г. Пермь |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А50-8305/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.
судей Зелениной Т.Л., Никольской Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Деконцевым Я.Ю.,
при участии:
от заявителя -Закрытого акционерного общества "Алендвик" : Эйриян Г.Н., доверенность от 25.04.2011, паспорт,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: Евдокимова Ю.Р., доверенность от 20.12.2012, паспорт,
от заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Зотова Т.А., доверенность от 28.01.2013, паспорт,
от заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья": Егорова Е.А., доверенность от 14.05.2013, паспорт; Елохова Г.С., доверенность от 17.05.2013, паспорт,
от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: Подпалый Ю.В., доверенность от 09.01.2013, удостоверение,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение арбитражного суда Пермского края
от03 октября 2013 года
по делу N А50-8305/2011,
принятое судьей Ремянниковой И.Е.,
по заявлению Закрытого акционерного общества "Алендвик" (ОГРН 1025901225943, ИНН 5905073205)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
заинтересованные лица: Общество с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (ОГРН 1035900082206, ИНН 5902817382), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании решения недействительным, признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Закрытое акционерное общество (общество, ЗАО) "Алендвик" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Пермского территориального отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.12.2009 N 5901/09-10252, о признании незаконными действий ФГУП "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" по государственному кадастровому учету объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:657 незаконными, о возложении на ФГБУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в полном объеме путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Набережная, 4, поставленном на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 59:01:0000000657 и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:7.
К участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью (общество, ООО) "Новая городская инфраструктура Прикамья", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Решением от 03.10.2013 признано недействительным решение Пермского территориального отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 22.12.2009, признаны незаконными действия ФГУП "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" по государственному кадастровому учету объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:657 незаконными, возложена обязанность по восстановлению в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:7 площадью 56 62297 кв. м, расположенном по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Набережная, 4.
Управление Росреестра по Пермскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае с принятым решением не согласны, обжалуют его в апелляционном порядке, просят отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ЗАО "Алендвик" в отзыве на апелляционные жалобы выразило возражения против их удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, арбитражным судом апелляционной инстанции признается соответствующим фактическим обстоятельствам, ЗАО "Алендвик" является собственником 1 -этажного здания картофелехранилища емкостью 2000 тонн с хранением в контейнерах с антресольным этажом общей площадью 1 703, 1 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Набережная, д. 4.
В обоснование заявленных требований указано на то, что ЗАО "Алендвик" обращалось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае для решения вопроса о формировании земельного участка, необходимого для использования картофелехранилища.
25.10.2010 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае издано Распоряжение N 1165-р "О формировании земельных участков, находящихся по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Набережная, 4" (Распоряжение).
Согласно п. 1 названного Распоряжения путем раздела единого землепользования с кадастровым номером 59:01:0000000:7 площадью 56 622, 97 кв. м сформированы земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 59:01:000000:657 площадью 52 227, 0 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Набережная, 4, под промышленную территорию и единое землепользование с кадастровым номером 59:01:0000000:7 площадью 54 395, 97 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Набережная, 4, под промышленную территорию.
Кадастровый номер вновь образованного единого землепользования идентичен первоначальному номеру.
Распоряжение содержит адресованное обществу "Новая городская инфраструктура Прикамья" указание поставить вновь образованные участки на кадастровый учет.
Согласно письму Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае N 01-16-15708/05 от 02.11.2010 участок с кадастровым номером 59:01:000000:657 сформирован под имущество, принадлежащее ЗАО "Алендвик" на праве собственности.
ЗАО "Алендвик" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании Распоряжения недействительным (Дело N А50-26633/2010).
Из сообщения заявителя следует то, что 02.02.2011 в ходе судебного заседания N А50-26633/2010 ему, заявителю, стало известно о постановке земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:657 на учет почти за год до издания Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае указанного Распоряжения - 22.12.2009.
22.12.2009 на основании заявления кадастрового инженера о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 23.11.2009 N 5901/101/09-5350 и представленного межевого плана от 28.09.2009 принято Решение N 5901/09-10252 о государственном кадастровом учете объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:657, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:0007 (Решение), при этом исходный земельный участок сохранен в измененных границах.
В указанном межевом плане сведения о наличии здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:657, отсутствуют.
Названное Решение, а также действия по государственному кадастровому учету объекта недвижимости - указанного земельного участка, являются предметом оспаривания.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Так, суд первой инстанции руководствовался положениями, предусмотренными ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 16, ст. 22, п. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п.п. 10 п. 63 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости", признал значимым то, что в документах, подаваемых на государственную регистрацию земельного участка, должны содержаться сведения о расположенных на указанном земельном участке объектах недвижимости, кадастровый учет земельных участков не может быть произведен на основании документов, не соответствующих требованиям закона.
В данном случае, как признано установленным, границы земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:657 определены без учета фактического расположения принадлежащего заявителю на праве собственности объекта недвижимости (без учета проведенной реконструкции), площадь застройки, указанная в акте ввода объекта в эксплуатацию от 27.12.1984 составляет 2 390 кв. м, то есть больше чем площадь сформированного земельного участка, границы земельного участка "отсекают" от здания картофелехранилища часть строения.
Последнее признано судом первой инстанции подтвержденным выкопировкой из публичной кадастровой карты, заключением ОАО "Пермарбюро" от 26.09.2013.
Кроме того, суд первой инстанции признал значимым то, что доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку с кадастровым номером 59:01:0000000:657 не обеспечен, в том числе, установлением сервитута.
Данное обстоятельство суд первой инстанции оценил как свидетельствующее о том, что требования пунктов 63, 66 Требований к подготовке межевого плана, приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (Требование) не были соблюдены.
Согласно п. 63 Требований в случае, если исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям (земельным участкам) общего пользования, находится в государственной или муниципальной собственности, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования в межевой план вносятся на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (утвержденных в установленном порядке схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, проектов границ земельных участков, актов об установлении сервитутов и т.п.); копии таких документов, заверенные кадастровым инженером, включаются в Приложение.
Если ограничение (обременение) права установлено или устанавливается в отношении всего земельного участка (в том числе в связи с обеспечением доступа к земельным участкам или землям общего пользования), сведения о содержании указанного ограничения (обременения) права приводятся в строке "Иные сведения" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях", реквизита "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" (п. 66 Требований).
Раздел "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" межевого плана от 28.09.2009 (23.11.2009) (лист N 10) признан судом первой инстанции содержащим информацию о том, что доступ к образуемому участку обеспечивается посредством земельного участка с кадастровым N 59:01:0000000:7, однако, на что обращено внимание в обжалуемом судебном акте, необходимых административных актов, предусмотренных пунктом 63 Требований, не издавалось, копии актов в межевом плане отсутствуют, земельный участок с кадастровым номером N 59:01:0000000:7 правом прохода, проезда (доступа) к земельному участку с кадастровым номером N 59:01:0000000:657 не обременен (не ограничен).
Результатом оценки приведенных обстоятельств явился вывод об отсутствии оснований для проведения кадастрового учета спорного земельного участка, признание оспариваемого решения Пермского территориального отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.12.2009 N 5901/09-10252 и последующих действий по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 59:01:000000:657 незаконными.
Суд первой инстанции оценил довод, основанный на положениях, предусмотренных пунктами 41, 62 Требований, отклонил его, исходя из приведенных выше нормативных требований, того, что в период подготовки межевого плана в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним уже имелись сведения об объекте недвижимости заявителя (запись регистрации N 59-59-01/045/2005-49 от 24.03.2005).
Содержит обжалуемое решение и оценку обстоятельств, установление которых повлекло признание заявителя заинтересованным лицом, права которого нарушены вне зависимости от факта самовольной реконструкции картофелехранилища.
В этой части суд первой инстанции исходил из положений, предусмотренных ст. ст. 1, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, из того, что после приведения объекта (здания картофелехранилища) в состояние, существовавшее до его реконструкции, заявитель будет вправе реализовать права, предусмотренные ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, судебных актов, обязывающих заявителя, снести здание картофелехранилища на момент рассмотрения настоящего спора не принято, невозможность приведения здания картофелехранилища в состояние, существовавшее до его реконструкции, не доказана.
Оспаривание Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в апелляционной жалобе результата приведенной оценки иной вывод в отношении сути принятого решения не влечет.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно того решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционных жалоб не влекут их удовлетворение.
Доводы апелляционных жалоб Управления Росреестра по Пермскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю заключаются в указании на обстоятельства, которые, по мнению этих лиц, свидетельствуют о постановке земельного участка с кадастровым номером 59:01:000000:657 государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, доводы заявителей апелляционных жалоб с учетом установленных по делу обстоятельств не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 03.10.2013 по делу N А50-8305/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8305/2011
Истец: ЗАО "Алендвик"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ПК, ФГУ "Земельная кадастровая палата по ПК"
Третье лицо: ООО "Землеустройство и градостроительство", ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья", ООО "Новогор-Прикамья", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, ТУ Росимущество по Пермскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"