В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 33 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона), дополнив ее частью второй, устанавливающей правила, в соответствии с которыми находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и не имеющие документов, удостоверяющих личность, до установления их личности подлежат на основании судебных решений направлению на срок до одного года в специальные учреждения, создаваемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или в специальные помещения уполномоченных государственных органов.
Авторами законопроекта справедливо отмечается, что в отношении иностранного гражданина, не имеющего документов, удостоверяющих личность, и совершившего административное правонарушение, влекущее административное выдворение за пределы Российской Федерации, не может быть составлен протокол об административном правонарушении, вынесено решение суда об административном выдворении, а также такой иностранный гражданин не может быть помещен в соответствующее специальное учреждение согласно требованиям Статьи 34 Федерального закона до исполнения решения суда об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Вместе с тем согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный Федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Таким образом, при отсутствии документов, удостоверяющих личность, не ясен порядок установления гражданства (подданства) лица, так как такое лицо может являться как иностранным гражданином, так и гражданином Российской Федерации либо лицом без гражданства. Кроме того, законопроектом не определен орган, к компетенции которого отнесено установление факта принадлежности лица к гражданству иностранного государства.
Необходимо учитывать, что устанавливаемые законопроектом правоотношения не являются предметом правового регулирования Федерального закона, поскольку вопросы содержания иностранных граждан, совершивших административное правонарушение или преступление, урегулированы соответственно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Предлагаемое законопроектом помещение рассматриваемой категории иностранных граждан в специальные учреждений на неопределенный срок (до 1 года) не соответствует как общепризнанным принципам и нормам международного права в части соблюдения прав и свобод человека, так и законодательству Российской Федерации.
Следует также отметить, что ни в законопроекте, ни в прилагаемых к нему материалах не содержится указания на источник финансирования содержания вышеназванной категории иностранных граждан в специально отведенных для этого помещениях уполномоченных органов либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не определен и порядок расходования соответствующих ассигнований на вышеназванные цели.
С учетом изложенного Правительством Российской Федерации представленный законопроект не поддерживается.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 28 января 2008 г. N 306п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 467430-4 "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный Курской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был