Заключение Комитета по финансовому рынку Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 1 апреля 2008 г. N 8/3
по проекту федерального закона N 4221-5 "О кооперации в Российской Федерации"
Рассмотрев проект федерального закона N 4221-5 "О кооперации в Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым и О.К. Шурдумовым, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Целями законопроекта являются унификация правовых основ создания, реорганизации и ликвидации всех видов и форм кооперативов и их объединений, а также определение единых начал осуществления кооперативами своей деятельности. При этом авторами законопроекта не поясняется, какими потребностями практики вызвана необходимость регулирования в одном законодательном акте правового статуса и основ деятельности кооперативов, основанных на различной правовой природе общественных отношений (коммерческих и некоммерческих) и созданных для осуществления различных видов деятельности (производственной, потребительской, кредитной, жилищно-накопительной).
Вместе с тем вопрос о целесообразности принятия единого для всех существующих разновидностей кооперативов закона вызывает серьезные сомнения. В настоящее время правовое положение производственных и потребительских кооперативов регулируется статьями 107-112 и 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые определяют сущностные черты этой организационно-правовой формы юридических лиц.
Вместе с тем к кооперативам как к юридическим лицам применимы и содержащиеся в главе 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о юридических лицах, касающиеся государственной регистрации юридических лиц, содержания их учредительных документов, их представительств и филиалов, порядка реорганизации и ликвидации. Кроме того, особенности создания и деятельности отдельных видов кооперативов закреплены в специальных законах - Законе Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральном законе от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральном законе от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральном законе от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федеральном законе от 7 августа 2001 года N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан", Федеральном законе от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", Жилищном кодексе Российской Федерации (глава 11 которого посвящена организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов) - то есть в настоящее время правовое положение кооперативов различных видов и порядок осуществления ими деятельности детально урегулированы на уровне федеральных законов. В случае образования новых видов кооперативов их деятельность будет регулироваться уже упомянутыми нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о кооперативах и о юридических лицах.
Таким образом, на фоне существующего массива законодательства вопрос о необходимости принятия общего закона о кооперации представляется надуманным. При этом содержание проекта федерального закона представляет собой компиляцию общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах, о кооперативах, а также норм вышеперечисленных специальных законов, которые продублированы и приведены в их общем значении. Другие нормы проекта носят декларативный либо отсылочный характер. Согласно части 2 статьи 3 законопроекта "особенности правового положения отдельных видов кооперативов, их объединений, права и обязанности членов кооперативов, их объединений определяются законами о соответствующих видах кооперативов", т.е. любые общие нормы могут быть изменены специальными законами, в связи с чем возникает вопрос о необходимости таких общих норм.
В связи с изложенным полагаем, что концепция законопроекта не может быть одобрена, поскольку носит умозрительный характер и не базируется на реальных потребностях гражданского оборота.
Кроме того, по содержанию законопроекта имеются существенные замечания.
Согласно статье 2 законопроекта к законодательству о кооперативах помимо Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов относятся законы субъектов Российской Федерации. Вместе с тем определение правового положения субъектов гражданского оборота относится к сфере регулирования гражданского законодательства, которое в силу пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации и субъекты Российской Федерации не обладают какими-либо полномочиями в этой сфере.
Согласно статье 55 проекта законы об отдельных видах кооперативов подлежат приведению в соответствие с проектируемым актом в течение года. В данной части проект противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 5 ноября 1999 года N 182-О, согласно которой ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. В этой связи подобная норма в проекте содержаться не может, а указанная проблема должна решаться только внесением изменений в конкретные федеральные законы.
Определение кооператива, содержащееся в статье 1 проекта, может привести к созданию кооперативов исключительно юридическими лицами, что не соответствует природе такого объединения и противоречит пункту 1 статьи 107 и пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопреки цели законопроекта - установить общие нормы для всех кооперативов - отдельные его положения могут быть применимы только к отдельным видам кооперативов. Например, единственным собирательным термином, который может относиться к любому кооперативу и содержаться в его наименовании, является термин "кооператив", все иные перечисленные в части 2 статьи 10 проекта слова и словосочетания могут относиться только к отдельным видам кооперативов. Положения главы 7 проекта, посвященной трудовым отношениям в кооперативе, актуальны исключительно для производственных кооперативов и не имеют значения для потребительских кооперативов, подавляющее большинство членов которых не принимают личного трудового участия в их деятельности.
Статья 14 проекта устанавливает порядок ликвидации кооператива. При этом согласно части 4 названной статьи основания для признания судом кооператива несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого кооператива и очередность удовлетворения требований кредиторов помимо Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определяются также Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Вместе с тем последний из названных федеральных законов к кооперативам применяться не может, поскольку кредитные организации создаются в форме хозяйственных обществ.
Существуют и иные замечания по законопроекту.
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует проект федерального закона N 4221-5 "О кооперации в Российской Федерации, внесенный членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым и О.К. Шурдумовым, к отклонению как концептуально неприемлемый.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.