Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2013 г. N 13АП-23095/13
г. Санкт-Петербург |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А56-28076/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.
при участии:
от истца (заявителя): Опехтин Д.М. по доверенности от 05.02.2013
от ответчика (должника): Тимофеева Е.Б по доверенности от 28.06.2013
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23095/2013) ООО "СМЭУ "Заневка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2013 по делу N А56-28076/2013 (судья Швецова Н.П.), принятое
по иску ООО "Строительно-монтажное эксплуатационное управление "Заневка"
к МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в лице администрации муниципального образования "Заневское сельское поселение"
3-е лицо: ООО "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Янино"
о взыскании 4 708 117 рублей
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное эксплуатационное управление "Заневка" (далее - истец) (адрес 188689, Ленинградская область, дер. Янино-1, ул. Кольцевая д. 1 "А", ОГРН 1104703001809) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Муниципального образования "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице администрации муниципального образования "Заневское сельское поселение" (далее - ответчик) (адрес: 195298, Санкт - Петербург, дер. Заневка д. 48, ОГРН 1064703001021) разницы в ценах за предоставленные населению ресурсы в виде водоснабжения и водоотведения, а также тепловой энергии за период с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 4 708 117 рублей.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2013 истцу в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, и посчитав, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, истец обратился с апелляционной жалобой.
По мнению подателя жалобы, в результате принятия ответчиком акта об установлении размера платы (тарифа) для населения за получаемый ресурс в виде водоснабжения и водоотведения, а также тепловой энергии за период с 01.09.2012 по 31.12.2012 ресурсоснабжающей организации, в лице истца причинен ущерб в размере 4 708 117 рублей, что составляет разницу между экономически обоснованным тарифом, установленным ЛенРТК и тарифом для населения, установленным Советом депутатов МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Кроме того податель жалобы считает, что судом первой инстанции необоснованно оказано в принятии заявления истца заявленного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении предмета и основания иска.
Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явилось.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом и Администрацией муниципального образования "Заневское сельское поселение" заключены договор аренды муниципального имущества-комплекса объектов водоснабжения и водоотведения N 111/10 от 16.09.2010 и договор аренды муниципального имущества - комплекса объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения N 116/10 от 01.10.2010.
На основании договоров аренды истец осуществляет эксплуатацию объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на территории муниципального образования "Заневское сельское поселение". Полномочия истца на оказания услуг по водоснабжению, теплоснабжению и водоотведению подтверждены ответчиком письмом от 31.03.2011 N 470/02-16.
В целях обеспечения населения МО "Заневское сельское поселение" услугами по водоснабжению, теплоснабжению и водоотведению между истцом и управляющей организацией ООО "ПЖКХ "Янино" с 01.03.2011 заключены договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ и договор на пользование тепловой энергией (в горячей воде) от 01.03.2011 N 10 т-ук.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области N 214-п от 23.12.2011 и Приказом ЛенРТК N 158-п от 25.11.2011 на 2012 год, истец считает, утвержден экономически обоснованный тариф на водоснабжение и водоотведение и тариф на тепловую энергию поставляемые на территорию муниципального образования "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, с учетом НДС, в следующем размере:
- на питьевую воду - 44,88 рубля/м(3);
- на водоотведение - 61,91 рубль/ м(3); - на тепловую энергию - 2097,95 рублей/Гкал.
Расчеты между СМЭУ "Заневка" и ПЖКХ "Янино" за поставленные населению Заневского сельского поселения ресурсы, в виде водоснабжения и водоотведения, а также тепловой энергии, осуществлялись согласно установленным тарифам ЛенРТК.
Решением общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах, обслуживание которых осуществляло ПЖКХ "Янино" с 01.09.2012 избран новый формат взаимоотношений с управляющей компанией, а именно: оплата полученного ресурса в виде водоснабжения и водоотведения, а также тепловой энергии производились непосредственно ресурсоснабжающей организации - СМЭУ "Заневка", на основании квитанций оформленных муниципальным предприятием "Центр коммунальных платежей и социальных субсидий Всеволожского района Ленинградской области" в рамках договора N 48П/06-10 от 29.06.2010.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области N 46 от 19.06.2012 на второе полугодие 2012 года в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 установлен размер платы для населения, который составил:
- на питьевую воду - 31,25 рубль/ м(3);
- на водоотведение - 31,42 рубль/ м(3);
- на тепловую энергию - 1586 рублей/Гкал.
Положением о порядке предоставления субсидий из бюджета МО "Заневское сельское поселение" управляющим и ресурсоснабжающим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, на компенсацию части платы за отопление; горячее и холодное водоснабжение и водоотведение в связи с необходимостью соблюдения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования "Заневское сельское поселение" от 09.04.2012 N 122 предусмотрено возмещение межтарифной разницы.
Посчитав, что соответствии с расчетом задолженности межтарифной разницы, а также актом сверки, размер задолженности ответчика по возмещению разницы в ценах за потребленные населением муниципального образования "Заневское сельское поселение" ресурсы и предоставленные услуги водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в сентябре, октябре, ноябре, декабре 2012 года составили 4 708 117 рублей, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт отмене не подлежит на основании следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. В этот перечень включены услуги по теплоснабжению.
Размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 утверждены Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг.
В пункте 2 названного Постановления предусмотрена необходимость органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2006 N 772) установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения уровня платежей ниже 100% экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Между Муниципальным образованием "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице Администрации МО "Заневское сельское поселение" и ООО "СМЭУ "Заневка" были заключены договоры аренды муниципального имущества:
- комплекса объектов водоснабжения и водоотведения N 111/10 от 16.09.2010;
- комплекса объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения N 116/10 от 01.10.2010. На основании договоров аренды ООО "СМЭУ "Заневка" осуществляет эксплуатацию объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на территории МО "Заневское сельское поселение". В целях обеспечения населения МО "Заневское сельское поселение" услугами по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению между ООО "СМЭУ "Заневка" и управляющей организацией ООО "ПЖКХ "Янино" с 01.03.2011 заключены: договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ; договор на пользование тепловой энергией (в горячей воде).
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства ЛО (ЛенРТК) N 214-п от 23.12.2011 и Приказом ЛенРТК N 158-п от 25.11.2011 на 2012 год был утвержден экономически обоснованный тариф на водоснабжение и водоотведения и тариф на тепловую энергию, поставляемые на территорию МО "Заневское сельское поселение" с учетом НДС в следующем размере: - на питьевую воду - 44,88 руб./ м3; - на водоотведение- 61,91 руб. / м3; на тепловую энергию - 2097,95 руб./ Гкал. Расчеты между ООО "СМЭУ "Заневка" и ООО "ПЖКХ "Янино" за поставленные населению ресурсы осуществлялись согласно установленным тарифам ЛенРТК.
Как следует из материалов дела, согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Совет депутатов МО "Заневское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области решением N 46 от 19.06.2012 установил на второе полугодие 2012 года в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 следующий размер платы для населения: - на питьевую воду - 31,25 руб./ м3; - на водоотведение- 31,42 руб. / м3; на тепловую энергию - 1586 руб./ Гкал.
С 01.09.2012 решением общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах, обслуживание которых осуществляло "ПЖКХ "Янино", был изменен порядок оплаты поставленных ресурсов - денежные средства перечислялись непосредственно ООО "СМЭУ "Заневка" на основании квитанций, оформленных муниципальным предприятием "Центр коммунальных платежей и социальных субсидий Всеволожского района Ленинградской области" в рамках договора N 48П/06-10 от 29.06.2010.
Перечисление субсидии производится на основании Постановления администрации МО "Заневское сельское поселение" от 09.04.2012 N 122 "Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий из бюджета МО "Заневское сельское поселение" управляющим и ресурсоснабжающим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, на компенсацию части платы за отопление; горячее и холодное водоснабжение и водоотведение в связи с необходимостью соблюдения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги).
Согласно пункту 2.3 Положения, расчет (начисление) платежей гражданам, проживающим в жилых помещениях домов всех форм собственности, за соответствующий коммунальный ресурс производится управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией по установленной Решением Совета депутатов МО "Заневское сельское поселение" цене для населения на текущий период.
В соответствии с пунктом 7 Положения для получения субсидии управляющие компании и ресурсоснабжающие организации за 1 квартал и далее ежемесячно в срок до 15 числа текущего месяца предоставляют в финансово-экономический сектор Администрации заявку с указанием суммы субсидии, подлежащей перечислению в текущем месяце с приложением расчета, составленного на основании документов, указанных в пункте 5: - договора между Администрацией и управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией, - копии договора на поставку соответствующего коммунального ресурса, - расчета планируемого объема потребления коммунальных ресурсов поставляемых населению на текущий год, согласованного с ресурсоснабжающей организацией, - а также планового расчета суммы субсидии на текущий год (с помесячной разбивкой).
В соответствии с пунктом 10 Положения управляющие компании ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в сектор ЖКХ и благоустройства Администрации отчет о полученных от ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсах (приложение 2 к настоящему Положению). Управляющие компании представляют указанный отчет, согласованный с ресурсоснабжающей организацией.
В случае непредставления данного отчета в установленные сроки перечисление субсидий может быть приостановлено.
При наличии разногласий между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией в объемах поставленных коммунальных ресурсов финансово-экономический сектор Администрации принимает объемы поставленных коммунальных ресурсов по данным ресурсоснабжающей организации до момента снятия разногласий, после чего производится перерасчет по согласованным объемам.
Материалами дела подтверждено, что Договоры между ООО "СМЭУ "Заневка" и ООО "ПЖКХ "Янино" были расторгнуты, о чем Администрация не была уведомлена и продолжала перечислять межтарифную разницу третьему лицу - ООО "ПЖКХ "Янино", которое в свою очередь перечисляло полученные от ответчика субсидии в адрес ресурсоснабжающей организации ООО "СМЭУ "Заневка".
При этом факт перечисления Администрацией субсидии за холодное водоснабжение и водоотведение, а также за отопление и горячее водоснабжение в общей сумме 10 948 017,51 рублей, рассчитанных в соответствии с условиями Положения N 122, подтвержден платежными документами.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание документально подтвержденную позицию ответчика, о том, что объем субсидий, рассчитанный на 2012 год, был перечислен в срок до сентября 2012 года, в связи с чем за спорный период перечислений не производилось. Доказательств того, что субсидии были перечислены не в полном объеме, установленном на 2012 год, не имеется. Акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2012 по 31.08.2012 между ООО "ПЖКХ Янино" и ООО "СМЭУ "Заневка" не подписан и, соответственно, не был представлен в Администрацию для сверки субсидии, перечисленной через ООО "ПЖКХ".
Более того, как правомерно отмечено судом первой инстанции за 2012 год ООО "СМЭУ "Заневка" представило в администрацию отчет по реализации воды, стоков и отпуску тепловой энергии, согласно которого субсидия, перечисленная за 2012 год через ООО "ПЖКХ", соответствует объему отпущенного ресурса за 2012 год. Основанием для установления факта 100% перечисления субсидии от ООО "ПЖКХ" к ООО "СМЭУ "Заневка", являются платежные поручения с отметкой банка о зачислении средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
При указанных обстоятельствах, при том, что доказательств, подтверждающих представление в соответствии с условиями Положения N 122 ежеквартального отчета управляющей компании и сведений об объемах полученных коммунальных ресурсов с 01.09.2012, а также доказательств, подтверждающих неполучение субсидий от ООО "ПЖКХ Янино" - получателя денежных средств по договору с Администрацией, в материалы дела в нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Общества.
Ссылка истца на то, что платежные поручения о перечислении сумм, представленные в доказательство фактического перечисления субсидий, не могут таковыми являться, поскольку в назначении платежа имеют ссылку на договоры оказания услуг, отклоняется апелляционным судом в силу того, что субсидии являются компенсацией части платы за ресурсы населению, имеют целевое значение и перечисление их производится в соответствии с отчетом по ресурсам, поставленным снабжающими организациями по договорам.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно не принято во внимание ходатайство об изменении предмета и основания иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также не принимается во внимание в силу его противоречия нормам процессуального права, а также позиции истца. В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества просил взыскать с ответчика межтарифную разницу в размере 4 708 117 рублей, в то время как в уточнениях ООО "СМЭУ "Заневка" были заявлены к взысканию убытки, причиненные действиями органа местного самоуправления.
Таким образом, исходя из требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что ООО "СМЭУ "Заневка" не доказало доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2013 по делу N А56-28076/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.