город Ростов-на-Дону |
|
05 декабря 2013 г. |
дело N А32-23488/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Войцешко И.С.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2013 по делу N А32-23488/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Приморское"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Приморское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.07.13 N 15-29-196ПВ-4/Ю о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Решением суда от 05.09.13 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован малозначительностью вменённого обществу в вину правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий публично-правовых обязанностей в сфере природоохранного законодательства в части недропользования.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Управление и общество, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей управления и общества.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.06.13 административным органом проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации обществом, расположенного по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, с. Шабельское.
Общество располагается на землях Щербиновского района Краснодарского края и осуществляет пользование недрами с целью добычи питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов.
Общество осуществляется пользование недрами на основании лицензии на право пользования недрами КРД 03836 ВЭ. Срок окончания действия лицензии - 10.12.16. Участкам недр общей площадью 0,27 га, в пределах свободных площадок под размещение колодцев и ограничением по глубине до 28 м, придается статус горного отвода. Обществом предоставлены паспорта артезианских скважин в количестве 4-х шт.
В ходе проведения проверки установлено, что общество: осуществляет добычу подземных вод в отсутствии проекта (технологической схемы) разработки, предоставленного участка недр разработанного и утвержденного в установленном законом порядке; величины водоотбора в журналах учета не фиксируются, наблюдение за уровнем подземных вод на водозаборных скважинах не проводится, замеры уровней воды в журналах режимных наблюдений не фиксируются; программа мониторинга подземных вод на текущий год не разработана, отчет о ее выполнении за предыдущий год в филиал по Краснодарскому краю ФГУ "ТФИ по ЮФО" не сдан, форма федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" за 2012 не сдана.
02.07.13 указанные выше нарушения отражены в акте проверки N 15-29-05ЭП, составленном на основании распоряжения от 13.05.13 N 01-04-19/97, в присутствии генерального директора общества Слесаренко Ю.А. Копия акта 02.07.13 вручена генеральному директору общества Слесаренко Ю.А., что подтверждается его подписью.
02.07.13 обществу в установленном порядке выдано предписание N 15-29-196ПВ-1 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно предписано: добычу подземных вод осуществлять на основании проекта (технологической схемы) разработки предоставленного участка недр. Копия предписания 02.07.13 вручена генеральному директору общества Слесаренко Ю.А., что подтверждается его подписью.
02.07.13 обществу в установленном порядке выдано предписание N 15-29-196ПВ-2 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно предписано: осуществлять ведение мониторинга подземных вод. Копия предписания 02.07.13 вручена генеральному директору общества Слесаренко Ю.А., что подтверждается его подписью.
02.07.13 по результатам проверки управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 15-29-196ПВ-3 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Протокол вынесен в присутствии генерального директора общества Слесаренко Ю.А. В протоколе сделана отметка, что рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества состоится 12.07.13 в 10 час. 40 мин., по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Пляжная, д. 9. Копия протокола 02.07.13 вручена генеральному директору общества Слесаренко Ю.А., что подтверждается его подписью.
12.07.13 государственным инспектором управления Гайдадей В.А., в присутствии генерального директора общества Слесаренко Ю.А., вынесено постановление N 15-29-196ПВ-4/Ю по делу об административном правонарушении, в котором общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Копия постановления 12.07.13 вручена генеральному директору общества Слесаренко Ю.А., что подтверждается его подписью.
Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление правильно отменено судом первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по использованию использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира.
Следовательно, подлежат применению нормы специального закона в области недропользования.
Специальным законом, устанавливающим порядок выдачи лицензии на пользование недрами, является Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
Согласно статье 9 Закона N 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Статьей 12 Закона N 2395-1 предусмотрено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пунктом 2 части 1 статьи 20 Закона N 2395-1 установлено, что право пользования недрами прекращается при отказе владельца лицензии от права пользования недрами.
Согласно статье 21 Закона N 2395-1 в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 20 настоящего Закона, отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов, предоставивших лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока.
Из приведенного следует, что недропользователь в течение всего срока действия лицензии обязан обеспечить соблюдение условий, содержащихся в данной лицензии или в приложениях, являющихся неотъемлемой ее частью. При этом законодателем исходит из того, что фактическое пользование недрами (недропользование) презюмируется в течение всего срока действия лицензии.
Из Лицензионного соглашения об условиях пользования обществом недрами с целью добычи подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов являющегося неотъемлемым приложением к лицензии серия КРД N 03836 ВЭ, выданной обществу, следует:
- Владелец лицензии обязан в течении года с даты государственной регистрации лицензии разработать программу ведения объектного мониторинга подземных вод, согласовать ее в установленном законодательством Российской Федерации порядке, организовать, финансировать из собственных средств и осуществлять постоянное ведение мониторинга в соответствии со следующими требованиями: во время работы колодца должна фиксироваться величина водоотбора в журналах учета по формам, утвержденным приказом МПР РФ от 08.07.2009 N 205, которая должна проводиться 1 раз в 10 сут. (при круглосуточной работе) и перед каждой остановкой насоса (при прерывистой работе). Во всех случаях должно фиксироваться время работы насоса. В соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", колодцы должны быть оборудованы специальными водомерами, фиксирующими величину отбора воды и устройствами для замера уровня; наблюдения за уровнем подземных вод в колодце при ее круглосуточной работе, должны производиться 1 раз в месяц одновременно с измерением дебита колодца в одни и те же установленные даты. При некруглосуточной работе колодца измерения следует проводить с той же периодичностью перед каждой остановкой насоса и перед ее включением, с указанием времени простоя. Измерение уровня должно производиться два раза подряд: если второй раз получится новый отсчет, то двухкратное измерение уровня повторяется. Замеры уровней должны фиксироваться в журналах режимных наблюдений, с указанием высоты патрубка и поправки на рулетку (электроуровнемер); отбор проб на сокращенный химический анализ должен проводиться не реже одного раза в год; необходимо осуществлять постоянное наблюдение за техническим состоянием колодцев и площадок вокруг них; конструкция и устье колодца должны обеспечивать производство замеров уровня и отбор проб на проведение химических анализов. Замеры водоотбора подземных вод должны производиться приборами, прошедшими метрологическую экспертизу (пункт 4.5).
Согласно статье 23.2 Закона N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Частью 2 указанной статьи (введенной Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ) предусмотрено, что технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В силу части 3 указанной статьи (введенной Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ) порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Указанный в части 3 статьи 23.2 Закона N 2395 -1 порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр утвержден Постановлением Правительства от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", вступившим в законную силу с 18.03.2010.
Согласно ч. 3 ст. 9 постановления Правительства РФ от 03.03.2010 г. N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" при осуществлении пользования недрами для питьевых и технических нужд необходимо разработать проект водозабора.
Как указывает в письме от 21.10.10 г. N ПС-03-31/12329 Федеральное агентство по недропользованию подготовка, согласование и утверждение технических проектов разработки подземных вод (проектов водозаборов) является обязательным.
Согласно пункту 3 письма Федерального агентства по недропользованию от 21.12.10 г. N ПС-03-31/12329 сроки составления проектов разработки месторождений подземных вод (проектов водозаборов) должны быть отражены в лицензиях на пользование недрами. Учитывая, что лицензии выданы до вступления в силу действующей редакции статьи 23.2 Закона о недрах, в лицензионные условия должны быть внесены изменения в части определения сроков составления и согласования проектов водозаборов.
Однако, как верно установлено судом первой инстанции, указанные сроки в лицензионном соглашении отсутствуют, изменения в лицензионное соглашение на момент вынесения оспариваемого постановления не вносились.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что у обществана момент обнаружения правонарушения и вынесения оспариваемого постановления отсутствовала возможность соблюдения требований статьи 23.2 Закона N 2395 -1.
В отношении выявленных проверкой нарушений о том, что величины водоотбора в журналах учета не фиксируются, наблюдение за уровнем подземных вод на водозаборных скважинах не проводится, замеры уровней воды в журналах режимных наблюдений не фиксируются, программа мониторинга подземных вод на текущий год не разработана, отчет о ее выполнении за предыдущий год в филиал по Краснодарскому краю ФГУ "ТФИ по ЮФО" не сдан, форма федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" за 2012 не сдана, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ и квалификации их как малозначительных.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
Согласно п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области охраны собственности государства на недра.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в Особенной части названного кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
В рассматриваемом случае общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права, так как совершенное им противоправное деяние не связано с умышленным нарушением законодательства.
На основании изложенного, исходя из целей и общих правил назначения наказания, оценив обстоятельства и характер совершенных нарушений (величины водоотбора в журналах учета не фиксируются, наблюдение за уровнем подземных вод на водозаборных скважинах не проводится, замеры уровней воды в журналах режимных наблюдений не фиксируются, программа мониторинга подземных вод на текущий год не разработана, отчет о ее выполнении за предыдущий год в филиал по Краснодарскому краю ФГУ "ТФИ по ЮФО" не сдан, форма федерального статистического наблюдения N 4-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод" за 2012 не сдана), ущерба третьим лицам и государству, судом первой инстанции сделан правильный вывод, о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о малозначительности вменённого обществу в вину правонарушения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правильно признал незаконным и подлежащим отмене постановление от 12.07.13 N 15-29-196ПВ-4/Ю.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23488/2013
Истец: ЗАО "Приморское"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
Третье лицо: Региональный отдел федерального экологического надзора (г. Ейск) Управления Росприроднадзора по КК и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю