеграмму о необходимости явки законного представителя ООО "Аллегри" 03.06.2013 в 16 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении.
30.05.2013 в Управление поступило телеграфное уведомление о том, что указанная телеграмма не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является (л.д.59).
Полагая, что общество надлежащим образом уведомлено о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, Управление 03.06.2013 составило протокол в отсутствие представителя ООО "Аллегри".
Суд первой инстанции признал данный вывод административного органа ошибочным в связи со следующим.
Отношения между гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами (далее - пользователями) и операторами связи, оказывающими услуги телеграфной связи в сети связи общего пользования (далее - операторы связи) регулируются Правилами оказания услуг телеграфной связи, утвержденными Постановлением Правительства от 15.04.2005 N 222 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 62 Правил телеграммы, адресованные организациям и (или) должностным лицам, а также направляемые по адресу полевых почт, войсковых частей, морских и речных судов либо по месту временного нахождения граждан (общежития, дома отдыха, санатории, пансионаты, оздоровительные лагеря, больницы, коллективные садоводческие товарищества и т.п.), вручаются в пункте назначения лицу, уполномоченному на получение телеграмм для последующего вручения адресату, только при наличии договора между соответствующим юридическим лицом и оператором связи, осуществляющим доставку.
Вручение телеграмм должно осуществляться только под расписку с указанием даты и местного времени (пункт 63 Правил).
В силу пункта 66 Правил при невозможности доставки телеграммы по независящим от оператора связи причинам об этом извещается пункт подачи с указанием причины невручения телеграммы для последующего сообщения отправителю, если отправитель указал при подаче телеграммы свой адрес или телефон.
Таким образом, Правила оказания услуг телеграфной связи детально регламентируют обязанности операторов связи как пункта подачи телеграммы, так и пункта назначения.
Между тем, как обоснованно отметил суд первой инстанции, в названных Правилах отсутствует право оператора связи пункта назначения направлять получателю извещение о поступлении на его имя телеграммы. Напротив, оператор связи пункта назначения обязан доставить телеграмму по указанному в ней адресу. Также в Правилах оказания услуг телеграфной связи не предусмотрена обязанность получателя телеграммы являться по извещению в отделение связи для получения телеграммы.
При таких обстоятельствах довод подателя жалобы о надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении противоречит материалам дела и Правилам оказания услуг телеграфной связи.
Кроме того, судом обоснованно отмечено, что в уведомлении почты указано "квартира закрыта", в то время как из представленных в материалы дела документов следует, что общество располагается в нежилом здании по ул. Батальной 17а г. Калининграда.
Сведения об иных способах извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В рассматриваемом случае указанные выше обстоятельства, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствуют о лишении заявителя гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.
Нарушение административным органом положений статей 25.4, 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, носит существенный характер и является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа в силу части 2 статьи 211 АПК РФ.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции принял законный и обоснованный судебный акт об удовлетворении заявленных ООО "Аллегри" требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы Межрегионального управления у апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 сентября 2013 года по делу N А21-5897/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5897/2013
Истец: ООО "Аллегри"
Ответчик: МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО