г. Пермь |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А50-12474/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующегоПолевщиковой С. Н.
судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от истца - ООО "Спринтер" не явился представитель,
от ответчика - Муниципального образования город Пермь в лице Департамента не явился представитель
третьи лица:
1) Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми - не явился представитель,
2) Муниципальное бюджетное учреждение "Городское управление транспорта" финансов администрации г. Перми не явился представитель,
не явился представитель
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Муниципального образования город Пермь в лице Департамента финансов администрации г. Перми
на решение арбитражного суда Пермского края от03 октября 2013 года по делу N А50-12474/2013
принятое судьей Дубовым А.В.
по искуООО "Спринтер"
кМО "Город Пермь" в лице Департамента финансов Администрации г. Перми
о взыскании убытков
установил:
ООО "Спринтер" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования города Перми в лице Департамента финансов администрации города Перми (далее - ответчик) за счет казны муниципального образования города Перми убытков в сумме 7 464 763,17 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от03 октября 2013 года исковые требования удовлетворены: с Муниципального образования город Пермь в лице Департамента финансов администрации города Перми за счет казны муниципального образования город Пермь в пользу индивидуального предпринимателя Окуловой Галины Рифовны взысканы убытки в сумме 7 464 763,17 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 603 23,82 руб.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Ответчик ссылается на то, что частичная выплата субсидии произведена правомерно, при этом департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми обоснованно применены данные из актов ЦДС при расчете оценки качества перевозки пассажиров, поскольку факт несоответствия параметров качества установлен и не оспаривается перевозчиком.
Ответчик полагает, что департамент финансов администрации г. Перми не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как главным распорядителем средств бюджета города Перми в части полномочий по расчету с перевозчиками является департамент дорог и транспорта администрации г. Перми.
Истец в письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывов на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей, что в порядкеп. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующим в деле, истец оказывал услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок г. Перми N 20 "Улица Генерала Панфилова-Центральный рынок" на основании договора N 17-2010 от 15.07.2010, заключенного с Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми.
В соответствии с п. 2.2.8. договора организатор пассажирских перевозок обязан перечислять перевозчику субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, города Перми.
Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения, утвержден Постановлением Администрации города Перми от 15.07.2009 N 443 в редакции Постановления Администрации г. Перми от 03.09.2009 N 577 (далее - Порядок).
Указанное постановление предусматривает два вида субсидий: возмещение затрат от перевозки отдельных категорий пассажиров и обязательную субсидию, предусмотренную договором.
По условиям договора организатор пассажирских перевозок обязан ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, перечислять перевозчику обязательной субсидии в размере 0 руб. за месяц при достижении 100% качества выполнения перевозок на маршруте в соответствии с Порядком предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения, утвержденным Постановлением администрации города.
Расчет величины возмещения затрат от перевозки отдельных категорий пассажиров на маршруте по виду проездного документа производится по форме согласно приложению N 3 к Порядку исходя из установленного тарифа на перевозку пассажиров на маршруте, количества проданных проездных документов, стоимости проездных документов, количества поездок по видам проездных документов по формуле, указанной в п. 3.1.4 Порядка.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.10.2011 года по делу N А50-15152/2011 пункты 3.1.1, 3.1.2 (абзац 1) и3.1.3 Постановления Администрации города Перми от 15.07.2009 N 443, в части применения при расчете размера субсидий: отчета об оценке качества; уровня качества оказываемых услуг населению по перевозке пассажиров; коэффициента оценки качества "%К", признаны недействующими, как несоответствующие Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданскомукодексу Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 3.2.22 договора предусмотрена обязанность истца ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, перечислять в бюджет города Перми плату за право заключение договоров на осуществление пассажирских перевозок на маршруте, что составляет 2 703 428 руб.
Решением Пермской городской Думы от 29.06.2006 N 138 утверждено Положение, которое регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования и устанавливает основные принципы организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории г. Перми (далее - Положение).
Пунктами 4.3, 4.4 Положения установлено, что за право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок г. Перми в бюджет г. Перми взимается плата, размер которой определяется по результатам проведения торгов, начальный размер платы в бюджет г. Перми за право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок г. Перми определяется порядком проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2010 по делу N А50-22144/2010 пункты 4.3, 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок признано недействующим, как не соответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Поскольку применение при расчете субсидий показателя качества оказываемых услуг было установлено упомянутым Постановлением администрации г. Перми незаконно, как незаконно и установлена Решением Пермской городской Думы плата за заключение договора на осуществление пассажирских перевозок, истец считает, что он понес убытки в сумме 7 464 763,17 руб. в виде недополученных субсидий, которые просит взыскать с Муниципального образования город Пермь.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта причинения убытков, их размера, виновного характера действий органа местного самоуправления по принятию несоответствующего закону нормативного правового акта, а также причинно-следственной связи между этими действиями и возникшими убытками.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков.
Согласност. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие вреда, неправомерность действий причинителя вреда, причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
Постановлением администрации города Перми от 15.07.2009 N 443 (в ред. от 03.09.2009) утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения (далее - Порядок).
Вп. 3.1.1 указанного Порядка установлено, что при определении размеров субсидий используются следующие отчетные данные: отчет муниципального учреждения "Горпассажиртранс" об удельном весе поездок отдельных категорий пассажиров, использующих проездные документы, по маршрутам за месяц, отчет муниципального учреждения "Горпассажиртранс" о количестве проданных проездных документов по видам, отчет муниципального учреждения "Горпассажиртранс" о выполнении транспортной работы на поселенческих маршрутах городского сообщения города Перми.
Размер субсидий, подлежащих перечислению истцу, рассчитывался по формуле, установленнойп. 3.1.3 указанного Порядка, одной из составляющих которой являлся процент качества, изменяющийся в пределах от 0 до 100 в зависимости от оценки качества перевозки, выполняемой организатором пассажирских перевозок в соответствии спорядком оценки качества перевозки.
Согласноп. 6 Приложения N 2 к Порядку факт несоответствия параметра качества подтверждался данными ЦДС, актами должностных лиц организатора пассажирских перевозок и должностных лиц муниципального учреждения "Горпассажиртранс" и т.д., позволяющими с достоверностью установить факт несоответствия. Расчет процента качества оформлялся по форме согласно приложению N 2 к Порядку оценки качества и определялся исходя из значения оценки качества перевозки:
- если значение оценки качества перевозки на маршруте было больше либо равно 0,90, то процент качества равен 0 (ноль) процентов,
- если значение оценки качества перевозки на маршруте было меньше либо равно 0,35, то процент качества равен 100 (сто) процентов,
- если значение оценки качества перевозки на маршруте было меньше 0,90 и больше 0,35, то процент качества рассчитывался по формуле:
%К = (0,9 - ОК) x 100 / 55 x 100%, где %К - процент качества перевозки на маршруте, ОК - оценка качества перевозки на маршруте.
Вступившим в законную силурешением Арбитражного суда Пермского края от 25.10.2011 по делу N А50-15152/2011 пункты 3.1.1, 3.1.2 (абзац 1), 3.1.3 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета города Перми перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения, утвержденного Постановлением администрации города Перми от 15.07.2009 N 443, в части применения при расчете размера субсидий отчета об оценке качества; уровня качества оказываемых услуг населению по перевозке пассажиров; коэффициента оценки качества "%К" признаны недействующими, как несоответствующие Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданскомукодексу Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что за период с июля 2010 по март 2011 года перевозчик осуществлял перевозку пассажиров по маршруту N 20.
Условиями п. 2.2.7 договора на осуществление пассажирских перевозок предусмотрена обязанность организатора пассажирских перевозок по ежемесячному (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным) перечислению перевозчику обязательной субсидии в размере 0 руб. при достижении 100% качества выполнения перевозок на маршруте в соответствии сПорядком предоставления субсидий.
Между тем, поскольку применение при расчете размера субсидий отчета об оценке качества; уровня качества оказываемых услуг населению по перевозке пассажиров; коэффициента оценки качества "%К" вступившим в законную силу решением арбитражного суда признано не соответствующим Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданскомукодексу Российской Федерации, постольку выплата перевозчику субсидии не в полном объеме, предусмотренном договорами на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а с учетом качества оценки перевозки пассажиров, является неправомерной.
Кроме того, решением Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2010 г. по делу N А50-22144/2010 установлена незаконность установления платы за право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок г. Перми.
Расчет убытков произведен перевозчиком исходя из размера величины возмещения затрат от перевозки отдельных категорий пассажиров по видам проездного документа (учащиеся учреждений высшего и среднего специального образования, учащиеся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования, жители г. Перми, имеющие право на трудовую пенсию по старости), умноженного на удельный вес количества поездок, совершенных отдельными категориями пассажиров, количество отработанных дней (по данным МБУ "Горпассажиртранс") и процент качества, принимаемый за 100%, за вычетом фактически перечисленной суммы субсидии.
Расчет убытков проверен судом первой инстанции, обоснованно признан правильным, оснований для непринятия расчета у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, на основаниист. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные обществом требования о взыскании с муниципального образования "город Пермь" убытков в сумме 7 464 763,17 руб.
В силу вышеизложенного, приведенные Департаментом финансов администрации г. Перми в апелляционной жалобе доводы о правомерности отказа выплаты субсидии в связи с ненадлежащим выполнением перевозчиком договорных обязательств, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Ссылка ответчика на то, что Департамент финансов является ненадлежащим ответчиком по делу, апелляционным судом не принимается.
В соответствии сост. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии сп. 3 ст. 125 названного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласноп. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями органов местного самоуправления, от имени муниципального образования выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Установив, что в рассматриваемом случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования все принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по возмещению возникших убытков за счет казны муниципального образования "город Пермь" на Департамент финансов администрации г. Перми, который является главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим реализацию вопросов местного значения в сфере финансов, организацию исполнения бюджета муниципального образования и контроль за расходованием средств бюджета.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силустатьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя, который от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от03 октября 2013 года по делу N А50-12474/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.Н.Полевщикова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12474/2013
Истец: ООО "Спринтер"
Ответчик: МО "Город Пермь" в лице Департамента финансов Администрации г. Перми
Третье лицо: Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, МБУ "Городское управление транспорта