город Воронеж |
|
3 декабря 2013 г. |
N А35-574/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 декабря 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Шибаева Е.В., представитель по доверенности от 29.10.2013, удостоверение;
от администрации Хомутовского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Хомутовского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 30.09.2013 по делу N А35-574/2013 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению администрации Хомутовского района Курской области (ОГРН 1054625013354) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Хомутовского района Курской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление Россельхознадзора, Управление, административный орган) N 1722/3 по делу об административном правонарушении от 13 декабря 2012 года.
Определением суда от 10.06.2013 производство по настоящему делу и по делу N А35-1078/2013 по заявлению Администрации к Управлению Россельхознадзора о признании незаконным и об отмене постановления N 1722/1 по делу об А35-574/2013 административном правонарушении от 13 декабря 2012 года, были объединены для совместного рассмотрения в рамках настоящего дела.
Решением от 30.09.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления N 1722/3 от 13.12.2012 признано незаконным и отменено; в удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части оставления без изменения постановления Управления от 13.12.2013 N 1722/1 полностью и прекратить производство по делу.
Администрация считает вывод судьи арбитражного суда области о том, что Администрация наделена полномочиями собственника в отношении земельного участка площадью 1,5 га ошибочным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления возражал против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области по настоящему делу только в обжалуемой части, поскольку представители лиц, участвующих в деле, возражений против пересмотра решения только в обжалуемой части не заявили.
Администрация в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие ее представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Земельный участок, расположенный в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, в районе третьего квартала сада к югу от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в границах кадастрового квартала 46:26:060803 относится к категории земель государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального Закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение указанным земельным участком осуществляет орган муниципального образования "Хомутовский район Курской области".
Между Администрацией и Фермерским хозяйством "Сапфир" заключен договор аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 01.02.2006 (т.2 л.д.16-18), в соответствии с которым Администрация предоставила, а Фермерское хозяйство "Сапфир" приняло в аренду следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:
а) площадью 31090000 (тридцать один миллион девяносто тысяч) кв.м. с кадастровым номером 46:26:06:060800:0002;
б) площадью 22441910,07 (двадцать два миллиона четыреста сорок одна тысяча девятьсот десять целых и сем сотых) кв.м. с кадастровым номером 44:26:060800:0007.
Общая площадь передаваемых в аренду земельных участков, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, составляет 53 531 910,07 кв.м. Земельные участки распложены в границах, указанных в кадастровых планах земельных участков (выписках из государственного земельного кадастра) от 06.07.2003 N 26-03/03-01-93 и от 30.01.2006 N 26-03/06-0008, прилагаемых к данному договору и являющихся его неотъемлемой частью.
Срок аренды земельных участков установлен на период с 01.02.2006 по 31.01.2055.
Договор аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 01.02.2006 зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Курской области 28 февраля 2006 года за номером 46-46-27/001/2006-049.
В соответствии с актом приема-передачи земельных участков от 01.02.2006 арендодатель передал арендатору следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для производства сельскохозяйственной продукции, расположенные по адресу: Курская область, Хомутовский район, Калиновский сельсовет, площадью 31090000 кв.м. с кадастровым номером 46:26:06:060800:0002 и площадью 22441910,07 кв.м. с кадастровым номером 44:26:060800:0007.
На основании сводного плана проверок на 2012 год Управлением Россельхознадзора издан приказ N 1722-ПК от 26.09.2012 о проведении в отношении Администрация плановой выездной проверки.
В ходе проведения выездной плановой проверки 20.11.2012 должностным лицом Управления Россельхознадзора на территории Хомутовского района Курской области на земельных участках земель сельскохозяйственного назначения кадастровых кварталов 46:26:060803, 46:26:060801, обнаружены места несанкционированных свалок отходов, о чем составлен протокол осмотра территории от 20.11.2012.
В ходе осмотра обнаружены следующие обстоятельства:
1. В районе третьего квартала сада к югу от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в трех метрах от автодороги, расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения, территория которой составляет 1,5 га, входящих в кадастровый квартал 46:26:060803, захламление порубочными остатками, сухостоем, бытовыми и промышленными отходами. Основу свалки составляет мусор бытовой (пластик, стекло, жесть), строительный мусор; на свалке также обнаружены биологические отходы - пищевые отходы и другие твердые бытовые отходы. Свалка расположена в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, в районе третьего квартала сада к югу от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в трех метрах от автодороги, в границах кадастрового квартала 46:26:060803; земли находятся в государственной собственности, свидетельство от 12.04.2012 года (далее то тексту - эпизод правонарушения N 1);
2. К востоку от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в 100 метрах от автодороги и 300 метрах от села Калиновка, расположен земельный участок, на котором складированы ветви спиленных деревьев, в саду на площади 1 га. Складирование расположено в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, к востоку от села Калиновка рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь в 100 метрах от автодороги и 350 метров от села Калиновка, в районе сада (далее по тексту - эпизод правонарушения N 2);
3. К востоку от села Калиновка, западу от пгт Хомутовка, в районе комплекса КРС обнаружено захламление порубочными остатками, сухостоем, бытовыми и промышленными отходами (шифер, стекло, пластик, ветви и пни деревьев), не убранные ветви и торчащие пеньки спиленных деревьев; не произведена рекультивация силосной траншеи наземного типа. Захламление расположено в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, к востоку от села Калиновка, западу от пгт. Хомутовка в районе комплекса КРС (далее по тексту - эпизод правонарушения N 3).
Данные обстоятельства отражены в протоколах осмотров от 20.11.2012 земельных участков сельскохозяйственного назначения в границах кадастрового квартала 46:26:060803 и 46:26:060801.
Главным специалистом ФГБУ ОРЦ Россельхознадзора 20.11.2012 в присутствии проверяющего государственного инспектора Фетисова А.В., двух понятых, осуществлен отбор проб с земельных участков, являющихся предметом проверки, о чем составлены протоколы отбора образцов N 1, 2, 3.
Установленные в рамках проведения проверки обстоятельства зафиксированы в акте проверки N 1722 от 23.11.2012, составленном должностным лицом Управления Россельхознадзора, при участии представителя Администрации.
Определением Управления ветеринарного и фитосанитарного надзора по Орловской и Курской областям от 20.11.2012 назначена экспертиза отобранных почвенных образцов с земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки.
Административным органом получено экспертное заключение ФГБУ "ОРЦ Россельхознадзора" от 28.11.2012, на основе протоколов испытаний N N 200, 201, 202 от 28.11.2012 отобранных почвенных образцов, согласно которому на осмотренных земельных участках выявлено превышение норм тяжелых металлов и бенз(а)пирена в почве:
медь (ПДК 3,0 мг/кг) в пробе N 806 - 27, 255 мг/кг; N 807 - 3,213 мг/кг; N 808 - 24,069 мг/к, N 809 - 9,57 мг/кг; N 810 - 21,08 мг/кг; N 818 - 277,00 мг/кг; N 819 - 7,28 мг/кг,
свинец (ПДК 6,0 мг/кг) в пробе N 806 - 39,97 мг/кг; N 807 - 2,78 мг/кг: N 808 - 67,95 мг/к, N 809 - 31,35 мг/кг; N 810 - 24,01 мг/кг; N 818 - 148,91 мг/кг; N 819 - 12,89 мг/кг,
цинк (ПДК 6,0 мг/кг) в пробе N 806 - 51,84 мг/кг; N 807 - 2,49 мг/кг: N 808 - 53,49 мг/кг; N 809 - 49,61 мг/кг; N 810 - 49,61 мг/кг; N 810 - 54,34 мг/кг; N 818 - 53,95 мг/кг; N 819 - 49,20 мг/кг
бенз(а)пирен (ПДК 0,02 мг/кг) в пробе N 806 - 0,142 мг/кг; N 808 - 0,04 мг/кг: N 809- 0,05, N 810 - 0,06 мг/кг; N 818 - 0,101 мг/кг.
С учетом установленных обстоятельств, полученных результатов экспертизы, административным органом сделан вывод о том, что Администрацией не приняты меры по организации мероприятий по охране окружающей среды на территории Хомутовского района, что привело к порче земель сельскохозяйственного назначения, не приняты меры к ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, в связи с чем, должностным лицом Управления Россельхознадзора 28.11.2012 в отношении Администрации составлены протокол N 1722/3 об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и N 1722/1 по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Должностным лицом Управления 07.12.2012 вынесены определения о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях N 1722/3 и 1722/1.
Должностным лицом Управления 13.12.2012 вынесено постановление N 1722/3 по делу об административном правонарушении, которым Администрация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в виде 30 000 руб. штрафа, а также постановление N 1722/1 по делу об административном правонарушении, которым Администрация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде 40 000 руб. штрафа,
Администрация не согласилась с постановлениями Управления N 1722/3 и N 1722/1 от 13.12.2012 по делу об административном правонарушении и обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Управления, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
При этом возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава деяния.
Принимая решение, арбитражный суд области руководствовался статьями 23.15, 29.7 КоАП РФ, пунктом 1 положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, частью 1 статьи 13, статьями 42, 77 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, пунктами 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принял во внимание пункт 3 статьи 4 Устава муниципального района "Хомутовский район" Курской области, утвержденного решением Представительного Собрания Хомутовского района Курской области N 12 от 03.12.2005, разъяснения, содержащиеся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N21 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Принимая во внимание, что Администрация не является непосредственным пользователем земельных участков с кадастровыми номерами 46:26:06:060800:0002 и 44:26:060800:0007 и в силу положений статьи 42 ЗК РФ не является лицом, ответственным за соблюдением правил землепользования, охрану земель в отношении этих участков, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация не является субъектом вменяемых административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ по вменяемым эпизодам N 2 и N 3, в отношении указанных земельных участков.
Вместе с тем, в отношении земельного участка, расположенного в границах Калиновского сельсовета Хомутовского района Курской области, в районе третьего квартала сада к югу от села Калиновка, рядом с автодорогой Хомутовка - Амонь, в трех метрах от автодороги, в границах кадастрового квартала 46:26:060803, судом установлено, что на момент проведения проверки государственная собственность в отношении указанного земельного участка не разграничена, иным пользователям или арендаторам указанный земельный участок не передавался, в силу чего в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального Закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение указанным земельным участком осуществляет орган муниципального образования "Хомутовский район Курской области".
Осуществляя распоряжение земельным участком, то есть, реализуя правомочия собственника земельного участка, отраженного в эпизоде N 1, Администрация обязана выполнять также и возложенные статьей 42 Земельного кодекса РФ обязанности.
Таким образом, на Администрацию как на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального района "Хомутовский район" Курской области.
Данные мероприятия, обязанность организации которых возложена на Администрацию, являются обязательными и относятся к мероприятиям по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, за невыполнение которых частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (в том числе, полигон).
Согласно пункту 4.17 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст), полигон захоронения отходов - ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
Следовательно, открытое размещение отходов вне мест специально оборудованных для захоронения и уничтожения, свидетельствует о непринятии администрацией организационных мер по предотвращению негативного воздействия на окружающую природную среду, ухудшающего качественное состояние земель.
Суд правомерно посчитал, что предпринятых Администрацией мер, в том числе - проведения месячника по благоустройству, утверждения программы, для надлежащей организации утилизации и переработки отходов на территории района было недостаточно, все необходимые меры к выполнению требований федерального законодательства об организации ликвидации и переработки отходов, заявителем приняты не были.
Событие и обстоятельства правонарушения по эпизоду N 1, вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждена материалами дела.
Обстоятельств, исключающих вину Администрации, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием к отмене вынесенного судебного акта.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и в обжалуемой части отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 30.09.2013 по делу N А35-574/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-574/2013
Истец: Администрация Хомутовского района, Администрация Хомутовского р-на Курской обл.
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, УФС по по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям
Третье лицо: ФХ "Сапфир" Бурухина В. А.