г. Пермь |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А71-3721/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующегоСавельевой Н. М.
судей Васевой Е.Е., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от истца Общества с ограниченной ответственностью "Надежда" (ОГРН 1051800013737, ИНН 1807902030) - не явились,
от ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН 1021801656854, ИНН 1835016228) - не явились,
от третьего лица Министерство финансов Удмуртской Республики - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, третьего лица Министерства финансов Удмуртской Республики
на решение арбитражного суда Удмуртской Республики
от07 октября 2013 года
по делу N А71-3721/2013
принятое судьей С.Ю. Бакулевой
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Надежда"
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики третье лицо: Министерство финансов Удмуртской Республики
о взыскании 97813 руб. 50 коп. долга,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Надежда" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 97 813 руб. 50 коп.
В качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.10.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик и третье лицо обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В своих апелляционных жалобах ответчик и третье лицо указывают на то, что п.3.1 ст. 26.3 Закона устанавливает право, а не обязанность органов государственной власти применять региональные программы в целях реализации своих полномочий, следовательно, субсидии не являются безусловной гарантией выплат в пользу юридических лиц; размер убытков не доказан; ООО "Надежда" не обжаловало действия, бездействия Министерства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренномст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании Положения о предоставлении субсидий и единовременных выплат в рамках реализации мероприятий отдельных республиканских и ведомственных целевых программ, утвержденное Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.04.2011 N 83, в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 05.03.2012 N 78 истец обратился в уполномоченный орган для получения субсидии на молоко за 3 квартал 2012 года, что по справке-расчету (л.д.14) составляет 97 813 руб. 50 коп.
Субсидия на молоко за 3 квартал истцу не выплачена.
Письмом исх. N 02/8-1139 от 28.03.2013 (л.д. 15) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики сообщил об отмене действия Положения о предоставлении субсидий и единовременных выплат в рамках реализации мероприятий отдельных республиканских и ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.04.2011 N 83.
Указанные обстоятельство послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что неправомерные действия ответчика повлекли причинение истцу убытков, в виде непредставлении субсидии на молоко за 3 квартал 2012 года в сумме 97 813 руб. 50 коп.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что п.3.1 ст. 26.3 Закона устанавливает право, а не обязанность органов государственной власти применять региональные программы в целях реализации своих полномочий, следовательно, субсидии не являются безусловной гарантией выплат в пользу юридических лиц; размер убытков не доказан; ООО "Надежда" не обжаловало действия, бездействия Министерства.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения, понесло убытки, то есть те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения. По смыслу названной нормы лицо, требующее возмещение убытков должно доказать следующий состав: противоправность действий ответчика; вину причинителя вреда; наличие причинной связи между действиями ответчика и понесенными убытками; размер убытков.
Взыскание убытков возможно при совокупности и доказанности всех приведенных элементов.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.04.2011 N 83, в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 05.03.2012 N 78 утверждено Положение о предоставлении субсидий и единовременных выплат в рамках реализации мероприятий отдельных республиканских и ведомственных целевых программ (далее Положение).
Указанное Положение определяет условия и порядок предоставления субсидий и единовременных выплат в целях реализации республиканских и ведомственных целевых программ, в том числе Республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2009 - 2012 годы".
В рамках реализации мероприятий республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2009 - 2012 годы" право на получение субсидии на производство молока (далее - субсидия на молоко) имеют сельскохозяйственные товаро-производители, сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, организации по племенному животноводству, граждане, ведущим личное подсобное хозяйство (п. 40 Положения).
В соответствии с п. 41 Положения субсидия на молоко предоставляется на произведенное и реализованное и (или) переработанное молоко в октябре - декабре предыдущего года: при условии увеличения поголовья коров не менее чем на 5 процентов на 1 января текущего года к уровню 1 января предыдущего года - по ставке 1 500 рублей на тонну; при условии сохранения поголовья коров на 1 января текущего года к уровню 1 января предыдущего года - по ставке 1000 рублей на тонну; при условии снижения поголовья коров на 1 января текущего года к уровню 1 января предыдущего года - по ставке 500 рублей на тонну.
Субсидия на молоко начисляется на реализованный сельскохозяйственными товаропроизводителями, сельскохозяйственными организациями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в физической массе объем произведенного и реализованного ими молока в октябре - декабре предыдущего года и январе - сентябре текущего года (п. 42 Положения).
Субсидия на молоко сельскохозяйственным товаропроизводителям, сельскохозяйственным организациям, организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим производство и переработку молока, начисляется на объем произведенного и реализованного ими в октябре - декабре предыдущего года и январе - сентябре текущего года молока, направленного на переработку и (или) реализацию (п. 43 Положения).
Согласно п. 44 Положения субсидия на молоко предоставляется сельскохо-зяйственным товаропроизводителям, сельскохозяйственным организациям, организациям крестьянским (фермерским) хозяйствам, в соответствии с приказом Министерства на основании заявления о предоставлении субсидии и прилагаемых к нему следующих документов, представляемых в Министерство: копий приемных квитанций и (или) товарных накладных; копии сведений по форме федерального государственного статистического наблюдения N П-1(СХ) или N 3-фермер за предыдущий и (или) текущий финансовые годы с отметкой территориальных органов Росстата; справки-расчета субсидии на молоко по форме согласно приложению 16 к настоящему Положению.
Представление в Министерство документов, указанных в пункте 44 настоящего Положения, осуществляется в следующие сроки: на молоко, произведенное и реализованное и (или) переработанное в январе - июне текущего года, - до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; на молоко, произведенное и реализованное и (или) переработанное в июле - сентябре текущего года - до 20 декабря текущего года.
Судом первой инстанции установлено, и не оспаривается ответчиком, что истцом соблюдены требования, предъявляемые п. 3 Положения для предоставления субсидий, необходимые документы представлены истцом своевременно и в полном объеме.
Факт своевременности предоставления пакета документов для предоставления субсидии на молоко, подтверждён и письмом исх. N 02/8-1139 от 28.03.2013 Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (л.д. 15) из которого следует, что пакет документов ООО Надежда" на получение субсидии на молоко был принят 10 октября 2012 года. Однако в результате транзакции при электронной регистрации был не учтен, следствием чего явилось непредставление субсидии на молоко за 3 квартал 2012 года. Заявлений о факте непредставления субсидий от ООО "Надежда" в 2012 году не поступало.
Доказательств принятия решения о выделении субсидии или исполнения обязательств, принятых по Положению о предоставлении субсидий и единовременных выплат в рамках реализации мероприятий отдельных республиканских и ведомственных целевых программ, утвержденная Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.04.2011 N 83, в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 05.03.2012 N 78, ответчиком не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая, что обязанность по предоставлению спорной субсидии прямо предусмотрена Положением о предоставлении субсидий и единовременных выплат в рамках реализации мероприятий отдельных республиканских и ведомственных целевых программ, утвержденная Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.04.2011 N 83, в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 05.03.2012 N 78, пришел к правомерному выводу о том, что неправомерные действия ответчика повлекли причинение истцу убытков, в виде непредставлении субсидии на молоко за 3 квартал 2012 года в сумме 97 813 руб. 50 коп.
Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что ООО "Надежда" не обжаловало действия, бездействия Министерства как органа исполнительной власти в течение трех месяцев со дня, когда истцу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку незаконность бездействия Министерств подлежит установлению в рамках спора о взыскании убытков.
Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что п.3.1 ст. 26.3 Закона устанавливает право, а не обязанность органов государственной власти применять региональные программы в целях реализации своих полномочий, следовательно, субсидии не являются безусловной гарантией выплат в пользу юридических лиц, не принимается, так как обязанность по распределению субсидий по конкретным получателям возложена на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по осуществлению государственной поддержки, то есть на Министерство. Неправомерное исключение истца из предприятий, обладающих правом на получении субсидии, привело к возникновению у истца убытков.
Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что размер убытков не доказан, отклоняется, как не подтвержденный материалами дела. Контррасчет размера субсидии, определенной истцом, ответчиком и третьим лицом не представлен.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от07 октября 2013 года по делу N А71-3721/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-3721/2013
Истец: ООО "Надежда"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР
Третье лицо: Министерство финансов Удмуртской Республики