город Ростов-на-Дону |
|
10 декабря 2013 г. |
дело N А53-10559/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевым А.В.,
при участии:
от заявителей: представители не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 29.08.2013 Моргунова Ю.В.;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2013 по делу N А53-10559/2013, принятое судьёй Чернышевой И.В., по заявлению государственного унитарного предприятия Ростовской области "Ростовское дорожное предприятие ремонтно-строительное управление"; муниципального казенного учреждения города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Константа-К"; Правительства Ростовской области; открытого акционерного общества "Единая электронная торговая площадка"; общества с ограниченной ответственностью "Строй-Стандарт", ООО "Ростовское ДСУ", о признании незаконными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Ростовское дорожное предприятие ремонтно-строительное управление" ( далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС, антимонопольный орган) 15.05.2013 и предписания от 15.05. 2013 N 414/03, вынесенного по делам N 910/3, N 940/3 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Дело N А53- 10559/2013 принято к производству судьей Чернышевой И.В.
Муниципальное казенное учреждение города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - учреждение "УЖКХ" ) также обратилось в арбитражный суд с аналогичными требованиями.
Дело А5301056/ 2013 принято к производству судьей Паутовой Л.Н.
Определением арбитражного суда от 25.06.2013 дела N А53-10559/2013 и N А53-10561/2013 объединены в одно производство судьей Чернышевой И.В. с присвоением единого номера А52-10559/2013.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2013 оспариваемые решение и предписание признаны недействительными.
Судебный акт мотивирован тем, что возможность подачи заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в связи с внесенными изменениями возникла у участников размещения заказа с 10 часов 46 минут 11.04.2013 до 09:00 часов 26.04.2013, то есть фактически за 15 полных календарных дней, не учитывая 01:46 минут, что никоим образом не могло нарушить права потенциальных участников размещения заказа, так как вышеуказанной разницы во времени не хватило бы для подготовки заявки на участие. Кроме того, с 11.04.2013 у потенциальных участников размещения заказа было достаточно времени для подачи заявок на участие. Подтверждением данного факта является то, что пять участников размещения заказа смогли реализовать свое право и подали заявки на участие в аукционе в сроки, определенные в документации. Жалоб о том, что кто-либо из лиц, желавших принять участие в аукционе, не успел подать заявки, не имеется. Таким образом, УФАС по Ростовской области не предоставило доказательств того, что в результате вышеуказанных действий заказчика права потенциальных участников аукциона были нарушены.
Заявки участников размещения заказа N 1, 2 полностью соответствовали требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, и комиссия не имела законных оснований для их отклонения. Участники размещения заказа N 1 и 2 в своих заявках предоставили все сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов. Предложенные в заявках участников размещения заказа материалы полностью соответствуют проекту и требованиям документации об аукционе.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просит решение отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что заказчик сократил срок на подачу заявок на участие в открытом аукционе; заявки участников размещения заказа не соответствуют требованиям документации об аукционе.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителей и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в Ростовское УФАС поступили жалобы участников размещения заказа ООО "Ростовское ДСУ" и ООО "Строй-Стандарт", в которых указано на нарушение комиссией заказчика действующего законодательства, выразившееся в незаконном отказе в допуске к участию в торгах.
В ходе проверки доводов, изложенных в данных обращениях, комиссией антимонопольного органа установлено, что 06.03.2013 на официальном сайте Российской Федерации www/zakupki.gov/ru ЭТП ОАО N Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0858300001813000021.
Согласно извещению в редакции N 5 от 11.04.2013 начальная (максимальная) цена контракта составляет 88 402 010, 00 рублей, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени) 26.04.2013, 09-00 часов.
Извещение об изменении при проведении спорного аукциона опубликовано на сайте 11.04.2013.
В этой связи антимонопольный орган пришел к выводу о том, что днем окончания подачи заявок следует считать 26.04.2013, 09-00, следовательно, заказчик нарушил право потенциальных участников размещения заказа на подачу заявки за 15 полных дней, что является нарушение части 7 статьи 41.7 закона N 94-ФЗ.
Кроме того, антимонопольный орган пришел к выводу, что комиссия заказчика необоснованно допустила к участию в аукционе участников, заявки которых не соответствовали требованиям аукционной документации, техническому заданию, а именно: комиссия допустила к участию в открытом аукционе в электронной форме участников размещения заказа, подавших заявки N 1, 2, в которых были предложены следующие материалы:
С410-0001 Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка I, тип А т. - 5367,4148;
С410-0002 Асфальтобетонные смеси дорожные, (горячие для плотного асфальтобетона мелкозернистые,), марка I, тип Б т. 5367,4148;
С410-0022 Асфальтобетонные смеси дорожные, (горячие для пористого асфальтобетона щебеночные), марка II т. 5139,60525;
С410-0022 Асфальтобетонные смеси дорожные, (горячие для пористого асфальтобетона щебеночные), марка II т. 2578,13712;
тогда как согласно локальной смете N 02-20 Заказчиком запрашивались:
С410-0001 Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка I, тип А;
С410-0002 Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелкозернистые ) марка I, тип Б;
С410-0022 Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для пористого асфальтобетона щебеночные и гравийные), марка II;
С410-0022 Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для пористого асфальтобетона щебеночные и гравийные), марка II.
Признавая в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 4 статьи 41.9 закона, комиссия Ростовского УКФАС 15.05. 2013 вынесла решение, которым жалобы были признаны обоснованными, заказчик - нарушившим часть 7 статьи 41.7 Закона, а комиссия заказчика - нарушившей часть 4 статьи 41.9 Закона, с выдачей предписания об аннулировании аукциона.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, заявители по настоящему делу обратились в арбитражный суд с требованиями о признании данных актов недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусмотрено, что при размещении заказа путем проведения торгов (открытого аукциона) устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа об их соответствии требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. Частью 4 данной статьи определено, что кроме указанных в части 1 - 3 названной статьи требований Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно части 1 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме. При этом законодатель запрещает требовать от участника размещения заказа документы и сведения, не предусмотренные частями 4 и 6 статьи 41.8 (часть 7 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии со статьей 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона (часть 1); документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: - требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться (пункт 1 части 4).
Согласно позиции антимонопольного органа, заказчиком неправомерно приняты заявки участников, не соответствующих требованиям аукционной документации в части технических характеристик товара.
Между тем, участники размещения заказа предложили к поставке товар с характеристиками, удовлетворяющими требованиям аукционной документации. По данным характеристикам заявки участников признаны соответствующими документации об аукционе. Заявки участников размещения заказа N 1, 2 полностью соответствовали требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, и комиссия не имела законных оснований для их отклонения.
Так, в соответствии с положениями инструкции: "В случае, если в технической части документации имеются разночтения между характеристиками используемого при выполнении работ товара указанными в смете и в проекте, при составлении первой части заявки следует принимать значения, установленные в проекте.
В данном случае, относительно применяемых асфальтобетонных смесей это даже не разночтение, а конкретизация необходимого для использования материала, поскольку в смете указаны только общие расценки согласно нормативам. Вместе с тем, проектировщиком при составлении сметы N 02-02 были применены расценки, определённые ФССЦ для смесей асфальтобетонных, предусмотренных непосредственно проектом.
Так, в п. 2.7 "Дорожная одежда" пояснительной записки проекта (4. Пояснительная записка, Приложение к Техническому заданию Том 1 ПЗ, с. 12) размещённой в составе документации об аукционе на официальном сайте в сети интернет www.zakupki.gov.ru (скриншот прилагается), электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru, проектировщиком прямо указано: Устройство нижнего слоя покрытия из горячей пористой крупнозернистой асфальтобетонной смеси II марки толщиной 6 см; Устройство верхнего слоя покрытия из горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси I марки типа Б толщиной 4 см.
При этом применение иной асфальтобетонной смеси (к примеру, теплой) проектом не предусмотрено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь нормами законодательства, комиссия правомерно допустила к участию в открытом аукционе в электронной форме участников размещения заказа, подавших заявки N N 1, 2.
Управление также вменяет в вину аукционной комиссии нарушение ч. 5 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 41.5 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Изменение предмета открытого аукциона в электронной форме не допускается. В течение одного дня со дня принятия такого решения заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают указанные изменения на официальном сайте. При этом срок подачи заявок на участие в открытом аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в извещение о проведении открытого аукциона до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно извещению в редакции N 5 от 11.04.2013 дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени) 26.04.2013, 09-00 часов.
Извещение об изменении при проведении спорного аукциона опубликовано на сайте 11.04.2013.
В этой связи антимонопольный орган пришел к выводу о том, что днем окончания подачи заявок следует считать 26.04.2013, 09-00, следовательно, заказчик нарушил право потенциальных участников размещения заказа на подачу заявки за 15 полных дней, что является нарушение части 7 статьи 41.7 закона N 94-ФЗ.
Между тем, доказательств нарушения прав потенциальных участников аукциона антимонопольным органом не представлено.
Частью 1 статьи 57 Закона N 94-ФЗ установлен порядок обжалования действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Согласно данной норме любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 данного Закона, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.
Нарушение порядка проведения аукциона не может являться основанием для признания аукциона недействительным по заявлению лица, чьи имущественные права и интересы данным нарушением не затрагиваются.
При этом суду не представлено доказательств того, что чья-либо заявка не была принята в связи с истечением срока на её подачу, а также того, что в случае, если бы потенциальные участники аукциона имели 15 полных дней с момента опубликования заявки, кто-то из числа лиц, не обратившихся с заявкой, смог бы подать заявку, однако не смог этого сделать в связи с вышеуказанным нарушением.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2013 по делу N А53-10559/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10559/2013
Истец: ГУП Ростовской области "Ростовское дорожное предприятие ремонтно-строительное управление", МКУ г. Новошахтинска "УЖКХ", муниципальное казенное учреждение города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
Третье лицо: МКУ г. Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства", Муниципальное казенное учреждение города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства", ОАО "Единая электронная торговая площадка", ОАР "Единая электронная торговая площадка", ООО "Констаната-К", ООО "КОНСТАНТА-К", ООО "Ростовский ДСУ", ООО "Ростовское ДСУ", ООО "Строй-Стандарт", ООО "КОНСТАНТА-К", ООО "Ростовское ДСУ", ООО "Строй-Стандарт", Правительство Ростовской области