Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2013 г. N 13АП-22491/13
г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А21-5007/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Любезников А.В. - доверенность от 06.11.2013
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от третьих лиц: 1) предст. Любезников А.В. - доверенность от 17.09.2013;
2) не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22491/2013) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.08.2013 по делу N А21-5007/2013 (судья Гурьева И.Л.), принятое
по иску (заявлению) Управления имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "Гвардейский район"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
третьи лица: 1) Администрация муниципального образования "Гвардейский район", 2) Квашук Леонид Васильевич
о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество
установил:
Управление имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "Гвардейский район" (далее - Управление имущественных отношений, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра, ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации прав за муниципальным образованием "Гвардейский район" на недвижимое имущество - квартиру, расположенную по адресу: Калининградская область, город Гвардейск, ул. Калининградская, 5-5, а также обязании Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права на указанное недвижимое имущество.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация муниципального образования "Гвардейский район" и Квашук Леонид Васильевич.
Решением суда от 26.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области обратилось с апелляционной жалобой на данное решение суда, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы Управление Росреестра ссылается на статью 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов_", статьи 1, 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также на постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения", в соответствии с которым приобретение жилья для указанных лиц должно осуществляться путем размещения заказов с учетом положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Управление Росреестра и Квашук Л.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без участия указанных лиц в соответствии со статьями 156 и 266 АПК РФ.
Представитель Управления имущественных отношений в судебном заседании доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 26.08.2013 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Апелляционная инстанция, исследовав материалы дела и оценив доводы жалобы, не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24 декабря 2012 года Квашук Л.В. обратился в Управление Росреестра с заявлением о регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, общей площадью 41,1 кв.м., в том числе жилой площадью 31,6 кв.м., кадастровый (условный) номер 39:02:010107:0015:213/А:0005, расположенную по адресу: Калининградская область, город Гвардейск, ул. Калининградская, дом 5, кв. 5.
Данная квартира приобретена на основании договора купли-продажи недвижимого имущества - жилого помещения для детей-сирот от 18.12.2012.
Сообщением от 11 марта 2013 года N 04/471/2012-86 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации договора купли-продажи на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в связи с неустранением причин приостановления регистрации.
Единственным основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации договора купли-продажи послужило приобретение спорного объекта недвижимости без соблюдения требований статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ), и непредставление в Управление документов, подтверждающих приобретение жилого помещения на торгах.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, Управление имущественных отношений обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 2 и 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 названного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона N 122-ФЗ, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
В абзацах 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В Законе о размещении заказов продажа недвижимого имущества как вид обязательства не выделена в отдельную категорию потребностей для государственных или муниципальных нужд, на которые распространяется его действие. Его действием охватываются лишь три вида сделок: поставка товаров, подряд и возмездное оказание услуг (часть 1 статьи 1 названного Закона).
Нормы, регулирующие правоотношения по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд, содержатся в параграфе 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законе о размещении заказов.
Отношения, связанные с приобретением недвижимого имущества, регулируются параграфом 7 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Поставка товаров для государственных нужд и продажа недвижимого имущества представляют собой отдельные виды договора купли-продажи (статья 454 ГК РФ).
Суд на основании анализа вышеприведенных нормативных положений пришел к обоснованному выводу о том, что правовое регулирование отношений купли-продажи недвижимого имущества и отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд различно, при этом действие Закона о размещении заказов не распространяется на заключение договора купли-продажи недвижимого имущества.
Приведенная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 5128/12 по делу N А40-8156/11-2-72.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил требования заявителя и признал незаконными действия Управления Росреестра, выразившиеся в отказе в государственной регистрации прав за муниципальным образованием "Гвардейский район" на недвижимое имущество - квартиру, расположенную по адресу: Калининградская область, город Гвардейск, ул. Калининградская, 5 - 5.
Доводы подателя жалобы о том, что порядок приобретения жилья для детей-сирот и иных лиц, оставшихся без попечения родителей, путем размещения заказов в соответствии с Законом N 94-ФЗ прямо предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения", основан на неправильном толковании данного нормативного правового акта, так как названное Постановление N 1203 такого требования не содержит, не следует это и из смыла приведенных в нем положений.
Не может быть признана обоснованной и ссылка Управления Росреестра на Федеральный закон 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как податель жалобы не наделен полномочиями в сфере контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 26.08.2013 отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 августа 2013 года по делу N А21-5007/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.