г. Томск |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А27-10120/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Колупаевой Л.А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Володкина Т.М. по доверенности от 06.12.2013 года (сроком на 1 год), Борисов Ю.И., директор, решение от 17.08.2011 года,
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 11 октября 2013 года по делу N А27-10120/2013 (судья В.Я. Драпезо)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Производственной компании "Велес" (ОГРН 1114230002424, ИНН 4230000852) Кемеровская область, г. Юрга
к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области, г. Кемерово
об оспаривании постановлений от 09.07.2013 года N 13АПН/13/13 и N 13АПН/13/13-2 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Производственная компания "Велес" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями о признании незаконными постановлений Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо, административный орган) от 09.07.2013 года N 13АПН/13/13 и N 13АПН/13/13-2 года о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11 октября 2013 года постановление Департамента от 09.07.2013 года N 13АПН/13/13 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ в размере 100 000 руб. признано незаконным и отменено. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 октября 2013 года в части удовлетворенных требований заявителя отменить и принять новый судебный акт о полном отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы арбитражного суда об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ являются необоснованными и противоречат материалам дела.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Общество в материалы дела отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представило; в судебном заседании представители заявителя возражали против доводов жалобы административного органа, полагая решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, при этом пояснив, что согласны с выводами арбитражного суда о законности постановления N 13АПН/13/13-2 от 09.07.2013 года.
Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области, участвующий в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 октября 2013 года в обжалуемой части подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.04.2013 года в адрес Департамента из Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило для рассмотрения по существу обращение Майоровой Н. И., содержащее доводы о нарушении законодательства об отходах производства ООО "Велес" по адресу: г. Юрга, ул. Шоссейная, 52Б.
12.04.2013 года административным органом проведено выездное рассмотрение обстоятельств, изложенных в обращении в присутствии родственника заявительницы - сына Майорова Р.С.
При выездном рассмотрении обращения по адресу: г. Юрга, ул. Шоссейная, 52Б, - Департаментом установлено, что по данному адресу расположено ООО ПК "Велес" (директор Борисов Ю.И.), что зафиксировано отчетом об осмотре от 12.04.2013 года.
Указанный отчет подписан ведущим специалистом управления государственного контроля Департамента Саломатовой А.С., а также присутствовавшими при осмотре директором Общества Борисовым Ю.И. и Майоровым Р.С.
Посчитав по результатам проведенного осмотра, что отходы на земельном участке по адресу: г. Юрга, ул. Шоссейная, 52Б, образованы в результате производственной деятельности ООО ПК "Велес", должностное лицо Департамента уведомило Общество о составлении 30.04.2013 года в отношении него протокола об административном правонарушении, которое направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу (местонахождению) юридического лица: г. Юрга, ул. Шоссейная, 52Б, полученным согласно уведомлению о вручении 22.04.2013 года.
В указанное в уведомлении время протокол об административном правонарушении в отношении ООО ПК "Велес" за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, составлен должностным лицом Департамента в присутствии законного представителя Общества, которому были разъяснены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, предоставлено право дать пояснения, вручена копия протокола.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении Общества по статье 8.2 КоАП РФ должностным лицом Департамента непосредственно обнаружено административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.5 КоАП РФ, выразившееся в непредставлении заявителем отчетности в установленном порядке в установленные сроки.
В соответствии с КоАП РФ о времени и месте составления протокола об указанном административном правонарушении законный представитель Общества уведомлен посредством заказного почтового отправления от 30.05.2013 года, полученного законным представителем лично 31.05.2013 года.
Протокол об административном правонарушении в отношении Общества за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, составлен 09.07.2013 года в присутствии законного представителя заявителя.
09.07.2013 года в присутствии директора Общества ООО ПК "Велес" - Борисова Ю.И. Департаментом рассмотрены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.2 и 8.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления N 13АПН/13/13 и N 13АПН/13/13-2 о назначении административного наказания, наложен административный штраф в сумме 100 000 руб. и 10 000 руб., соответственно.
Полагая указанные выше постановления незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В статье 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении, в том числе с отходами потребления. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч руб.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Право на предоставление такой информации декларировано в статье 42 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Целью указанной правовой нормы является обеспечение социального контроля (от государственного до общественного, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания.
Предметом - экологическая информация, то есть существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.
Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В частях 1, 3 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ определено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В пункте 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что запрещаются, в частности: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статей 11, 15 Закона об отходах производства и потребления юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения (хранения и захоронения) с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Порядок учета в области обращения с отходами установлен Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года N 721. Согласно пункту 5 данного Порядка, учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.
Данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу. Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов (пункт 6 Порядка).
В силу пункта 7 Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Частью 2 статьи 19 Федерального закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 года N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе Росприроднадзора, введенная в действие с отчета за 2010 год. Срок представления государственной статистической отчетности поформе N 2-ТП (отходы) за 2012 год - до 01.02.2013 года.
В силу пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно пунктам 4. 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, который устанавливает требования к содержанию и представлению указанной отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 года N 30, отчетный период составляет один календарный год (пункт 4); отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5).
Из материалов дела следует, что в результате хозяйственной деятельности Общества образуются отходы: I класса опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки; IV класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный; V класса опасности - древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, опилки натуральной чистой древесины, стружка натуральной чистой древесины.
В связи с тем, что в деятельности Общества образуются отходы, на него распространяется установленная пунктом 2 статьи 19 и пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ обязанность по представлению в уполномоченные органы власти отчетности об образовании отходов.
Общество федеральное государственное статистическое наблюдение поформе N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2012 год в Департамент в срок до 01.02.2013 года не представило, чем нарушило требования пункта 2 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ и приказа Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 года N 17.
Факт нарушения Обществом требований Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подтвержден материалами дела об административном правонарушении и по существу не оспаривается заявителем, что было подтверждено его представителями в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае Общество имело возможность своевременно представить федеральное статистическое наблюдение поформе N 2-ТП (отходы) и отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для соблюдения требований Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части наличия в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии достоверных и допустимых доказательств данного факта в представленных административным органом материалах.
Так, арбитражный суд отметил, что доказательством совершения Обществом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, является отчет о выездном рассмотрении обращения Майоровой Н.И., при этом указанный отчет мог явиться лишь поводом к проведению в отношении ООО ПК "Велес" внеплановой проверки в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ либо поводом возбуждению в отношении ООО ПК "Велес" дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ, но не доказательством совершения Обществом вмененного ему правонарушения.
Во-первых, указанное обращение касалось иного лица ООО "Велес", которое на протяжении нескольких лет осуществляло несанкционированное складирование отходов производства (опилок) на землях общего пользования. При этом, из представленной в отношении ООО ПК "Велес" выписки из ЕГРЮЛ следует, что указанное лицо создано в 2011 году, производственная деятельность ООО ПК "Велес" стала осуществляться только с 2012 года, ООО "Велес" не является правопредшественником ООО ПК "Велес".
Во-вторых, при проведении выездного обращения гражданки Майоровой Н.И. присутствовал ее сын, который не является законным представителем указанного лица и который с жалобой или обращением в Департамент не обращался, иные доказательства, подтверждающие полномочия Майорова Р.С. в качестве представителя Майоровой Н.И. в материалы дела не представлены.
При проведении указанного выездного рассмотрения жалобы иные не заинтересованные лица и понятые участия не принимали. Фактически рассмотрение жалобы Майоровой Н.И. было проведено со слов ее сына Майорова Р.С.
В-третьих, текст представленного отчета выездного рассмотрения жалобы не содержит точных данных о количестве и составе отходов, а также месте их складирования. Также из указанного отчета однозначно не усматривается, что установленные должностным лицом Департамента отходы принадлежат ООО ПК "Велес", представитель которого пояснял, что образующиеся в процессе деятельности Общества отходы либо сжигаются либо разбираются местными жителями на опилки.
При этом материалами дела подтверждается, что после возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, Департамент каких-либо действий, направленных на установление состава и события выявленного правонарушения в действиях именно ООО ПК "Велес" помимо запроса документации указанной организации не осуществлял, административного расследования не проводил, протокола осмотра территории ООО ПК "Велес" и близлежащей территории с участием понятых не составлял.
Указанные выше выводы арбитражного суда заявителем апелляционной жалобы по существу не оспариваются.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным органом в данном случае не доказан факт сброса Обществом образующихся отходов производства (древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, опилки натуральной чистой древесины, стружка натуральной чистой древесины) на почву, а, следовательно, нарушение заявителем требований статьей 34, 35, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в связи с чем в материалах административного производства отсутствуют допустимые доказательства события правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Между тем, признавая незаконным постановление административного органа N 13АПН/13/13 от 09.07.2013 года, арбитражный суд не принял во внимание то обстоятельство, что помимо указанной выше объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, Департаментом также установлено, что Обществом в нарушение указанных выше норм права не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения; не ведется учет и не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке; в нарушение статьи 4.1, части 2 статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не подтвержден класс опасности образующихся отходов; не составлены паспорта опасных отходов 1-4 класса опасности, что является нарушением части 3 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ.
Как следует из материалов дела, согласно пояснительной записке к уведомлению N 13АПН/13/13 от 16.04.2013 года об административном правонарушении, подписанной директором ООО ПК "Велес" Ю.И. Борисовым и находящейся в материалах административного дела, производственная деятельность Обществом ведется с апреля 2012 года.
ООО ПК "Велес" осуществляет производственную деятельность по адресу - Кемеровская область, г. Юрга, ул. Шоссейная, 52 Б.
Основным видом деятельности Общества является производство деревянных строительных конструкции и столярных изделий; дополнительный вид деятельности - распиловка и строгание древесины, пропитка древесины.
Согласно приложению 5 пояснительной записки в результате производственной деятельности Общества в период с мая 2012 года по апрель 2013 года образовались следующие виды отходов: древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные в количестве 35,8 тонн (5 класс опасности); опилки натуральной чистой древесины в количестве 11 тонн (5 класс опасности); стружка натуральной чистой древесины в количестве 11 тонн (5 класс опасности).
Согласно сведениям об учете образования и движения отходов в ООО ПК "Велес", подписанным директором Общества Ю.И. Борисовым и находящимся в материалах административного дела, за период сентябрь 2011 года по апрель 2013 года Обществом образованы следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные, ртутьсодержащие в количестве 6 шт., код по Федеральному классификационному каталогу отходов (далее -ФККО) 353 301 00 13 01 1, 1 класс опасности; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные в количестве 35,8 тонн, код по ФККО 171 1200001 00 5, 5 класс опасности; опилки натуральной чистой древесины в количестве 11 тонн, код по ФККО 171 106 01 01 00 5, 5 класс опасности; стружка натуральной чистой древесины в количестве 11 тонн, код по ФККО 171 106 02 01 00 5, 5 класс опасности; мусор от бытовых помещений организаций несортированный в количестве 0,43 тонны, код по ФККО 912 004 00 01 00 4. Обществом ошибочно указан класс опасности - 5, так как данный вид отхода согласно ФККО имеет класс опасности - 4.
Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года и 1, 2 кварталы 2013 года, находящиеся в материалах административного дела, подтверждают образование Обществом следующих видов отходов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный в количестве 0,36 тонн; стружка натуральной чистой древесины в количестве 8,262 тонн; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные в количестве 26,852 тонн; опилки натуральной чистой древесины в количестве 8,262 тонн.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2 кварталы 2013 года также подтверждает образование и накопление на производственной площадке Общества в период январь - июнь 2013 года следующих отходов: древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, образовано 9,218 тонн, размещено на производственной площадке - 7,695 тонн; опилки натуральной чистой древесины, образовано 9,218 тонн, размещено на производственной площадке - 7,695 тонн; стружка натуральной чистой древесины, образовано 12,644 тонн, размещено на производственной площадке - 7,695 тонн; мусор от бытовых помещений организаций несортированный, образовано 0,135 тонн, размещено на производственной площадке - 0,135 тонн.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт образования Обществом в период с мая 2012 года по апрель 2013 года отходов 1, 4, 5 классов опасности с указанием видов отходов и количества отходов. Иного Обществом не доказано.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.
Из пунктом 1 и 2 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 года N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" следует, что критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 года N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", люминесцентные ртутьсодержащие лампы отнесены к I классу опасности.
В силуГОСТа 6825-91 (МЭК 81-84) "Лампы люминесцентные трубчатые для общего освещения" иГОСТа 12.3.031-83 "Система стандартов безопасности труда. Работа с ртутью. Требования безопасности" лампа люминесцентная трубчатая для общего освещения относится к отходам 1 класса опасности и подлежит хранению, транспортировке в герметических емкостях либо утилизации в соответствии с требованиями технологической документации, утвержденной в установленном законом порядке.
Ртутные отходы, бой и вторичное сырье, содержащее ртуть, подлежат утилизации в соответствии с требованиями технологической документации, утвержденной в установленном порядке и согласованном с органами санитарного надзора (пункт 6.6 ГОСТа 12.3.031-83 "Система стандартов безопасности труда. Работы с ртутью. Требование безопасности").
Как было указано выше, в процессе деятельности Общества образуются отходы: I класса опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки; IV класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный; V класса опасности - древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, опилки натуральной чистой древесины, стружка натуральной чистой древесины.
Однако заявителем, в нарушение указанных выше норм права паспорта отходов, документов (справки, акты выполненных работ) на передачу ртутьсодержащих ламп специализированным предприятиям для их дальнейшей утилизации (переработки), не представлено.
Более того, Обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт утилизации в соответствии с требованиями технологической документации, утвержденной в установленном порядке и согласованной с органами санитарного надзора, образованных в процессе хозяйственной и производственной деятельности отходов 1 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки).
Кроме того, в нарушение действующего законодательства Обществом не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения в целях установления видов отходов и отнесения их к классам опасности; учет в области обращения с отходами не осуществляло.
Таким образом, установленные Департаментом обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество осуществляло свою производственную деятельность с нарушениями экологических и санитарно-эпидемиологических требований, установленных действующим природоохранным законодательством.
Несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или с иными опасными веществами образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается заявителем.
Каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших Общество исполнить требования законодательства, не установлено.
Таким образом, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Доводы Общества о грубом нарушении Департаментом порядка проведения внеплановой проверки, установленного статьей 10 Закона N 294-ФЗ являются несостоятельными.
В рассматриваемом случае основанием для проведения внеплановой выездной проверки послужило обращения гражданина, содержащее сведение о нарушении законодательства об отходах.
Данное обращение заинтересованным лицом было воспринято как содержащее признаки возможного возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, а значит, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ являлось основанием для проведения внеплановой проверки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений требований Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1, частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Таким образом, независимо от оснований проведения проверки непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Доводы Общества о составлении протокола об административном правонарушении с нарушением сроков, установленных статьей 28.5 КоАП РФ, обоснованно отклонен судом, поскольку указанный срок не является пресекательным.
При этом судом первой инстанции правомерно установлено, что административным органом не допущено нарушений обязательных требований закона при производстве по делу об административном правонарушении.
Кроме того, вопрос о привлечении к ответственности должностных, либо юридических лиц решается административным органом с учетом достижения целей административного наказания, кроме того, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ).
Административным органом оспариваемое постановление вынесено в рамках предоставленных полномочий и в пределах санкции, установленной статьей 8.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в части признания незаконным постановления административного органа от 09.07.2913 года N 13АПН/13/13 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в указанной части и принятия нового судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 269 АПК РФ об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов (взыскании государственной пошлины) по апелляционной жалобе не рассматривается.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 октября 2013 года по делу N А27-10120/2013 отменить в части удовлетворения требований, в указанной части принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью Производственной компании "Велес" о признании незаконным и отмене постановления Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 09.07.2013 года N 13АПН/13/13 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Колупаева Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10120/2013
Истец: ООО Производственная компания "Велес"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области