Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2013 г. N 13АП-23058/13
г. Санкт-Петербург |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А56-75211/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Пампу Н.Б.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Афонский Д.С., доверенность от 06.12.2013 N 15-10-05/47554;
от 3-го лица: Горячев В.А., доверенность от 25.12.2012 N 08-17155;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23058/2013) общества с ограниченной ответственностью "СтройКапитал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2013 по делу N А56-75211/2012 (судья Покровский С.С.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "СтройКапитал"
к УФНС России по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Главное управление Министерства Юстиции РФ по Санкт-Петербургу
об оспаривании действий
установил:
ООО "СтройКапитал" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительной записи о ликвидации Фонда Содействия Офицерам Запаса Правоохранительных Органов (ФСОЗПО, место государственной регистрации: 190013, г. Санкт-Петербург, пр-т Московский, дом 18-20, литера А, пом. 15Н, ОГРН 1027801569751, далее - Фонд), внесенную УФНС России по Санкт-Петербургу в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, реестр). Заявление основано на нормах статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и мотивировано доводами о несоблюдении УФНС России по Санкт-Петербургу установленного статьями 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации порядка ликвидации юридического лица, повлекшего нарушение прав и законных интересов ООО "СтройКапитал" как кредитора Фонда на общую сумму около 1 млн рублей по договору подряда от 31.08.2011 N 25.
В отзыве от 25.03.2013 б/н УФНС России по Санкт-Петербургу (далее - регистратор, регистрирующий орган) возражало против удовлетворения заявления как необоснованного и указало, что соответствующая запись внесена в реестр на основании распоряжения Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу от 28.03.2012 N 604 и решения Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.01.2012 по делу N 2-134/12.
Определением от 28.03.2013 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области прекратил производство по делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду. Определение отменено постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013, вопрос направлен на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
Определением от 19.06.2013 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области привлек к участию в деле иное заинтересованное лицо - Главное управление Минюста России по Санкт-Петербургу.
Решением от 06.09.2013 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал ООО "СтройКапитал" в удовлетворении заявления о признании незаконной записи, внесенной в ЕГРЮЛ 03 апреля 2012 года УФНС России по Санкт-Петербургу, о прекращении деятельности Фонда Содействия Офицерам Запаса Правоохранительных Органов (ОГРН 1027801569751).
В апелляционной жалобе ООО "СтройКапитал" настаивает на удовлетворении заявления. По мнению заявителя, внесение налоговым органом записи об исключении Фонда из ЕГРЮЛ нарушило его права как кредитора.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2013 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд ликвидирован Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.01.2012.
Запись о ликвидации Фонда была внесена 03 апреля 2012 года в реестр УФНС России по Санкт-Петербургу на основании Распоряжения Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу от 28.03.2012 N 604, принятого во исполнение вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.01.2012 по делу N 2-134/12.
Оспариваемая запись проверена Куйбышевским районным судом Санкт-Петербурга по жалобе иного лица и вступившим в законную силу решением районного суда от 14.08.2012 в требовании о признании ее незаконной отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что отсутствует необходимый предусмотренный пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридический состав: действия не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения и удовлетворению заявления ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 19 данного Закона предусматривает порядок ликвидации некоммерческой организации, который аналогичен положениям, содержащимся в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе, при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Решение о ликвидации Фонда принято 18.01.2012Ленинским районным судом Санкт-Петербурга. Запись о ликвидации Фонда была внесена 03 апреля 2012 года в реестр УФНС России по Санкт-Петербургу на основании Распоряжения Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу от 28.03.2012 N 604, принятого во исполнение вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.01.2012 по делу N 2-134/12.
Оспариваемая запись проверена Куйбышевским районным судом Санкт-Петербурга по жалобе иного лица и вступившим в законную силу решением районного суда от 14.08.2012 в требовании о признании ее незаконной отказано.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
Таким уполномоченным органом являлось Министерство юстиции Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации").
На основании решения о государственной регистрации, принятого органом Минюста России, налоговый орган вносит соответствующие сведения в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 3 статьи 13.1 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
Совершение налоговым органом действий, связанных с ведением единого государственного реестра юридических лиц, в рассматриваемом случае предопределено тем решением, которое было принято органом Минюста России.
Согласно пункту 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 12.11.2010 г. N 343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Закона о государственной регистрации или решений судов.
Министерство юстиции Российской Федерации (территориальные органы) направляют в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Законом о государственной регистрации (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда.
Действия регистрирующих (налоговых) органов при исполнении решений судов о признании недействительными актов о государственной регистрации юридического лица, разъяснены методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.01.2003 г. N ММ-6-09/133 для территориальных органов МНС России при осуществлении ими государственной регистрации юридических лиц и ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
Акт государственной регистрации юридических лиц, регистрации изменений сведений о юридических лицах и предпринимателях (в данном случае - регистрационная запись в ЕГРЮЛ) не является индивидуальным (ненормативным) правовым актом, не содержит властных предписаний и запрещений, в том числе не носит разового характера, поскольку относится к особым действиям юридического характера, совершаемым органами исполнительной власти в пределах установленных полномочий, и представляет собой систему записей, обжалование или изменение которых не предусмотрено статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ни государственная регистрация изменений, ни сама регистрационная запись, в отличие от решения регистрирующего органа, не являются ненормативным актом государственного органа, который подлежит оспариванию в суде, поскольку является лишь фактом подтверждения проведенной государственной регистрации.
В силу положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, предъявление любого иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из установленных обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав, а также охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, учитывая характер правовых последствий, связанных с совершением налоговым органом оспариваемых действий.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2013 по делу N А56-75211/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.