город Воронеж |
|
10 декабря 2013 г. |
Дело N А64-1898/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Агротехнологии": Жуйкова А.А., представителя по доверенности от 28.03.2012, Леонгард О.А., представитель по доверенности от 30.03.2012;
от управления сельского хозяйства Тамбовской области: Муликовой Н.А., представителя по доверенности от 30.05.2012;
от финансового управления Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агротехнологии" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.06.2013 по делу N А64-1898/2013 (судья Л.И. Пряхина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агротехнологии" (ОГРН 1036846999298, ИНН 6803120472) к управлению сельского хозяйства Тамбовской области, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - финансового управления Тамбовской области, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агротехнологии" (далее - ООО "Агротехнологии", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконными действий Управления сельского хозяйства Тамбовской области (далее - Управление, уполномоченный орган), выразившихся в совершении действий по отказу ООО "Агротехнологии" в предоставлении субсидий:
- на возмещение части затрат на уплату процентов в сумме 11 934 774 руб. по кредитам (займам) на общую сумму 450 000 000 руб., полученным на основании Кредитного соглашения N 000001002714 от 21.03.2012 г. с ЗАО "Кредит Европа Банк";
- на возмещение части затрат на уплату процентов в сумме 6 977 493 руб. по кредитам (займам) на общую сумму 350 065 579 руб., полученным на основании Кредитного соглашения N 00VN7L от 31.07.2012 г. с ОАО "Альфа Банк"; а также об обязании Управления сельского хозяйства Тамбовской области принять решение о предоставлении ООО "Агротехнологии" субсидий в сумме 18 912 267 руб., в том числе по кредитному соглашению N 000001002714 от 21.03.2012 г. в сумме 11 934 774 руб.; по кредитному соглашению N 00VN7L от 31.07.2012 г. в сумме 6 977 493 руб., с учетом принятых судом уточнений.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что суд области в рамках настоящего дела был обязан проверить оспариваемый отказ только в пределах мотивов, приведенных в данном отказе, однако судом исследовались также иные обстоятельства, не имеющие отношение к предмету заявленных требований. Также ссылается на то, что кредиты, выданные на основании кредитного соглашения, полностью соответствуют положениям Постановления Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах". По мнении Общества, законные основания для отказа в предоставлении субсидий у Управления отсутствовали.
Представители Общества в судебном заседании апелляционного суда доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить обжалуемое решение. Дополняя апелляционную жалобу, ее заявитель полагает, что отсутствие финансирования на момент рассмотрения заявления о предоставлении субсидий не может являться основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидий, поскольку это препятствует фактической выплате субсидий заявителю. Считает, что у Управления отсутствовали претензии относительно полноты и содержания представленных документов на момент рассмотрения заявления.
Представитель Управления сельского хозяйства Тамбовской области в судебном заседании апелляционного суда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагая принятое решение неподлежащим отмене. Ссылается на правомерность отказа в предоставлении субсидий. При этом указывает, что согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитным договорам (договорам займа), заключенным по 31 декабря 2012 г. на срок до 1 года. Ссылаясь на то, что в кредитных соглашениях установлены сроки окончательного погашения в 1 год и 6 месяцев, что не соответствует указанным Правилам, в связи с чем Управление полагает, в данном случае отсутствовали основания для субсидирования.
Финансовое Управление Тамбовской области в поступившем отзыве на апелляционную жалобу против удовлетворения жалобы возражает, полагая принятое решение законным и обоснованным. Ссылается на то, что судом дана верная оценка тому обстоятельству, что кредитные транши, предоставляемые банками в рамках кредитных соглашений, не являются самостоятельными обязательствами, а являются частью кредитов по открытым заявителю кредитным линиям. Кроме того указывает, что с учетом ведомственной структуры расходов областного бюджета на 2013 год осуществить финансирование мероприятий, направленных на реализацию программы предыдущего года, в текущем году не представляется возможным.
Финансовое Управление Тамбовской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие его представителей.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.11.2013 по 03.12.2013.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ООО "Агротехнологии" является сельскохозяйственной организацией, участником Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Тамбовской области от 23.03.2009 N 303.
21.03.2012 г. между ООО "Агротехнологии" (заемщик) и ЗАО "Кредит Европа Банк" (банк) заключено кредитное соглашение N 000001002714, согласно которому банк открывает заемщику кредитную линию на условиях кредитного соглашения и общих условий кредитования, подписанных сторонами 28.12.2010 г. с дополнительным соглашением N 1 от 28.12.2010 г., лимит задолженности - 450 000 000 руб., максимальный срок кредитного транша - 365 дней, дата окончания погашения - 20.09.2013 г., цель кредита - пополнение оборотных средств на приобретение семян, средств защиты растений, минеральных удобрений, ГСМ и запасных частей для осуществления ремонта сельскохозяйственной техники, процентная ставка по предоставленному кредитному траншу указывается в заявлении на выдачу кредитного транша, в редакции дополнительного соглашения N 2 к заявлениям от 01.11.2012 г. в рамках кредитного соглашения - 8,25% годовых.
В рамках указанного кредитного соглашения на основании заявлений Общества банком ЗАО "Кредит Европа Банк" предоставлялись кредитные транши в суммах:
20 820 000 руб. (кредитный транш N 1, заявление от 21.03.2012 г. N 00017838 на выдачу кредитного транша на срок до 21.03.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых);
20 000 000 руб. (кредитный транш N 2, заявление от 28.2012 г. N 00017863 на выдачу кредитного транша на срок до 28.03.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых);
54 500 000 руб. (кредитный транш N 3, заявление от 28.04.2012 г. N 00018081 на выдачу кредитного транша на срок до 26.04.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых);
43 360 000 руб. (кредитный транш N 4, заявление от 05.05.2012 г. N 00018120 на выдачу кредитного транша на срок до 03.05.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых);
31 635 825 руб. (кредитный транш N 5, заявление от 12.05.2012 г. N 00018143 на выдачу кредитного транша на срок до 10.05.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых);
45 885 000 руб. (кредитный транш N 6, заявление от 17.05.2012 г. N 00018182 на выдачу кредитного транша на срок до 17.05.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых);
44 162 875 руб. (кредитный транш N 7, заявление от 24.05.2012 г. N 00018209 на выдачу кредитного транша на срок до 24.05.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых);
36 736 714 руб. (кредитный транш N 8, заявление от 30.05.2012 г. N 00018244 на выдачу кредитного транша на срок до 30.05.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых);
38 362 071 руб. (кредитный транш N 9, заявление от 18.06.2012 г. N 00018383 на выдачу кредитного транша на срок до 18.06.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых);
20 860 755 руб. (кредитный транш N 10, заявление от 27.06.2012 г. N 00018438 на выдачу кредитного транша на срок до 27.06.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых);
22 315 784 руб. (кредитный транш N 11, заявление от 05.07.2012 г. N 00018549 на выдачу кредитного транша на срок до 05.07.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых);
68 739 667 руб. (кредитный транш N 12, заявление от 18.07.2012 г. N 00018549 на выдачу кредитного транша на срок до 18.07.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых);
2621 309 руб. (кредитный транш N 13, заявление от 31.07.2012 г. N 00018749 на выдачу кредитного транша на срок до 31.07.2013 г. включительно с уплатой 8 % годовых).
Также между ООО "Агротехнологии" (Заемщик) и Открытым акционерным обществом "Альфа-Банк" (Кредитор) 31.07.2012 г. заключено кредитное соглашение N 00VN7L об открытии невозобновляемой кредитной линии в российских рублях с лимитом 500 000 000 руб. для финансирования производственной программы, в том числе приобретения минеральных удобрений, средств защиты растений, семян, горюче-смазочных материалов, запасных частей для ремонта сельскохозяйственной техники и прочих текущих расходов под 8 % (с 23.11.2012 г. - 8,25%) годовых со сроком по 11.02.2014 г.
В рамках указанного соглашения на основании заявлений общества банком ОАО "Альфа-Банк" предоставлялись кредиты в суммах:
49 348 440 руб. (заявление от 31.07.2012 г. N 00VN7T001 о предоставлении кредита с 31.07.2012 г. по 30.07.2013 г.);
72 446 465 руб. (заявление от 01.08.2012 г. N 00VN7T002 о предоставлении кредита с 01.08.2012 г. по 31.07.2013 г.);
22 090 192 руб. (заявление от 07.08.2012 г. N 00VN7T003 о предоставлении кредита с 07.08.2012 г. по 06.08.2013 г.);
20 144 925 руб. (заявление от 13.08.2012 г. N 00VN7T004 о предоставлении кредита с 13.08.2012 г. по 12.08.2013 г.);
20 000 000 руб. (заявление от 21.08.2012 г. N 00VN7T005 о предоставлении кредита с 21.08.2012 г. по 20.08.2013 г.);
31 647 557 руб. (заявление от 06.09.2012 г. N 00VN7T006 о предоставлении кредита с 06.09.2012 г. по 05.09.2013 г.);
97 388 000 руб. (заявление от 05.12.2012 г. N 00VN7T007 о предоставлении кредита с 06.09.2012 г. по 05.09.2013 г.);)
37 000 000 руб. (заявление от 18.12.2012 г. N 00VN7T008 о предоставлении кредита с 05.12.2012 г. по 04.12.2013 г.);
В порядке реализации права на получение субсидий из средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат по кредитам 29.12.2012 г. ООО "Агротехнологии" обратилось в Управление сельского хозяйства по Тамбовской области (исх. от 28.12.2012 г. N 864/1) с письмом о принятии документов на субсидирование по указанным выше договорам.
Письмом от 29.12.2012 г. N 01-14/470 Управление сельского хозяйства Тамбовской области отказало Обществу в предоставлении субсидий по указанным соглашениям, указав, что предусмотренные средства направлены получателям субсидий в полном объеме, а субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных ассигнований, выделенных на текущий финансовый год.
Посчитав данный отказ в части возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на основании Кредитного соглашения N 000001002714 от 21.03.2012 г. с ЗАО "Кредит Европа Банк" и Кредитного соглашения N 00VN7L от 31.07.2012 г. с ОАО "Альфа Банк", незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии законных основания для отказа Управлением Обществу в предоставлении субсидий.
Суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции неподлежащим отмене исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействия) необходимо одновременное наличие указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ; из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (ч.2 ст.78 БК РФ).
Согласно ч.1 ст. 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Заявитель является сельскохозяйственной организацией.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 г. N 90 были утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
В соответствии с п. 4 указанных Правил субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются при выполнении определенных условий. Одним из таких условий является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления субсидий, а также перечни документов, необходимых для получения субсидий.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 23.03.2009 г. N 303 утверждена Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009-2012годы.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. N 77 (Приложение N 1 к постановлению) были утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств, поступивших из федерального и областного бюджетов на финансирование мероприятий программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы (далее - Правила), утратившие силу с 01.01.2013 г. на основании постановления администрации Тамбовской области от 21.01.2013 г. N 37.
Согласно п. 2 названных Правил, субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных ассигнований, выделенных на текущий финансовый год из средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и средств областного бюджета, предусмотренных управлению сельского хозяйства области (далее - Управление) в сводной бюджетной росписи областного бюджета на финансирование Программы на очередной финансовый год.
В соответствии с соглашением от 20.02.2012 г. N 175/179 с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации Управлению сельского хозяйства Тамбовской области были доведены на лицевой счет управления N 03642003450 в УФК по Тамбовской области объемы финансирования в размере 418 749 000 руб. по КБК 010 0405 2670510 810 (целевая статья расходов 2670510 - возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2009-2012 годах на срок до 1 года).
Из материалом дела усматривается, что в целях реализации права на получение субсидий из средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат по кредитам ООО "Агротехнологии" обратилось в Управление сельского хозяйства по Тамбовской области 29.12.2012 г. (исх. от 28.12.2012 г. N 864/1).
Вместе с тем, обстоятельства настоящего дела свидетельствуют, что данные субсидии в полном объеме были перечислены на расчетные счета иных получателей субсидий, последнее поступление средств по управлению на выплату субсидий в сумме 127 386 000 руб. - 25.12.2012 г., все средства данного транша были перечислены Управлением 26-27 декабря 2012 г. на счета получателей субсидии, согласно представленных ими расчетов субсидий.
В подтверждение доводов об отсутствии лимитов финансирования на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении субсидий (29.12.2012 г.) Управлением в материалы дела представлены выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств для отражения операций за 2012-2015 годы с приложениями за 25.12.2012 г., 26.12.2012 г., 27.12.2012 г.; расходное расписание от 25.12.2012 г.; выписка из журнала регистрации банковских документов за 2012 г.; отчеты об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом, о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств по состоянию на 01.01.2013 г.
Из отчетов о состоянии лицевого счета управления об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации по состоянию в 01.01.2013 г. следует, что доведенные лимиты бюджетных обязательств на 2012 г. по коду по БК 01004052670510810241 в размере 872 935 руб., по коду 01004052670510810242 - в размере 417 876 065 руб. не использованы в сумме 0 руб.
Постановление Правительства РФ от 04.02.2009 г. N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", Правила о предоставлении субсидий, утвержденные Постановлением администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. N 77, утратили силу с 01.01.2013 г., Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы завершена.
Таким образом, поскольку на момент обращения Общества в Управление за предоставлением соответствующих субсидий лимит выделенных на соответствующие цели бюджетных средств полностью освоен, заявителю по делу правомерно было отказано в предоставлении субсидий.
При этом апелляционная коллегия отклоняет довод подателя апелляционной жалобы о том, что отсутствие финансирования на момент рассмотрения заявления о предоставлении субсидий не может являться законным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидий, поскольку действующее законодательство предусматривает перечисление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, то есть только в пределах денежных средств, выделенных на реализацию принятых обязательств по выдаче субсидий на текущий год.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 21.11.2012 г. N 1443 утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020годы (далее Программа).
В этой связи апелляционный суд находит, что заявитель не был лишен права на последующее обращение за предоставлением соответствующих субсидий в рамках программы, утвержденной Постановлением Администрации Тамбовской области от 21.11.2012 г. N 1443.
С учетом изложенных обстоятельства дела, апелляционный суд признает, что оспариваемый отказ соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, апелляционный суд считает ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии основания для отказа Обществу в предоставлении субсидий по причине того, что заявитель, имея кредитные договоры на срок более года, не подпадает под программу предоставления субсидий, с учетом следующего.
Порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах регулировался в спорный период Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (вместе с "Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах") (далее - Правила предоставления и распределения субсидий).
В соответствии с п. 2 данных Правил установлено, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением затрат:
а) по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года:
- ельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2009 г., - на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции;
- организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2009 г., - на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что согласно кредитному соглашению N 00VN7L от 31.07.2012 г., заключенному между ООО "Агротехнологии" (заемщик) и ОАО "Альфа-Банк", банк открывает заемщику кредитную линию на условиях кредитного соглашения и общих условий кредитования.
Из кредитного договора следует, что банк открывает заемщику кредитную линию, в рамках которой устанавливает максимальную сумму задолженности (Лимит задолженности) в размере 500 000 000 руб. на срок с 31.07.2012 по 11.02.2014 включительно (срок действия лимита задолженности).
В течение срока действия Лимита задолженности Банк предоставляет Заемщику кредитные транши (далее - Кредит) с начислением процентов за пользование кредитом. Срок действия соглашения установлен - до полного исполнения сторонами своих обязательств по данному соглашению.
Согласно п. 2.4 соглашения, кредиты в течение срока действия Кредитной линии предоставляются на срок не более 12 месяцев.
Аналогичные положения указаны в кредитном соглашении от 21.03.2012 г. N 000001002714, заключенном между ООО "Агротехнологии" (Заемщик) и ЗАО "Кредит Европа Банк".
В силу ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 16242/12 по делу N А40-124245/11-133-1062, Высший Арбитражный суд Российской Федерации различает понятия "договор об открытии кредитной линии" и "кредитный договор".
Так договор об открытии кредитной линии в отличие от обычного кредитного договора предполагает право заемщика в особом порядке в течение определенного срока получить от кредитора денежные средства в согласованном сторонами размере.
Порядок предоставления кредитных средств регламентирован Положением Банка России от 31.08.1998 N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" (далее - Положение N 54-П).
Согласно Положению N 54-П одним из способов предоставления банком денежных средств клиентам является заключение договора об открытии кредитной линии. На основании такого договора клиент-заемщик приобретает право на получение и использование денежных средств в течение определенного срока при соблюдении особых условий, которые по своему экономическому содержанию отличаются от условий договора, предусматривающего разовое (единовременное) предоставление денежных средств.
Так клиент-заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств при соблюдении одного из следующих условий:
- общая сумма предоставленных клиенту-заемщику денежных средств не превышает максимального размера (лимита), определенного в соглашении (договоре) ("лимит выдачи");
- в период действия соглашения (договора) размер единовременной задолженности клиента-заемщика не превышает установленного ему данным соглашением (договором) лимита ("лимит задолженности").
Таким образом, из анализа приведенных положений следует, что кредитная линия - это юридически оформленное обязательство банка перед заемщиком предоставлять ему в течение определенного периода кредиты в пределах согласованного лимита.
Предоставление денег в рамках кредитной линии производится после заключения кредитного договора, имеющего свои особенности.
Во-первых, деньги предоставляются несколькими траншами, не превышающими указанного в кредитном договоре лимита задолженности, и по мере необходимости, определяемой самим заемщиком.
Во-вторых, как правило, стороны договора помимо условия о процентах, которые уплачиваются за фактически предоставленный кредит, согласовывают условие об уплате заемщиком особого вознаграждения банку за кредитование на условиях кредитной линии.
Лимит задолженности определяет максимально допустимый размер кредитной задолженности заемщика перед банком, при погашении которой заемщик вновь может пользоваться кредитными средствами. При кредитовании таким способом клиент сам выбирает, когда и какие суммы ему брать и когда - погашать.
Кредитным соглашением N 00VN7L от 31.07.2012 г. установлен лимит задолженности в размере 500 000 000 рублей.
При этом указанный в договоре срок с 31.07.2012 по 11.02.2014 определен как срок действия кредитной линии, то есть период, в течение которого клиент вправе обращаться за получением Кредитов.
Данным соглашением установлено, что максимальный срок кредита (то есть каждого из кредитов, полученных в рамках кредитной линии) составляет 12 месяцев (пункт 2.4).
С учетом всех изложенных обстоятельств, апелляционный суд считает установленным, что разовые кредитные договоры, предусмотренные в рамках договоров кредитных линий N 000001002714 и N 00VN7L, заключались Обществом сроком до 1 года, что не противоречит пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 N 90.
Подтверждением факта выдачи Банкми Кредитов на срок до 1 года является также заявление на выдачу кредита от 18.12.2012 (т. 1, л.д. 94), заявление об уплате процентов (т.1, л.д. 56).
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд считает ошибочным вывод суда области о том, что у Управления помимо рассмотренного выше основания для отказа в предоставлении субсидий, имелось также иное основание, выразившееся в заключении кредитных договоров на срок более года.
Кроме того, оценивая законность отказа в предоставлении субсидий, суд первой инстанции также сослался на непредставление всех необходимых документов, указанных в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. N 77, а также на наличие задолженности по налоговым платежам и иным обязательным платежам; на нецелевое использование кредита (займа).
Однако, требования заявителей о признании незаконными действий Управления основано на письме от 29.12.2012 г. N 01-14/470.
Данным письмом Обществу отказано в предоставлении субсидий в связи с тем, что предусмотренные на текущий финансовый год средства направлены получателям субсидий в полном объеме. Данное обстоятельство приведено в качестве единственного основания для отказа. Иных оснований для отказа Управлением приведено не было.
Таким образом, поскольку полнота представленного Обществом пакета документов, согласно пункту 10 Правил, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. N 77, а также наличие задолженности по налоговым платежам и иным обязательным платежам и нецелевого использования кредита (займа) уполномоченным органом не оценивались, данные обстоятельства не подлежат оценке судом, поскольку, как было указано выше, не относятся к предмету настоящего спора.
Вместе с тем, апелляционный суд находит, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, поскольку у Управления имелось законное основание для отказа в предоставлении субсидий - полное освоение лимита выделенных на соответствующие цели на текущий год бюджетных средств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина относится на ООО "Агротехнологии".
Общество за рассмотрение апелляционной жалобы уплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей платежным поручением N 4629 от 11.06.2013. Поскольку по смыслу пунктов 3, 12 части 1 статьи 333.21 НК РФ, при подаче апелляционной жалобы организацией подлежит уплате государственная пошлина в размере 1 000 рублей, госпошлина в размере 1 000 рублей, излишне уплаченная заявителем, подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.06.2013 по делу N А64-1898/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Агротехнологии" (ОГРН 1036846999298, ИНН 6803120472) справку на возврат государственной пошлины в сумме 1000 рублей из федерального бюджета, уплаченной платежным поручением N 4629 от 11.06.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1898/2013
Истец: ООО "Агротехнологии", ООО "Агротехнология"
Ответчик: Управление сельского хозяйства по Тамбовской области, Управление сельского хозяйства Тамбовской области
Третье лицо: Финансовое управление Тамбовской области