г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А21-6713/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Абакумова И.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явились - извещены
от ответчика: не явились - извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24602/2013) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.10.2013 по делу N А21-6713/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Муниципальное казенное предприятие "Благоустройство" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской (далее - Управление) о назначении административного наказания от 26.07.2013 N 01-126/1-1/2013.
Дело рассматривалось в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 08.10.2013 заявленные требования предприятия удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на то, что предприятие законно привлечено к административной ответственности, поскольку осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разработанного проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не соблюдало законодательство в сфере природоохранной деятельности в части не соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, МКП "Благоустройство" пос. Рыбачий в ходе своей деятельности осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от котельной, эксплуатируемой данным предприятием, в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
МКП "Благоустройство" пос. Рыбачий располагается и осуществляет хозяйственную деятельность на территории особо охраняемой природной территории федерального значения - национальный парк "Куршская коса".
Управление посчитало, что предприятием нарушены требования статей 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) в части обязанности соблюдения юридическими, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, поскольку предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2012 и по настоящее время без разработанного проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Также предприятием нарушены требования в части обеспечения соблюдения нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, что явилось нарушением требований статей 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части необходимости установления нормативов допустимых выбросов для юридических лиц и статей 12, 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N96 - ФЗ) в части обязанности юридическими лицами разрабатывать нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, недопущения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без разрешения на выброс.
Управлением 15.07.2013 составлен протокол N 01-126/1-1/2013 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 26.07.2013 предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 20 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, сделав вывод о том, что Управление не доказало наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, находит жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, состоит в не соблюдении экологических требований, приведенных в диспозиции статьи, и предусмотренных в статьях 34 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закон N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 39 Закон N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (часть 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При этом, в силу статьи 1 Закона N 96-ФЗ под вредными (загрязняющими) веществами понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Согласно статье 22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно оспариваемому постановлению, предприятию вменено в вину совершение правонарушения, выразившееся в отсутствии проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
- технические нормативы выбросов;
- предельно допустимые выбросы.
Часть 3 указанной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона N 96-ФЗ в целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Материалами дела установлено, что предприятие использует квартальную котельную. В котельной установлены 2 котла КВС-29. ТУ, применяется уголь марки ДПК. Из копии паспорта котла водогрейного стального следует, что котел изготовлен в 2010, предназначен для работы на твердом топливе. За отопительный сезон 2012-2013 года израсходовано 314 тонн угля.
Предприятие, являясь юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно соблюдать требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки предприятие проект предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Управлению не представило. В базе данных (реестре) выданных, переоформленных, аннулированных разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешений на выбросы, действие которых приостановлено в 2009-2010 годы, переданной Управлению Северо-Западным управлением Ростехнадзора, МКП "Благоустройство" пос. Рыбачий не значится. Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от указанного стационарного источника (котельной) не выдавалось. Заявлений о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от МКП "Благоустройство" пос. Рыбачий в Управление не поступало.
Материалами дела подтверждается, что предприятие эксплуатировало угольную котельную в отсутствие проекта предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, что образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований, в том числе при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства).
Доказательств, исключающих вину предприятия в совершенном правонарушении, заявителем не представлено.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод Учреждения о наличии в деянии МКП "Благоустройство" состава указанного правонарушения.
На основании вышеизложенного решение суда подлежит отмене, с вынесением нового судебного решения об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.10.2013 по делу N А21-6713/2013 отменить.
В удовлетворении заявления Муниципального казенного предприятия "Благоустройство" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области от 26.07.2013 N 01-126/1-1/2013 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде 20 000 руб. административного штрафа - отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.Д. Абакумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6713/2013
Истец: МКП "Благоустройство"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по К/О, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области