г. Томск |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А03-6367/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Киреевой О.Ю., Шатохиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.,
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: Безменова Е.А, доверенность от 07.08.2013,
от третьих лиц:
от Фомина А.В.: Фомина Т.А., доверенность от 10.01.2011,
от иных третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Солдатова Юрия Николаевича (07АП-9752/13) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.09.2013 по делу N А03-6367/2013 (судья Павлова Ю.И.)
по иску индивидуального предпринимателя Солдатова Юрия Николаевича (ИНН 220408546933, ОГРНИП 307220414400078)
к Администрации города Бийска (ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212),
третьи лица: Агапушкин В.А., Алехин В.И., Волков И.М., Демидов С.А., Ефимкин В.А., Зубцов С.Г., Камардин В.М., Комаров Д.С., Кондрашов С.Г., Куряков С.В., Матусович Ю.П., Назаров А.Е., Пикалов С.В., Попов В.П., Фаюстов В.Н., Фомин А.В., Хорохордин Ю.Н., общество с ограниченной ответственностью "БийскАлтайТур", общество с ограниченной ответственностью "Примар",
о признании недействительными итогов конкурса на осуществление перевозок пассажиров,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Солдатов Юрий Николаевич (далее -предприниматель, Солдатов Ю.Н.) обратился с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации города Бийска (далее - администрация) о признании недействительными итогов конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети города Бийска, состоявшегося в период с 22 марта по 5 апреля 2013 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Агапушкин В.А., Алехин В.И., Волков И.М., Демидов С.А., Ефимкин В.А., Зубцов С.Г.. Камардин В.М., Комаров Д.С., Кондрашов С.Г., Куряков С.В., Матусович Ю.П., Назаров А.Е., Пикалов С.В., Попов В.П., Фаюстов В.Н., Фомин А.В., Хорохордин Ю.Н., общество с ограниченной ответственностью "БийскАлтайТур" и общество с ограниченной ответственностью "Примар".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.09.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Солдатов Ю.Н. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. При этом податель указывает, что представленные Матусовичем Ю.П. документы на транспортные средства в полной мере свидетельствуют о несоответствии категории транспортных средств, заявленных для участия в конкурсе, требованиям конкурсной документации. Не соблюден 30-невный срок для подачи заявок. Показатели оценки заявок на участие в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автобусами, отраженные в приложении N 1 к постановлению администрации города Бийска от 15.02.2013 N 406 не соответствуют тем критериям, которые закреплены в приложении N 2 к постановлению администрации города от 27.04.2010 N 944. Указанные в конкурсной документации критерии ограничивают конкуренцию.
Администрация, Фомин А.В., Агапушкин В.А. в отзывах доводы апелляционной жалобы отклонили, решение суда просили оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, а также третьих лиц (за исключением Фомина А.В,), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представители администрации, Фомина А.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивали на оставлении решения суда без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации от 15.02.2013 N 406 проведен конкурс на осуществление пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети города Бийска.
Извещение о проведении конкурса опубликовано в газете "Муниципальный вестник" 20.02.2013 N 6 (309). Срок подачи заявок определен с 21.02.2013 по 21.03.2013.
Конкурс проводился по 7 группам маршрутов. Предприниматель подал 6 заявок на участие в конкурсе по группе маршрутов N 6 и был допущен к участию в конкурсе. Заявки на участи в конкурсе по данной группе маршрутов подал также Матусович Ю.П.
05.04.2013 подведены итоги конкурса, в группе N 6 победителем признан Матусович Ю.П. Комиссия определила количество баллов, набранных претендентами в соответствии с показателями оценки конкурса. Предприниматель набрал от 119 до 133 баллов, Матусович Ю.П. - от 161 до 175 баллов.
По итогам конкурса 14.04.2013 между администрацией и Матусовичем Ю.П. заключены договоры N N 01-17 на осуществление пассажирских перевозок по группе маршрутов N 6.
Указывая, что конкурс проведен с существенными нарушениями, предприниматель с настоящим иском обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что признание оспариваемых торгов недействительными в части групп маршрутов N N 1, 2, 3, 4, 5, 7 не может привести к восстановлению прав и имущественных интересов истца, допущенные нарушения в части группы маршрута N 6 не являются существенными, способными повлиять на результаты конкурса.
Апелляционный суд соглашается с выводами арбитражного суда, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Алтайского края от 12.09.2007 N 91-ЗС "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае" право осуществления перевозок по каждому установленному в соответствии с настоящим Законом маршруту предоставляется перевозчику на основании конкурсного отбора в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Условия и порядок проведения конкурса на осуществление перевозок пассажиров в городе Бийске определены в Положении о конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети города Бийска, утвержденном постановлением Администрации города Бийска от 27.04.2010 N 944 с последующими изменениями (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4.4 Положения извещение о проведении Конкурса должно быть опубликовано организатором Конкурса не менее чем за 30 дней до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе.
Конкурсная документация утверждается организатором Конкурса. В конкурсную документацию входят: Положение о Конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети г. Бийска, Показатели оценки Конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети г. Бийска, Перечень маршрутов, входящих в муниципальную маршрутную сеть города Бийска, и необходимое количество транспортных средств на них, Группы маршрутов для автобусов (пункт 4.5. Положения).
Перечень документов, предоставляемых претендентами для участия в конкурсе, определен в пункте 4.6 Положения.
Показатели, по которым комиссия проводит оценку представленных заявок по балльной системе, указаны в приложении N 2 к названному выше постановлению (по тексту - показатели оценки).
Победителем Конкурса признается участник, который по заключению Конкурсной комиссии набрал большее количество баллов в соответствии с показателями оценки заявок на участие в Конкурсе (пункт 5.15 Положения).
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Заинтересованными лицами по искам о признании торгов недействительными признаются организаторы торгов, участники торгов, стороны договора, заключенного по результатам торгов, и лица, незаконно не допущенные к участию в торгах.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 1 - 5 информационного письма от 22.12.2005 N 101 разъяснил, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
В силу пункта 44 совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Из изложенного следует, что, требуя признания торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными и применения последствий недействительности заключенной на таких торгах сделки.
Так как предприниматель не являлся участником торгов по группам маршрутов N N 1, 2, 3, 4, 5, 7, с учетом изложенных норм права суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что признание оспариваемых торгов недействительными в части групп маршрутов не повлечет восстановление прав и законных интересов истца.
Основанием для признания торгов недействительными являются только такие нарушения правил их проведения, которые, являясь существенными, повлияли на результат торгов (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101).
Наличие существенных нарушений порядка проведения оспариваемых торгов в части группы маршрутов N 6 также не нашло своего подтверждения в материалах дела.
Довод Солдатова Ю.Н. о том, что конкурсная комиссия руководствовалась показателями оценки заявок на участие в конкурсе, не прописанными в приложении N 2 к постановлению Администрации г. Бийска от 27.04.2010 N 944, подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, администрацией г. Бийска принято постановление от 31.01.2013 N 208 "О внесении изменений в постановление Администрации города Бийска от 27.04.2010 N 944 "О Конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети города Бийска", в котором Приложение N2 к Постановлению (Показатели оценки заявок на участие в конкурсе на право осуществление пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети города Бийска) изложено в новой редакции.
Поскольку постановление является нормативным правовым актом, оно было размещено на официальном сайте Администрации города Бийска, а также опубликовано в газете "Муниципальный вестник" (дата публикации 06.02.2013 N 40(307).
Таким образом, в извещении о проведении конкурса показатели оценки заявок на участие в конкурсе соответствуют действующей на момент конкурса редакции постановления Администрации г. Бийска от 27.04.2010 N 944.
Довод истца о том, что часть поданных Матусовичем Ю.П. заявок должны были быть отклонены по пункту 5.11 Положения, также подлежит отклонению.
Согласно подпункт "в" пункта 5.11, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случаях: участник, чьи транспортные средства, представленные на конкурс, не соответствуют по конструкции и техническому состоянию требованиям завода изготовителя.
В исковом заявлении истец не указал, какие конкретно транспортные средства не соответствуют и в чем выразилось несоответствие требованиям завода-изготовителя. В соответствии с Приказом МВД от 07.12.2000 N 1240 - проверка соблюдения нормативных правовых актов, устанавливающих требования к конструкции транспортных средств, проводиться путем осмотра при проведении государственного технического осмотра. При выявлении изменений конструкции, подлежащих внесению и не внесенных в регистрационные документы, эксплуатация транспортных средств запрещена.
Участник конкурса в соответствии с пунктом 4.6 Положения помимо прочих документов прикладывал к заявке копию технического осмотра транспортного средства, которое свидетельствует о соблюдении спорных требований участником конкурса Матусовичем Ю. П.
В соответствии с техническим регламентом колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720, категория "М" обозначает принадлежность транспортного средства к пассажирскому транспорту.
Категория "М2" - транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее помимо места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая масса не превышает 5т. Категория "М3" - транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая масса превышает 5 т.
Пассажирские автобусы в зависимости от их веса относятся к категории "М2" или "МЗ". Таким образом, "М2" и "М3" соответствуют категории D, о чем в паспорте транспортного средства в графе 4 делается отметка.
Как следует из представленных участником конкурса - Матусовичем Ю.П. документов, его транспортные средства соответствуют категории "М3", о чем имеется специальная отметка в соответствующем документе, спорные транспортные средства относятся к автобусам малого класса, так как их длинна не превышает 8 метров.
Следовательно, апелляционная жалоба в указанной части не соответствуют обстоятельствам дела и не подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 5 закона Алтайского края от 12.09.2007 N 91-ЗС "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае" организация транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах осуществляется администрацией муниципального образования.
Частью 4 статьи 5 указанного закона Алтайского края предусмотрено, что право осуществления перевозок по каждому установленному в соответствии с настоящим Законом маршруту предоставляется перевозчику на основании конкурсного отбора в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Организационные и контролирующие функции органов местного самоуправления реализуются, в том числе, посредством издания муниципальных правовых актов.
Во исполнение названных полномочий по организации транспортного обслуживания Думой г. Бийска принято решение от 25.08.2009 N 98 "Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории города Бийска".
Пунктом 9 раздела 3.1. Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории города Бийска, утвержденных решением Думы г. Бийска от 25.08.2009 N 98, предусмотрено, что организатором транспортного обслуживания населения в городе Бийске является Администрация города.
В перечень функций по организации транспортного обслуживания населения входят, в том числе, разработка конкурсной документации для проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на основе договоров по муниципальной маршрутной сети, информирование перевозчиков о проведении конкурсов, проведение указанных конкурсов (подпункт "б" пункта 10 раздела 3.1. Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории города Бийска).
Пунктами 11, 12 раздела 3.2. Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории города Бийска, утвержденных решением Думы г. Бийска от 25.08.2009 N 98, предусмотрено, что с целью отбора перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные и комфортные условия перевозки пассажиров, укрепления транспортной дисциплины в организациях и среди индивидуальных предпринимателей, удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров Администрация города не реже 1 раза в 3 года проводит конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным пассажирским транспортом по муниципальной маршрутной сети, с последующим заключением договоров с победителями конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автобусами по муниципальной маршрутной сети города Бийска. Порядок проведения конкурса определяется Администрацией города Бийска.
Таким образом, постановление от 27.04.2010 N 944 издано в рамках компетенции Администрации г. Бийска.
Иные доводы предпринимателя, в том числе о нарушении 30-дневного срока подачи заявок, нарушении конкуренции, являлись предметом детального исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционный суд соглашается.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает нарушения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Алтайского края и не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.09.2013 по делу N А03-6367/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6367/2013
Истец: Солдатов Юрий Николаевич
Ответчик: Администрация г. Бийска.
Третье лицо: Агапушкин Вячеслав Александрович, Алехин В. И., Волков Игорь Михайлович, Демидов Сергей Алексеевич, Ефимкин Владимир Анатольевич, Зубцов Сергей Геннадьевич, ИП Комаров Д. С., Камардин Владимир Михайлович, Кобзенко Михаил Юрьевич, Комаров Дмитрий Сергеевич, Кондрашов Сергей Геннадьевич, Куряков Сергей Владимирович, Матусович Юрий Петрович, Назаров Александр Ермолаевич, ООО "Бийскалтайтур", ООО Примар, Пикалов Сергей Васильевич, Попов В. П., Фаюстов Виктор Николаевич, Фомин А. В., Хорохордин Юрий Николаевич