г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2013 г. |
Дело N А56-25474/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Семеновой А.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Иванова А.Н. по доверенности от 24.04.2013;
от заинтересованного лица: Овчинникова В.О. по доверенности от 20.05.2013 N 15-14-559/13;
от третьего лица: Пяттоевой И.Я. по доверенности от 09.01.2013 N 1.45-17;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21901/2013) ООО "Рекламное агентство "Вертикаль" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2013 по делу N А56-25474/2013 (судья Савина Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Рекламное агентство "Вертикаль"
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
третье лицо: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Горэлектротранс"
о признании незаконными решений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Вертикаль" (195030, Санкт-Петербург, пр.Наставников, д.28, лит.А, пом.2Н16П, ОГРН 1047855006033, далее - ООО "РА Вертикаль",общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга ( 193060, Санкт-Петербург, Смольный, к.245, ОГРН 1037869018219,далее - Комитет, государственный орган) от 08.02.2013 N 9839, 9841, 9845, 9849, 9856, 9858, 9869, 9870, 9896, от 15.02.2013 NN 9902, 9951, от 02.03.2013 NN 10070 - 10078, 10081, 10098, 10104, от 07.03.2013 NN 10131-10133, 10135-10147, от 09.03.2013 NN 10179-10188, 10192, 10194, 10195, от 10.03.2013 NN 10190, 10191, 10193, 10196, 10197, 10198, 10199, 10200, 10201, от 12.03.2013 NN 10202, 10203, 10204, 10206, 10207, 10208, 10211, 10213, 10214, 10215, 10218, 10219, 10221, 10223, 10224, 10226, 10227, от 18.03.2013 NN 10230, 10231, 10232, 10233, 10234, 10235, 10236, 10237, 10238, 10239, 10240, 10241, 10243, 10244, 10245, 10246, 10247, 10249, от 25.03.2013 N 10278, 10283, 10289, 10292.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Горэлектротранс" (196105, Санкт-Петербург, ул.Сызранская, д.15, далее - СПб ГУП "Горэлектротранс", предприятие).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ООО "РА Вертикаль" отказано на том основании, что договор, заключенный между обществом и СПб ГУП "Горэлектротранс" и предоставляющий обществу право пользования объектами (опорами контактной сети), не может являться основанием для размещения рекламных конструкций на земельном участке (недвижимом имуществе) без проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга. Факт заключения договора между заявителем и СПб ГУП "Горэлектротранс" не порождает обязанность Комитета по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель общества и третьего лица поддержали доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что опоры наружного освещения, к которым присоединяются рекламные конструкции, в соответствии с условиями заключенного обществом и СПб ГУП "Горэлектротранс" договора являются объектами движимого имущества, принадлежащими предприятию на праве хозяйственного ведения. Действующим законодательством не предусмотрено право Комитета распоряжаться либо ограничивать права СПб ГУП "Горэлектротранс" на распоряжение имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения.
Представитель Комитета в судебном заседании с доводами общества не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между СПб ГУП "Горэлектротранс" и ООО "РА Вертикаль" по результатам открытого конкурса заключен договор N РО-11/613, согласно которому предприятие предоставляет обществу право на пользование объектами (опорами контактной сети), принадлежащими СПб ГУП "Горэлектротранс" на праве хозяйственного ведения, для размещения пользователем наружной рекламы.
В январе и феврале 2013 года ООО "РА Вертикаль" обратилось в Комитет с заявлениями о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в виде кронштейнов.
Решениями от 08.02.2013 N 9839, 9841, 9845, 9849, 9856, 9858, 9869, 9870, 9896, от 15.02.2013 NN 9902, 9951, от 02.03.2013 NN 10070 - 10078, 10081, 10098, 10104, от 07.03.2013 NN 10131-10133, 10135-10147, от 09.03.2013 NN 10179-10188, 10192, 10194, 10195, от 10.03.2013 NN 10190, 10191, 10193, 10196, 10197, 10198, 10199, 10200, 10201, от 12.03.2013 NN 10202, 10203, 10204, 10206, 10207, 10208, 10211, 10213, 10214, 10215, 10218, 10219, 10221, 10223, 10224, 10226, 10227, от 18.03.2013 NN 10230, 10231, 10232, 10233, 10234, 10235, 10236, 10237, 10238, 10239, 10240, 10241, 10243, 10244, 10245, 10246, 10247, 10249, от 25.03.2013 N 10278, 10283, 10289, 10292 Комитет в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге отказал, сославшись на нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7. статьи 19 Федеральным законом "О рекламе" от 13.03.2006 N38-ФЗ (далее - Закон N38-ФЗ).
Общество, не согласилось с указанным решением, поскольку, по его мнению, к заявлениям были приложены все документы, предоставление которых предусмотрено Законом N 38-ФЗ и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.06.2006 N 904, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании решений Комитета незаконными.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства, установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В силу части 5 данной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Оспариваемые отказы Комитета в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций мотивированы нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Части 5.2 - 5.7 статьи 19 Закона N 38-ФЗ регламентируют порядок проведения торгов.
Согласно части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 30.04.2008 N 278-47 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования земельных отношений на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 278-47) Правительство Санкт-Петербурга уполномочено осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена.
Суд первой инстанции правомерно указал, что опоры контактной сети, на которых предполагается размещение рекламных конструкций, установлены на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 N 904 "О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге и проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 904) утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации Федерального закона "О рекламе" (далее - Порядок).
Пунктом 1 Постановления N 904 и пунктом 5 Порядка установлено, что Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление функций по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге и иных полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных в статье 19 Федерального закона "О рекламе".
Пунктом 6.1.2 Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, утвержденного Постановлением N 904, предусмотрено, что к перечню обязательных документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, отнесено подверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в пункте 4 настоящего Положения законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем указанного недвижимого имущества.
Пунктом 1.2 Требования к размещению рекламных конструкций в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением N 904 установлено, что по месту расположения рекламные конструкции подразделяются на следующие типы:
отдельно стоящие рекламные конструкции - стационарные наземные рекламные конструкции на собственных опорах;
рекламные конструкции, располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта;
рекламные конструкции, располагаемые на столбах освещения, опорах контактной сети.
Таким образом, размещение рекламных конструкций на опорах контактной сети в Санкт-Петербурге не запрещено, но возможно при соблюдении требований, предъявляемых к установке рекламных конструкций Законом N 38-ФЗ и Постановлением N 904.
Во всех разрешенных случаях установки рекламной конструкции предусмотрено согласие собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества, на котором располагается движимое имущество с присоединенной к нему рекламной конструкцией.
Как правомерно указал суд первой инстанции, договор N РО-11/613 от 30.12.2011, согласно которому СПб ГУП "Горэлектротранс" предоставляет ООО "РА Вертикаль" право на пользование объектами (опорами контактной сети), принадлежащими СПб ГУП "Горэлектротранс", на наличие которых ссылается заявитель в обоснование заявленных требований, не является основанием для размещения рекламных конструкций на земельном участке (недвижимом имуществе) без проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга (за исключением недвижимого имущества, закрепленного за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве).
Факт заключения данного договора не создает для Комитета обязанности по выдаче разрешений на установку рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 1-1 Постановления N 904 заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга (за исключением недвижимого имущества, закрепленного за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве), осуществляется Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городской центр размещения рекламы" на основе торгов, проводимых Комитетом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку торгов на право заключения договора на установку рекламных конструкций по указанным в оспариваемых решениях адресам Комитетом не проводилось, то отказы Комитета в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций вследствие нарушения требований, установленных частями 5.1 - 5.7 статьи 19 Закона N 38, соответствуют действующему законодательству.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы общества о том, что суд неправомерно не применил положения статей 294, 295 ГК РФ и статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", поскольку данные нормы не регламентируют спорные правоотношения.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
При подаче апелляционной жалобы обществом платежным поручением от 25.10.2013 N 2179 оплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, из которых 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ как излишне уплаченной.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 августа 2013 года по делу N А56-25474/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Рекламное агентство Вертикаль" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25474/2013
Истец: ООО "Рекламное агентство Вертикаль"
Ответчик: Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
Третье лицо: СПБ ГУП "Горэлектротранс"